• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»

Андрей Кашубский : психоаналитический коучинг - это не «анальгин»

В своем интервью Андрей Кашубский – генеральный директор промышленной компании «Свеза» («Северсталь-групп») – поделился своим опытом и рассказал о том, какие задачи стоят перед современным менеджментом и в каком направлении должен развиваться руководитель, чтобы стать эффективным лидером.

 Андрей Кашубский – генеральный директор лесопромышленной компании «Свеза» («Северсталь-групп»).

Андрей Кашубский проходил обучение в бизнес-школе INSEAD, затем работал консультантом в Московском представительстве Компании «МакКинзи и Компания», а также руководителем управления по развитию бизнеса компании  «Северсталь-групп» и в Компании «Северсталь».

С 2002 года Андрей Кашубский является генеральным директором компании «СВЕЗА».

 

«Психоаналитическое бизнес-консультирование. Это не как «принять анальгин и тут же проходит голова». Это больше похоже на процесс самой жизни…»

– Андрей, расскажите, с чего начался Ваш путь лидера?

– После того, как я закончил бизнес-школу INSEAD и поработал консультантом в компании Маккинзи, я пришел в промышленную группу, в состав которой среди множества прочих бизнесов входили 2 крупных горно-обогатительных комбината по несколько тысяч человек на каждом. Это были такие пост-советские предприятия, где современного менеджмента не было. Например, хотя компании были большими и лидерами своего рынка с точки зрения объемов производства, они не имели ясной стратегии, современной отчетности, корпоративного управления. В связи с этим меня попросили стать председателем совета директоров с ответственностью за топ-команду, стратегию и результат. Я столкнулся со зрелыми опытными горняками, которые руководили этими предприятиями и имели свое видение и сложившуюся систему менеджмента. Самое сложное тогда заключалось в том, что одного понимания как развить предприятие было недостаточно для того, чтобы эти люди это сделали. Конечно, ситуация была не простая и в основном приходилось двигаться методом проб и ошибок. В том числе приглашали различных консультантов, составляли планы развития, проводили ассесменты и т.д. В дальнейшем я стал управлять уже отделенной компанией как генеральный директор.

– Какова роль психоаналитического бизнес-консультирования в Вашей работе (как руководителя)

– Психоаналитическое бизнес-консультирование – это очень большой шаг вперед, так как, по сути, это стык настоящей глубокой психологии с бизнесом. Впервые я столкнулся с этим направлением в бизнес-школе INSEAD. Когда на одной из программ моим коучем была Элизабет Энгеллау, я заметил, что это процесс совсем другого качества, нежели наш обычный российский коучинг. И он действительно дал результат. На мой взгляд, это очень хорошая школа. Я не могу её точно описать, так как сам я в ней не специалист, а клиент-заказчик, но могу точно сказать – это то, что работает совсем на другом уровне. Очень сильно возрастает понимание себя, что помогает не только в работе, но и в жизни.

–  Каковы особенности Вашей работы как руководителя с точки зрения управления людьми и собой?

– В качестве руководителя много приходится делать вещей непривычных. Например, приходится расставаться с людьми, из-за того что они не развиваются. Кого-то приходится подталкивать к развитию, потому что очень очевидно, что человек может сделать лишь определенные вещи, если он не будет развиваться. Барьеры в развитии людей очень заметны, когда они оказываются в практических ситуациях. Постепенно накапливается определенный багаж знаний и становится видно, что человеку мешает. При этом обычно у него это находится в так называемой «слепой зоне». Конечно, в такой оценке всегда останется доля субъективизма, потому что человек – это не математическое уравнение и никогда нельзя точно предсказать его потенциал. Но все-таки какие-то суждения о потенциале можно делать обосновано, исходя из его способности к обучению, к его коммуникационным навыкам, интеллектуальным способностям и др. На основе этого можно так или иначе оптимизировать предстоящее решение –продвигать человека дальше или нет.

– Каким образом Вы выстраиваете взаимоотношения с подчиненными?

– Интересная вещь – способы влияния на людей. Один из простых, казалось бы, но действенных инструментов, например, задавать открытые вопросы. В советском союзе управление людьми заключалось в том, чтобы давать ясные указания, а вот в современном передовом менеджменте как раз наоборот – гораздо меньше таких ситуаций. Ожидается, что работник обладает необходимыми знаниями, качеством и квалификацией и способен найти лучшее решение, чем его руководитель. Нужно обязательно дать подчиненному пространство для нахождения решения.

– Что на Ваш взгляд важно в бизнес-консультировании?

– Я думаю, что очень важен формат. Если коуч или бизнес-конультант будет доступен в любую минуту, по любому вопросу и на любое количество времени, то формат теряется. Это то, куда часто «скатываются» hr-специалисты в компаниях – они пытаются создать коучей, которые скорее действуют как «скорая помощь». Это, на мой взгляд, не совсем правильно. То есть нужно ориентировать людей не на ситуацию, а на потребность в развитии, а для этого соответственно важен формат. Для меня лучше, когда сам человек формулирует свою проблему или задачу, потому что если ему подсказывать куда двигаться дальше, может возникнуть риск «подмены».

– С какими трудностями сталкивается существующая система коучинга в России?

– Во многих больших компаниях сейчас создаются внутренние институты коучинга, которые начинают всех подряд «подвергать» коучингу, в том числе и избегающих этого людей. Из-за этого все формализуется, выхолащивается и в итоге не приносит удовлетворение ни той, ни другой стороне. На мой вгляд, более правильным является подход, когда руководство компании уже пришло к тому, что без этого никак - тогда это начинает потихоньку пропитывать и всю компанию. Конечно, чтобы эти идеи переросли в систему, необходимо 2-3 года по моей оценке. Все это должно стать частью HR-системы компании. Также трудность заключается в том, что многие руководители до сих пор не совсем понимают смысл коучинга, все очень по-разному воспринимают эту идею. Кто-то ожидает, что ему подскажут правильный ответ, путая это с менторством. Кто-то думает, что это совсем уж такая серьезная психология и опасно ей заниматься. В общем заблуждений все ещё много, но в тоже время сейчас это очень активно начинает развиваться, в российских компаниях постепенно внедряется западный опыт и появляются специалисты с которыми можно эффективно работать .