• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Владение языками
английский
Контакты
Электронная почта:
Резюме (DOCX, 15 Кб)
Руководитель
Казарцев Е. В.
Версия для печати

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Азаренков Антон Александрович

  • Начал работать в НИУ ВШЭ в 2019 году.

Полномочия / обязанности

Выполнение научного плана:

 

Подготовка ряда публикаций по фонике русского нерегулярного стиха в журналы «Вопросы литературы» и «Русская литература», а также в другие журналы.

 


Выступление с докладом на конференции "Сапгировские чтения" (РГГУ, Москва, 18-19 ноября 2019 г.)

Выступление с докладом на конференции ""Вакансия поэта"" в русской и зарубежной литературе рубежа XX-XXI веков" (Воронежский государственный университет, Воронеж, 22-24 ноября 2019 г.)

Выступление с докладом на конференции "Неподцензурная поэзия Ленинграда" (СПбГУ, Санкт-Петербург, декабрь 2019 г.)

Организация семинара по точным методам изучения стиха (НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург, декабрь 2019 г.)

Выступление с докладом на стиховедческом семинаре (НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург, март 2020 г.)

"Гаспаровский семинар" (НИУ ВШЭ, Москва, апрель 2020 г.)

"Конференция, посвященная 80-летнему юбилею Иосифа Бродского" (Смоленский государственный университет, Смоленск, 14-16 мая 2020 г.)

Могут быть сверхплановые конференции.

 

Помимо заявленного проекта ("Русская литература на стыке культур"), планируется участие в проекте РНФ "Современные модели поэтики: реконструктивный подход" и в научных проектах от Департамента истории и теории литературы ФГН НИУ ВШЭ (Москва)

 

 

В рамках проекта планируется работа над фоникой русского верлибра XVIII - XXI вв. Так как основной организующий элемент - метр - в этих текстах отсутствует, то на первый план выходят другие уровни структуры: синтаксис, семантические повторы и вариации, лирический сюжет, фоника. Именно по фонике верлибра, насколько нам известно, не существует развернутого исследования - и наша работа призвана восполнить этот пробел.

 

План работы:

 

1) Формирование корпуса текстов (в основном - антологии свободного стиха, но для последней трети XX в. и для современности предполагается и собственный отбор). Корпус - 1000 текстов. За основание отбора принимаем видение верлибра как нерегулярного стиха.

 

2) Краткий историко-литературный комментарий к этим текстам с позиций общих поэтологических установок эпохи/направления/течения/школы относительно "звука" и свободного стиха.

 

3) Статистическое исследование текстов блоками (по историческим периодам) программой "Буква - Фонема" (со ссылками на обоснование работы этой программы) + корректировка результатов индивидуальными наблюдениями.

 

4) Интерпретация результатов: в целом по эпохам, по направлениям и по авторам.

 

Планируется ответить на следующие вопросы:

 

1) Есть ли - с точки зрения фоники - некая традиция русского свободного стиха вообще? (Например, константы "благозвучия", анаграммирования, звукового символизма и т.д.?) Для этого нужно сравнить фонетические профили 100 сверхорганизованных рифмованных текстов одинаковой длины и избранных верлибров. Тенденции для регулярного стиха уже намечены: тяготение к плавным и звонким согласным, устранение взрывных и свистящих и многое другое.

 

2) Есть ли особенности внутри эпохи? До конца XIX в. верлибр представлял собой маргинальную форму и об "особенностях" внутри этой формы и говорить было бы несколько некорректно. Зато внутри модернизма уже можно констатировать различия (например, экспериментальный советский верлибр 20-х гг. и эмигрантские опыты или "разрешенный" свободный стих 50-х-60-х и неподцензурная поэзия; в современности - по журналам).

 

3) В чем состоит особенности верлибра в наиболее знаковых для русской литературы авторских поэтиках? Например: один автор всю жизнь пишет регулярно и в качестве эксперимента обращается к верлибру, а другой сочетает в себе эти формы в равных пропорциях. Будет ли разница в фоническом устройстве верлибров этих авторов?

 

Перспектива работы:

 

1) Создать типологию русских верлибров с точки зрения фоники (по степени семантизации звука).

2) Выделить наиболее частотные звуковые профили русского верлибра.

3) Проследить влияние регулярного стиха и зарубежных практик в диахронии.

 

 

Образование, учёные степени

  • 2017
    Кандидат филологических наук: Смоленский государственный университет
  • 2015

    Специалитет: Смоленский государственный университет, специальность «Русский язык и литература»

Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки

Курсы профессиональной переподготовки по специальности "Журналистика" (Смоленский государственный университет, 2017);

Гранты

В качестве исполнителя участвовал в Гранте Президентра РФ «СловоТворчество: формирование культурно-образовательного пространства, способствующего развитию творческого потенциала молодёжи» (№: 17-1-007009). 2017-2018

Исполнитель Гранта Президента РФ «Смоленская земля в памятниках литературы»: открытая информационно-образовательная система (№18-1-005581) 2018-2019

Грант Администрации Смоленской области "Персональный подход" (2017) http://www.нко67.рф/otchet-o-realizacii-socialnoj-programmy-personalnyj-podxod/

 


Опыт работы

2017 - 2019 сотрудник кафедры литературы и журналистики Смоленского государственного университета (старший преподаватель)

2019 преподаватель в Университете Николая Коперника в Торуни (Польша, программа Erasmus+)

2019 - по сей день постдок НИУ ВШЭ