• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»

24 ноября состоялся первый семинар факультативной Мастерской «Психоанализ в кино». Руководитель Мастерской — участник Магистерской программы, режиссер, сценарист, член Союза кинематографистов РФ, Геннадий Городний.

Первое занятие было посвящено просмотру короткометражных фильмов из цикла «На десять минут старше» - проекта, объединившего величайших режиссеров современности: Вима Вендерса, Джима Джармуша, Спайка Ли и других. Студенты программы посмотрели «Сто цветов скрыты глубоко» Чэнь Кайгэ и «Линию жизни» Виктора Эрисе.

Первое занятие было посвящено просмотру короткометражных фильмов из цикла «На десять минут старше» - проекта, объединившего величайших режиссеров современности: Вима Вендерса, Джима Джармуша, Спайка Ли и других. Студенты программы посмотрели «Сто цветов скрыты глубоко» Чэнь Кайгэ и «Линию жизни» Виктора Эрисе.  

После просмотра каждого фильма участники семинара делились своими чувствами, рассказывали о том, что их больше всего затронуло, говорили о навеянных фильмом ассоциациях и фантазиях, анализировали скрытое содержание фильма, размышляли о его бессознательных движениях и проводили параллели между кино-высказываниями режиссера и психоаналитическими смыслами фильма. 

Геннадий Городний:

Одним из определений, данных Фрейдом собственному учению, является определение психоанализа как символической интерпретации. Психоаналитики сразу обратили внимание на то, что у разных людей разные способности к постижению символического смысла. Это привело к длящейся до сих пор полемике о пригодности человека к анализу.

Если мы на мгновение забудем о психоанализе и перейдем в область искусства, то, думается, спор о способности человека понимать символические смыслы, станет неуместным: априори, подразумевается, что дарование художника лежит в плоскости создания символов (образов) и их интерпретации. Оказывается также, что способность к образному мышлению можно развивать и усиливать. То есть, - этому можно научить.

 Собственно, в этом и состоит задача моего факультатива «Психоанализ и кино» – развить символическое мышление на примере кинематографа. Я глубоко убежден, что учиться психоанализу, приблизительно так же, как и учиться искусству, можно только следуя знаменитому принципу «от Мастера к ученику», «из рук в руки», участвуя в мастерских, обсуждениях и т.д. Мне особенно приятно отметить, что, благодаря всего трехмесячному обучению на Магистерской программе, уже на первом занятии  слушатели Программы продемонстрировали уровень обсуждения, который присутствует как минимум на втором курсе режиссерского отделения кинематографического ВУЗа. Подобный групповой процесс дает очень богатую пищу для размышлений и помогает развивать психоаналитическое мышление и чувствование, которое необходимо аналитическому консультанту и коучу, потому что без возможности интерпретировать символы вряд ли возможна практическая работа.

По окончании семинара участники Программы поделились своими впечатлениями от первой встречи с «психоаналитическим» кинематографом:


"Я вижу тройную пользу от такого формата работы. Во-первых, те фильмы, которые представлены для просмотра, были очень интересные, трогающие за душу, вызывающие катарсис, и в то же время - очень короткие и необычные. Во-вторых, в процессе их обсуждения психоанализ как теория стал ближе и понятней. В фильме были проиграны реальные жизненные ситуации, очень глубокие и философские. В третьих, меня порадовала атмосфера в аудитории во время просмотра, очень творческая и созидающая. Так что сегодня я и посмотрел прекрасные картины, и продвинулся в изучении психоанализа и провел время с интересными людьми." 
Дмитрий Астаулов

"Мне семинар очень понравился, произвел большое впечатление. Честно говоря, я пришла с простой целью: я редко смотрю кино, и подумала, что если буду смотреть его в группе, участвовать в дискуссии, то такой формат будет более полезным и продуктивным. Собственно, так и произошло: на примере всего лишь десятиминутных фильмов рождается многогранная дискуссия, где каждый участник дополняет впечатления и идеи предыдущего. Интересно наблюдать, как спустя три месяца с момента начала обучения, групповые обсуждения стали более насыщенными и детальными. Если поначалу было трудно понять и принять мнение другого, то сейчас более чутко прислушиваешься к чужим высказываниям и яснее формулируешь свою точку зрения." Екатерина Шаповалова


"Я раньше работала в кино, и во время просмотра у меня возникли ассоциации с фестивалем Cannes Lions, где подобные короткие фильмы говорят об очень важных вещах. Одномоментная фокусировка времени и смысла, которая есть в таких фильмах, чем-то напоминает психоанализ. Когда к нам приходит клиент, то мы пытаемся раскрыть его проблему, почувствовать его внутреннее течение на протяжении сессии, здесь же за 10 минут мы воспринимаем те же образы очень быстро и емко. Кино и психоанализ – это язык символов, язык, который понимают все, вне зависимости от национальности. Мне такие встречи очень нравятся, они обогащают меня и как будущего специалиста в области психоаналитического бизнес-консультирования, и как кинематографиста." Наталья Астаулова