• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»

Выйти за пределы крепостной стены

Разговор об ограничениях классического коучинга и особенностях психоаналитического. Руководитель нашей программы, Андрей Россохин дал интервью Наталье Долиной из Европейского Центра Бизнес Коучинга (ВИДЕО).

Выйти за пределы крепостной стены

(Видео в конце статьи!)

Психоаналитическое бизнес-консультирование появилось на Западе ещё в середине прошлого века. В Россию его «привёз» Андрей Владимирович Россохин. Восемь лет назад он совместно с Манфредом Кетс Де Врисом и бизнес-школой ИНСЕАД организовал на базе Высшей Школы Экономики магистерскую программу «Психоанализ и бизнес-консультирование». Это событие тогда, как заметила Наталья Долина, «взорвало» рынок коучинга. 

Внутри крепостной стены

Коучи в то время (как и многие сейчас) не были психологами и работали по-сути в тренерском формате, когда пытались «натаскивать» клиента на конкретное решение задачи. Совершенно не учитывая личную историю человека, его повторяющиеся проблемы, которые идут из прошлого и сопротивления, которые всегда возникают при попытке изменений. 

Всё это похоже на хождение внутри крепостной стены, говорит Андрей Владимирович. Когда два взрослых человека обсуждают что делать в сложившейся ситуации и не видят глубинные причины, которые привели к проблеме и тем более не работают с сопротивлениями. Чтобы выйти за пределы крепостной стены, нужна психология. 

Причём, практическая психология. В СССР она, по словам Россохина, была только в спорте. Андрей Владимирович в 80-е как раз и работал со спортсменами и спортивными командами. Чуть позже он поехал в Чернобыль, где как психолог помогал ликвидаторам. Это было руководство ТО «Спецатом». В 500 метрах от саркофага проходили по-сути сессии Executive коучинга. 

Сильные хотят работать с сильными

Конечно, тогда этих слов никто не знал. Но вот уже 32 года Андрей Владимирович занимается психологическим консультированием руководителей. По его словам, сначала в СССР из-за границы приехало НЛП, которое обещало решить любую проблему клиента за 5 минут, затем в нашей стране появился гештальт, психодрама и лишь в конце психоанализ, который сейчас находится на вершине этой пирамиды. 

Запрос от бизнеса именно на психоаналитическую помощь растёт. Многие компании перестают быть «холодными». Все понимают, что как машина сегодня уже ничего не работает. Бизнес становится психологическим. Лидерам сегодня не нужны коучи с регалиями, они хотят чувствовать, что им реально помогают. Сильные хотят работать с сильными. 

Андрей Россохин и Манфред Кетс де Врис

Коучинговая сила

Как стать сильным? Может быть это талант? Андрей Владимирович говорит, что раньше действительно так думал. Но потом стал видеть, что таланты куда-то исчезают, а те люди, которые спокойно идут к своей цели, нарабатывают профессионализм и внутреннюю коучинговую силу - действительно становятся большими специалистами. 

Для того чтобы ими стать, нужны инвестиции себя. При этом сейчас, люди, которые называют себя коучами, часто в качестве образования могут иметь лишь пару семинаров. На которых им начали рассказывать даже о нейробиологии и нейронных сетях. Но всё это - мифология, которой обрастает классический коучинг и который к реальному научному знания не имеет отношения - говорит Андрей Владимирович.  

Спор на тысячу долларов

Он даже поспорил на тысячу долларов, что сможет доказать - за любым коучинговым запросом - стоит психология. Поэтому шаблонные инструменты классического коучинга работают очень ограниченно. Единого ответа - как работать со страхом, чувством вины, обидой - нет. У каждого человека своя история и тысячи причин возникновения тех или иных ситуаций.

Психоаналитический коуч в своей работе, по-сути, использует два мощных инструмента - психологию и психоанализ. Он помогает своему клиенту понять бессознательные ограничения, какой психологический конфликт включается в той или иной ситуации и как его «проработать». Крайне важна работа с сопротивлениями. Если они не возникают, значит человек реально не меняется. 

Андрей Россохин демонстрирует видеозапись своей работы с клиентом

Поэтому рассказы о том, что можно помочь решить проблему за 1-3 сессии - это иллюзия. Это ограничения классического коучинга. Для реальной трансформации нужен процесс. 

К примеру, со страхом своих клиентов классические коучи пытаются работать так, чтобы его погасить. Тем самым, говорит Россохин, они закрывают дверь для изменений и теряют путеводную звезду, ведущую к ресурсу человека. Ведь именно эмоции, с которыми человек не может справиться открывают возможность для исследования тех областей, которые были скрыты от сознания человека. Их понимание, поиск внутреннего конфликта и его проработка - дают надежду на реальные изменения. 

Андрей Владимирович привёл пример работы с топ-менеджером, которого собственник бизнеса настоятельно попросил пройти коучинг из-за его чрезмерно агрессивного стиля руководства. Классический коуч, говорит Россохин, стал бы работать в том плане, чтобы эту агрессию как-то подавить и заменить ее более «приемлемым» поведением. Но это вызвало бы колоссальное сопротивление. Ведь, по-сути, все достижения топ-менеджера были связаны с этой агрессией. Это его стиль руководства и именно он ему помог. 

Поэтому, крайне важно эту агрессию не убирать, а нарабатывать параллельно другие стили поведения и использовать их сообразно ситуации. Важно - что эта агрессия никуда не уходит - в каких-то ситуациях она действительно будет помогать, но не во всех. А там где она не помогает - можно использовать что-то другое, что было человеку не доступно. 

Главными результатами психоаналитического коучинга становится то, что у человека появляется выбор и формируется коучинговое Я. Человек перестаёт бессознательно, согласно своим паттернам поведения реагировать во всех ситуациях, имеет возможность выбирать и получает способность рефлексировать свои эмоции и поведение, для того чтобы внедрять реальные изменения.

Андрей Россохин проводит супервизию

Куда движется мир

Андрей Владимирович во время беседы также ответил на вопрос, куда, по его мнению сейчас движется мир. Сама постановка, сказал Россохин, говорит о нашем страхе. Мы хотим знать и магически контролировать мир чтобы успокоиться. Задавать вопрос - куда движется мир - это защита от того, чтобы не задавать вопросы о том, куда двигаюсь я. А это гораздо важнее!

А куда важно развиваться самому Андрею Россохину? Он ответил, что ему интересно сейчас и дальше формировать психоаналитическое пространство в России. Недавно вышел первый номер «Журнала клинического и прикладного психоанализа» (его можно скачать на нашем сайте). Магистерская программа «Психоанализ и бизнес-консультирование» становится всё более востребованной. 

Людям, связывающим свою судьбу с коучингом он посоветовал выходить из мифологии и идти дальше, нарабатывать профессионализм в области практической психологии и таким образом выходить за пределы крепостной стены!