• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Занятие в Музее книги

В рамках курса теории и истории культуры для студентов образовательной программы «История художественной культуры и рынок искусства» была проведена экскурсия в Музее книги

В программе магистратуры «История художественной культуры и рынок искусства» курс «Теория и история культуры» посвящен изучению современных методов анализа культур разных времен и народов. В этом году семинары и лекции по этому предмету ведет академический руководитель программы ИХКРИ, профессор Елена Борисовна Смилянская.

3 декабря 2015 г. на одно из занятий Елена Борисовна пригласила нас в Музей книги, находящийся в Российской государственной библиотеке. Отдел редких книг (или Музей книги) был образован в 1918 году. В фонде Музея можно найти порядка трехсот тысяч экземпляров редчайших изданий.

В рамках семинара для студентов была проведена экскурсия работниками Музея книги, они обратили наше внимание на техники книгопечатания, на особенности книжных переплетов, стили оформления книг. Но самое интересное было после экскурсии, когда за круглым столом в зале Библиотеки мы смогли подержать в руках редчайшие экземпляры кириллических изданий, начиная с изданий конца XV – начала XVI в. Часослова (Прага, печ. Швайпольт Феоль, 1491) и книги Притчи царя Соломона (печ. Франциск Скорина, 1517).

При фразе «книгопечатание на Руси» многие люди вспоминают имя Ивана Федорова, которого по традиции называют первым русским книгопечатником. Но до выхода «первопечатного» Апостола Ивана Федорова в Москве выходили 6 редчайших «анонимных изданий».

 

На семинаре в Музее книги мы смогли подержать в руках и Евангелие (Москва, Анонимная типография, ок. 1555 г.) и знаменитые Московское и Львовское издания Апостола Ивана Федорова, а также поговорить о том, как историки книги работают над датировкой и изучением старопечатных изданий. Елена Борисовна показала нам и то, какой знак ставил на своих изданиях сам «Иван Федоров друкарь Москвитин».

Замечательно, что Музей книги предложил нам рассмотреть на занятии уникальный экземпляр Острожской Библии Ивана Федорова (1581 года), в котором печатный текст дополнили листы рукописи с миниатюрами тоже XVI в.

 

До времени правления Алексея Михайловича Острожская Библия была единственным полным печатным текстом славянской Библии; только в 1663 году при царе Алексее Михайловиче была выпущена подобная Библия, также в два столбца, примечательная еще и тем, что на ее титульном листе был напечатан план Москвы с гербом Московского царства.

Кроме того, нам были показаны несколько тетрадей, так называемое «Сырье печатного двора», которые представляют собой довольно внушительную стопку пронумерованных листов, которые существовали в типографии для работы. Это издание было не выправлено, сохранилось со всем ошибками и исправлениями редакторов, помечавших ошибки красными чернилами на полях и в самом тексте, при этом каждый справщик оставлял и свой автограф. Большое количество пометок и указание справщика «за ошибки вычесть деньги из жалования мастеровых» и придает этому экземпляру уникальность.

В одной из книг мы смогли увидеть настоящую хронологическую таблицу, позволяющую высчитать дату Пасхи. Изучая на одном из курсов в бакалавриате Школы исторических наук НИУ ВШЭ то, как нужно высчитывать Пасху, было понятно, что для этого необходимо провести ряд исчислений, и то – не всегда удастся вычислить правильно. По таким же таблицам все могло получиться точно. Стоит только добавить, что эта таблица была изображена в издании 1555 года анонимного издателя.

Среди редких изданий XVII в. мы рассматривали «Жития Сергия и Никона Радонежских» 1646 года, начальные листы которого украшены прекрасными рукописными миниатюрами, изображающими среди прочего известные сюжеты Изгнания Адама и Евы из рая. Примечательно, что на этой книге имеется экслибрис известного старообрядца-коллекционера XX в. М.И.Чуванова.

Наконец, вопросы, обсуждавшиеся на занятиях по курсу «История и теория культуры» о методах изучения культуры чтения и ценности книжного памятника, о направлениях изучения культуры повседневности и истории частной жизни по-новому раскрылись, когда мы рассматривали гравюры и тексты славяно-греко-латинского букваря Федора Поликарпова 1701 года, «Флоринову экономию» (1738 г., первое в России издание, содержащие практически «советы на каждый день»), книги с описанием заморских земель М.Г.Коковцова и графа Шуазеля-Гуффье.

Студенты Школы исторических наук НИУ ВШЭ искренне благодарят всех сотрудников Музея книги РГБ и лично Д.Н.Рамазанову и М.Б. Золотову за то, что позволили увидеть и прикоснуться к удивительным книжным сокровищам.

Дарья Урядова

студентка 1-го курса магистратуры История художественной культуры и рынок искусства