• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»

Психоаналитический коучинг: все только начинается!

Слушатели первого курса нашей магистерской программы постепенно погружаются на глубины психоаналитического коучинга. О том как происходит этот процесс, читайте в эссе слушательницы первого курса.

Психоаналитический коучинг: все только начинается!

Еще совсем недавно понятие «психоанализ» мало что для меня значило и, в основном  ассоциировалось только с  Фрейдом, может быть, немного с Юнгом, а также некоторыми их работами, которые, если честно, мне казались сложными, скучными и не понятными. И, конечно, я никак не могла себе представить, что жизнь меня приведет в магистратуру на курс «Психоаналитический коучинг и бизнез-консультирование».

С первых же лекций пришло понимание, что это не совсем обычное обучение, оно не похоже на то, что я проходила ранее. Курс, однозначно, будет полон открытий (сколько новых слов, понятий, так необычно и красиво звучащих, как будто специально подобранных для психоанализа – ментализация, символизация, репрезентация, фантазм, проекция, интроекция и др., как много новых имен – Мелани Кляйн, Кохут Хайнц, У. Бион,  Д. Винникотт, Д. Мельтцер, О. Кернберг, А. Ферро). Без сомнений, курс существенно изменит мою жизнь (встреча с выпускниками, наблюдения за поведением второкурсников - в этом не остается никаких сомнений).

С первых дней стало ясно, насколько я заблуждалась! Мир психоанализа – это не просто мир Фрейда, это мир символов, метафор, чувств, образов, это мир бессознательного. И этот мир необходимо научиться чувствовать (это одна из главных задач на пути к психоаналитической работе).

«Настоящая психоаналитически ориентированная работа – это когда вы воспринимаете, не только то, что говорит клиент, а когда вы выпускаете свои бессознательные щупальцы», - повторяет на своих лекциях и мастер-классах руководитель нашей программы Андрей Владимирович Россохин.

Поле, создаваемое между клиентом и аналитическим коучем, поле бессознательного - самое важное в психоаналитическом коучинге. Мы создаем пространство, в котором клиент может чувствовать себя безопасно, не бояться быть уязвимым, в котором клиент готов открываться. И задача коуча – полное присутствие: внимательно слушать, замечать, свидетельствовать и возвращать клиенту то, что с ним происходит.

Коуч должен научиться улавливать, что клиент чувствует, какие эмоции клиент вызывает в самом коуче. Для этого «психоаналитики настраивают свою психику как индивидуальный инструмент» говорит преподаватель курса по «История и теория психоанализа» Виталина Олеговна Чибис.
«И очень важно понять, как твой инструмент функционирует, как он звучит», тогда мы сможем четко разделять свои эмоции и эмоции клиента, понимать, где есть перенос клиента и контрперенос коуча, а где перенос самого коуча (и это тема отдельной работы с супервизором).

Как создается это «волшебное» поле между коучем и клиентом, как аналитический коуч считывает информацию из этого поля – нам демонстрируют на своих занятиях Андрей Владимирович Россохин (курс «Психоаналитический Executive коучинг») и Мария Груздева (курс «Техника и практика бизнес-коучинга»).

Впервые я ощутила это поле на себе именно на курсе «Техника и практика бизнес-коучинга».

Ничто не предвещало каких-либо эмоций. Я с предвкушением ждала первой встречи с бизнес-коучингом. Преподаватель представилась, немного рассказала о себе и предложила задавать вопросы. Прозвучало несколько вопросов от самых активных слушателей (как я теперь понимаю, от тех, чье Супер ЭГО не столь жестко их контролирует, позволяя быть более свободными в своих высказываниях,  ошибаться, и у которых всегда есть какие-то вопросы) и далее наступает тишина. Вроде, все вопросы исчерпаны, время идет, преподаватель сохраняет спокойствие, ожидая дальнейших вопросов, которых у слушателей, явно, нет.

Постепенно я начинаю ощущать, как на меня нахлынула волна нарастающего раздражения. «Сколько мы еще будем ждать вопросов? Какие могут быть вопросы, если это первая лекция? Давайте не терять время! » - звучит раздраженный  голос в голове.

И тут кто-то рядом выкрикнул: «Мы что, создаем коучинговое пространство?». Последовал одобрительный кивок преподавателя, и тут же посыпались вопросы со всех сторон.

Возможно, так и создается это волшебное пространство, где появляются вопросы, где нет оценок, и самое главное, нет «правильных» ответов. Любое высказывание допустимо, равноценно и приветствуется.  Нет правильных решений, есть множество гипотез, позволяющих «разрыхлить поверхность», посмотреть на вопрос или кейс с разных сторон, запустить ассоциации.

Продолжаю наблюдать за своими чувствами, замечаю, как вместо раздражение приходит смятение и тут же слышу свой контролирующий голос: «Ты пришла учиться, так учись, вместо  того, чтобы раздражаться, включайся в работу».

Наконец, все сдвинулось с мертвой точки, группа разбилась на подгруппы, все  получили в работу практические кейсы. Но не успели мы начать обсуждение, как появились новые эмоции – соперничество, непонятно откуда взявшаяся агрессия, желание, чтобы тебя не только услышали, но обязательно приняли твою точку зрения. И особое раздражение вызвал один из участников, который, как мне казалось, был особенно агрессивен, никого не слышал, отстаивая свою точку зрения, и, как мне казалось, не желающий меня даже выслушать. Я начала более уперто выдвигать свою версию.

Мои эмоции не остаются не замеченными. «Агрессивный» участник обращает мое внимание на мой неприемлемый для групповой работы агрессивный тон и я тут же проваливаюсь в чувство стыда и вины.

Что со мной происходит? Почему меня вдруг начали одолевать столь противоречивые и сильные эмоции? Да еще, как мне кажется, не свойственные мне. Откуда это желание, высказаться, откуда эта агрессия? Это моя агрессия или кого-то другого? Это перенос или контрперенос? Как это понять?

В голове проносится целый ураган мыслей. А как я веду себя на совещаниях с коллегами? Как часто на совещаниях я раздражена, но не агрессивна, но зато другие участники, по моему мнению, переполнены агрессией. И тогда чья это агрессия? Может я вытесняю свою агрессию, поскольку агрессивное поведение на работе не допустимо и в результате вижу свою проекцию?

Никогда еще я не чувствовала такую важность осознания своих эмоций. Что я чувствую в текущий момент? Чьи это эмоции? Чем они могут быть вызваны?

Однозначно, психоаналитический коучинг, прежде всего, позволит мне полностью разобраться с собой и, как минимум, развить свой эмоциональный интеллект, и, наверное, именно это мне в нем больше всего нравится.
(Эссе слушательницы 1-го курса Наталии Исаевой)