Азаренков Антон Александрович
- Научный сотрудник:НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге / Центр междисциплинарных фундаментальных исследований
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2019 году.
Полномочия / обязанности
Выполнение научного плана:
Подготовка ряда публикаций по фонике русского нерегулярного стиха в журналы «Вопросы литературы» и «Русская литература», а также в другие журналы.
Выступление с докладом на конференции "Сапгировские чтения" (РГГУ, Москва, 18-19 ноября 2019 г.)
Выступление с докладом на конференции ""Вакансия поэта"" в русской и зарубежной литературе рубежа XX-XXI веков" (Воронежский государственный университет, Воронеж, 22-24 ноября 2019 г.)
Выступление с докладом на конференции "Неподцензурная поэзия Ленинграда" (СПбГУ, Санкт-Петербург, декабрь 2019 г.)
Организация семинара по точным методам изучения стиха (НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург, декабрь 2019 г.)
Выступление с докладом на стиховедческом семинаре (НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург, март 2020 г.)
"Гаспаровский семинар" (НИУ ВШЭ, Москва, апрель 2020 г.)
"Конференция, посвященная 80-летнему юбилею Иосифа Бродского" (Смоленский государственный университет, Смоленск, 14-16 мая 2020 г.)
Могут быть сверхплановые конференции.
Помимо заявленного проекта ("Русская литература на стыке культур"), планируется участие в проекте РНФ "Современные модели поэтики: реконструктивный подход" и в научных проектах от Департамента истории и теории литературы ФГН НИУ ВШЭ (Москва)
В рамках проекта планируется работа над фоникой русского верлибра XVIII - XXI вв. Так как основной организующий элемент - метр - в этих текстах отсутствует, то на первый план выходят другие уровни структуры: синтаксис, семантические повторы и вариации, лирический сюжет, фоника. Именно по фонике верлибра, насколько нам известно, не существует развернутого исследования - и наша работа призвана восполнить этот пробел.
План работы:
1) Формирование корпуса текстов (в основном - антологии свободного стиха, но для последней трети XX в. и для современности предполагается и собственный отбор). Корпус - 1000 текстов. За основание отбора принимаем видение верлибра как нерегулярного стиха.
2) Краткий историко-литературный комментарий к этим текстам с позиций общих поэтологических установок эпохи/направления/течения/школы относительно "звука" и свободного стиха.
3) Статистическое исследование текстов блоками (по историческим периодам) программой "Буква - Фонема" (со ссылками на обоснование работы этой программы) + корректировка результатов индивидуальными наблюдениями.
4) Интерпретация результатов: в целом по эпохам, по направлениям и по авторам.
Планируется ответить на следующие вопросы:
1) Есть ли - с точки зрения фоники - некая традиция русского свободного стиха вообще? (Например, константы "благозвучия", анаграммирования, звукового символизма и т.д.?) Для этого нужно сравнить фонетические профили 100 сверхорганизованных рифмованных текстов одинаковой длины и избранных верлибров. Тенденции для регулярного стиха уже намечены: тяготение к плавным и звонким согласным, устранение взрывных и свистящих и многое другое.
2) Есть ли особенности внутри эпохи? До конца XIX в. верлибр представлял собой маргинальную форму и об "особенностях" внутри этой формы и говорить было бы несколько некорректно. Зато внутри модернизма уже можно констатировать различия (например, экспериментальный советский верлибр 20-х гг. и эмигрантские опыты или "разрешенный" свободный стих 50-х-60-х и неподцензурная поэзия; в современности - по журналам).
3) В чем состоит особенности верлибра в наиболее знаковых для русской литературы авторских поэтиках? Например: один автор всю жизнь пишет регулярно и в качестве эксперимента обращается к верлибру, а другой сочетает в себе эти формы в равных пропорциях. Будет ли разница в фоническом устройстве верлибров этих авторов?
Перспектива работы:
1) Создать типологию русских верлибров с точки зрения фоники (по степени семантизации звука).
2) Выделить наиболее частотные звуковые профили русского верлибра.
3) Проследить влияние регулярного стиха и зарубежных практик в диахронии.
Образование, учёные степени
- 2017Кандидат филологических наук: Смоленский государственный университет
- 2015
Специалитет: Смоленский государственный университет, специальность «Русский язык и литература»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
Курсы профессиональной переподготовки по специальности "Журналистика" (Смоленский государственный университет, 2017);
Публикации11
- Глава книги Азаренков А. А. "И музыка, нет которой": звук у Аронзона // В кн.: Сборник международной конференции "Сапгировские чтения". М. : Изд-во РГГУ, 2020. (в печати)
- Статья Азаренков А. А. "Тоны музыки земной": Александр Твардовский об искусстве поэзии. // Новый мир. 2020. № 6. С. 192-199.
- Глава книги Азаренков А. А. Бродский и верлибры. Фоническая перспектива // В кн.: Сборник международной конференции, посвященной 80-летию Иосифа Бродского. [б.и.], 2020. (в печати)
- Статья Азаренков А. А. Звук с высоты. Конкурс эссе к 200-летию со дня рождения Афанасия Фета. // Новый мир. 2020. № 7. С. 152-155. (в печати)
- Глава книги Азаренков А. А. Земной рай "Божественной комедии" в русской неподцензурной поэзии: Бродский, Седакова, Аронзон // В кн.: Сборник международной конференции "Авраамиевская седмица". Смоленск : [б.и.], 2020. (в печати)
- Статья Азаренков А. А. Новые тропы в саду: рецензия на книгу Павловой Л.В., Каяниди Л.Г. "Ветроград мой на горе высокой": символика растений в поэзии Вяч. Иванова (Смоленск: Свиток, 2019). // Новый мир. 2020. № 10 (в печати)
- Глава книги Азаренков А. А. Ольга Седакова и Франсуа Федье // В кн.: Поэзия мысли. Сборник материалов конференции. М. : [б.и.], 2020. (в печати)
- Глава книги Азаренков А. А. Опыт поэтологического прочтения текстов премии «Поэзия» (2020) // В кн.: Сборник материалов конференции «”Вакансия поэта”-2: проблематизация “поэтического” на рубеже XX–XXI вв.». Воронеж : [б.и.], 2020. (в печати)
- Книга Азаренков А. А. Фоническая связность верлибра: стратегии и приемы // Поэзия филологии и филология поэзии: сборник конференции, посвященной А.А. Илюшину. М. : Издательство МГУ, 2020. (в печати)
- Глава книги Азаренков А. А. "Бессознательная работа гармонии": звук в поэзии Ольги Седаковой // В кн.: Авраамиевская седмица: материалы III международной научной конференции (г. Смоленск, 11–13 сентября 2018 года) Вып. 3. Смоленск : Свиток, 2019. С. 200-213.
- Статья Азаренков А. А. "Послание в лечебницу" Леонида Аронзона: три орнамента // Известия Смоленского государственного университета. 2019. Т. 45. № 1. С. 70-81.
Гранты
В качестве исполнителя участвовал в Гранте Президентра РФ «СловоТворчество: формирование культурно-образовательного пространства, способствующего развитию творческого потенциала молодёжи» (№: 17-1-007009). 2017-2018
Исполнитель Гранта Президента РФ «Смоленская земля в памятниках литературы»: открытая информационно-образовательная система (№18-1-005581) 2018-2019
Грант Администрации Смоленской области "Персональный подход" (2017) http://www.нко67.рф/otchet-o-realizacii-socialnoj-programmy-personalnyj-podxod/