Токарев Дмитрий Викторович
- Профессор:НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге / Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств / Департамент филологии
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2016 году.
- Научно-педагогический стаж: 30 лет.
Образование, учёные степени
- 2007Доктор филологических наук: ФГБУН Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, специальность 10.01.01 «Русская литература», тема диссертации: Философские и эстетические основы поэтики Даниила Хармса
- 1998PhD
- 1991
Специалитет: Санкт-Петербургский государственный университет, факультет: Филологический, специальность «Русский язык как иностранный», квалификация «Филолог-русист, преподаватель русского языка как иностранного со знанием французского языка, преподаватель русского языка и литературы»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
1992/1993 : Французский университетский колледж в Санкт-Петербурге, исследовательский диплом D.E.R. (diplôme d’études et de recherche) по французской литературе
1993/1994 : Университет Прованса (Aix-Marseille I), диплом об углубленных исследованиях D.E.A. (diplôme d’études approfondies) по русской и компаративной литературе
1994/1998 : Университет Прованса (Aix-Marseille I), Ph.D. по русской и компаративной литературе, тема диссертации Феномен литературы абсурда во Франции и в России в 20 веке: Сэмюэль Беккет и Даниил Хармс, защищена 18 декабря 1998 с оценкой "очень достойно" (très honorable)
Повышение квалификации:
«Проблемы глобального в современных гуманитарных науках / Situating the "Global" in Contemporary Humanities» – 2019 г., 20 ч.
Достижения и поощрения
- Благодарность НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург (декабрь 2022)
Надбавка за публикацию в международном рецензируемом научном издании (2021-2022, 2020-2021, 2019-2020)
Надбавка за регулярные публикации в международных рецензируемых научных изданиях (2022-2027)
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Литература в интермедиальной перспективе: невербальные компоненты (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 2-й курс, 2 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Визуальное в литературе: проблемы интермедиального анализа" (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Тексты и контексты французской культуры (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 4-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Литература в интермедиальной перспективе: невербальные компоненты (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Визуальное в литературе: проблемы интермедиального анализа" (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Тексты и контексты французской культуры (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 4-й курс, 1-3 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Визуальное в литературе: проблемы интермедиального анализа" (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Тексты и контексты французской культуры (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 4-й курс, 1-3 модуль)Рус
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар "Визуальное в литературе: проблемы интермедиального анализа" (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- По ту сторону слова: невербальные компоненты культуры (Майнор; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 3, 4 модуль)Рус
- Тексты и контексты французской культуры (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 4-й курс, 1-3 модуль)Рус
Учебные курсы (2018/2019 уч. год)
- История литератур Европы и США (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 2-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- История русской литературы (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 3-й курс, 1-4 модуль)Рус
- По ту сторону слова: невербальные компоненты культуры (Майнор; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 3, 4 модуль)Рус
Учебные курсы (2017/2018 уч. год)
- История литератур Европы и США (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 2-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- По ту сторону слова: невербальные компоненты культуры (Майнор; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 3, 4 модуль)Рус
- Психология (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 1-й курс, 4 модуль)Рус
Книги2
- Книга Токарев Д. В. «Между Индией и Гегелем»: Творчество Бориса Поплавского в компаративной перспективе. М. : Новое литературное обозрение, 2011.
- Книга Токарев Д. В. Курс на худшее: Абсурд как категория текста у Даниила Хармса и Сэмюэля Беккета. М. : Новое литературное обозрение, 2002.
Статьи и главы в книгах28
- Статья Делазари И. А., Токарев Д. В. Видео и аудио: телетексты позднего С. Беккета // Новое литературное обозрение. 2023. Т. 180. № 2. С. 188-203. doi
- Статья Делазари И. А., Токарев Д. В. Литература вне себя: инфильтрация слова в современные художественные медиа (От составителей) // Новое литературное обозрение. 2023. Т. 180. № 2. С. 170-174. doi
- Глава книги Д. В. Токарев «Способ говорить»: заумь и проблемы транскультурной коммуникации в парижских текстах Ильи Зданевича и Бориса Поплавского // В кн.: Статьи о французской литературе: к 100-летию Л. Г. Андреева / Отв. ред.: О. Ю. Панова. М. : Литфакт, 2022. doi С. 365-381.
- Статья Токарев Д. В. Фотографии (у) Александра Кожева: несколько размышлений // Новое литературное обозрение. 2022. № 3(175). С. 40-53. doi
- Статья Tokarev D. L’ingénieur Kirillov (Dostoïevski, Les Démons), nihiliste hégélien chez Alexandre Kojève et Albert Camus // Revue des etudes slaves. 2021. Vol. 92. No. 3-4. P. 599-614. doi
- Статья Токарев Д. В. «Hölderlin даст объяснение»: поэтическая мысль Фридриха Гёльдерлина и ее рецепция Борисом Поплавским // Русская литература. 2021. № 2. С. 194-210. doi
- Глава книги Токарев Д. В. Видение Аркадия: парадоксы визуальной репрезентации в повести Николая Полевого «Живописец» // В кн.: Carpe diem: профессору Александру Анатольевичу Карпову ко дню семидесятилетия. СПб. : Издательство "Росток", 2021. С. 136-150.
- Статья Токарев Д. В. «Долго-долго смотрел на неё»: эротическое и идеологическое в визуальной метафорике рассказа Глеба Успенского «Выпрямила» // Новое литературное обозрение. 2020. Т. 165. № 5. С. 63-82.
- Статья Токарев Д. В. «Гегель труден, но лучше, то есть ближе, не напишешь»: романы Бориса Поплавского как «гегелевский текст» русской литературы // Новое литературное обозрение. 2019. Т. 156. С. 41-59.
- Статья Токарев Д. В. Державин в гостях у Спинозы: мистика и поэтика Севера в "Сценах из жизни Спинозы" Николая Гронского // Scando-Slavica. 2019. Т. 65. № 2. С. 192-211. doi
- Глава книги Токарев Д. В. "Диалектика свободы": Статья Бориса Поплавского «Личность и общество» в свете гегелевской диалектики господства и рабства и ее интерпретации Александром Кожевом // В кн.: Литература и революция. Век двадцатый Вып. 4: серия "Литература. Век двадцатый". М. : Литфакт, 2018. С. 113-130.
- Статья Tokarev Dmitry. In ‘the Paradise of Friends’: Boris Poplavskii’s Novel, Homeward from Heaven, in the Light of Alexandre Kojève’s Seminar on Hegel // Slavonic and East European Review. 2018. Vol. 96. No. 2. P. 181-207. doi
- Статья Tokarev Dimitri. Les auditeurs russes « inaperçus » (Gordin, Tarr, Poplavskij) du séminaire hégélien d’Alexandre Kojève à l’Ecole pratique des hautes études, 1933-1939 // Revue des etudes slaves. 2017. Vol. 88. No. 3. P. 495-514.
- Статья Tokarev Dimitri. «Lost in Translation» : les problèmes linguistiques et conceptuels aux séances du Studio franco-russe à Paris (1929-1931) // Colloqium Helveticum. 2017. No. 46. P. 109-130.
- Глава книги Токарев Д. В. «Их Бодлер». Восприятие Бодлера в русской эмиграции первой волны: Берберова, Адамович, Поплавский // В кн.: По, Бодлер, Достоевский: блеск и нищета национального гения. М. : Новое литературное обозрение, 2017. С. 363-375.
- Глава книги Токарев Д. В. Сибирь как аллегория и Сибирь как символ в двух французских переводных романах начала XIX в. («Русский курьер» Аделаиды де Бреси и «Елизавета, или Сибирские изгнанники» Мари-Софи Коттен) // В кн.: Из истории русской переводной художественной литературы первой четверти XIX века. СПб. : Издательство Нестор-История, 2017. С. 271-282.
- Статья Tokarev Dmitry. “The Astral Fire of the Most-Pure Divine Magic”: a Portrait of the Emigré Poet Boris Poplavsky as a Magus // Russian Literature. 2017. Vol. 93-94. P. 267-289. doi
- Глава книги Tokarev Dimitri. Deux réponses russes au problème de la violence : Léon Tolstoï et Ivan Iline, in: After Paris 13.11.15 : Conflits, exodes, attentats. P. : Manucius, 2016. P. 105-109.
- Статья Tokarev Dimitri. « L’art est une lettre personnelle » : le discours autobiographique dans la fiction et les journaux intimes de Boris Poplavskij // Modernités russes. 2016. No. 16. P. 185-204.
- Глава книги Tokarev Dmitrii. Escape from Utopia : The Metamorphoses of Utopian Dreams in the Russian Avant-Garde in Exile (Il’ya Zdanevich, Boris Poplavskii), in: Utopia: the Avant-Garde, Modernism and (Im)Possible Life. Berlin : De Gruyter, 2015. P. 411-424.
- Статья Tokarev Dimitri. Les illuminations d’un Rimbaud russe : Boris Poplavsky et son Journal d’Apollon Bézobrazov // Revue de littérature comparée. 2015. No. 1. P. 29-49.
- Статья Tokarev Dimitri. Pierre Drieu la Rochelle à Moscou en 1935 : enjeux politiques, problèmes de traduction // Revue d'histoire littéraire de la France. 2015. No. 3. P. 693-707.
- Глава книги Токарев Д. В. «Вот штука-то»: об отсутствии Казимира Малевича в стихотворении Даниила Хармса «На смерть Казимира Малевича» // В кн.: 1913. «СЛОВО КАК ТАКОВОЕ»: К юбилейному году русского футуризма. СПб. : Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2015. С. 469-485.
- Статья Токарев Д. В. «На дне парижского Иерусалима»: Париж в дневниках и романах Бориса Поплавского // Русская литература. 2014. № 1. С. 65-80.
- Статья Tokarev Dimitri. “Regarder l’objet avec un œil nu” : le visuel et le verbal dans l’œuvre de Daniil Harms // Slavica occitania. 2014. No. 38. P. 15-37.
- Статья Токарев Д. В. «Ничего не изменилось за две тысячи лет»: русская тема в творчестве Альфонса Мухи // Искусствознание. 2012. № 3-4. С. 376-389.
- Статья Tokarev Dimitri. Le rôle et les métamorphoses des quatre éléments dans "La Nausée" de Sartre et "La Fin" de Beckett // Samuel Beckett Today - Aujourd hui. 2008. Vol. 20. P. 233-241.
- Статья Токарев Д. В. Как пройти сквозь стену (Гийом Аполлинер, Юрий Владимиров, Даниил Хармс, Марсель Эме) // Новое литературное обозрение. 2006. № 80. С. 145-169.
Под редакцией1
Опыт работы
1996 - наст. вр. : научный сотрудник (с 2007 г. ведущий научный сотрудник) Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, Отдел взаимосвязей русской и зарубежных литератур
2016: приглашенный профессор русской литературы Университета г. Клермон-Ферран, Франция
2015-2016: приглашенный исследователь Института углубленных исследований (Institute for Advanced Study), Нант, Франция
2013-2014: доцент кафедры истории русской литературы СПбГУ
2012-2013: приглашенный исследователь лаборатории "Немецкоязычные страны: культурный трансфер", Национальный центр научных исследований Франции / Эколь нормаль сюперьер (CNRS-Ecole normale supérieure de Paris)
2009-2012: профессор кафедры романских языков и перевода СПбГЭУ
1999-2009: доцент кафедры французского языка Института иностранных языков, Санкт-Петербург
1991-1992: преподаватель кафедры русского языка Горного института, Санкт-Петербург
Информация*
- Общий стаж: 30 лет
- Научно-педагогический стаж: 30 лет
- Преподавательский стаж: 3 года
Валерия Ефимова — о поступлении на филологию и исследованиях кино
Не все филологи любят книги с детства, у кого-то этот интерес — приобретенный. А некоторые изучают не только литературу или язык, но и кино и музыку. Студентка третьего курса ОП «Филология» Валерия Ефимова — именно такой человек. Поговорили с ней о поступлении в Питерскую Вышку, о научно-учебной группе на стыке разных областей и кино.