• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Новейшая русская литература

Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 4-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

В первой части курса по преимуществу рассматривается подцензурная позднесоветская литература (1960-е – 1980-е годы). Ее дискурсивно-идеологический репертуар, сюжетную и образную специфику мы постараемся осмыслить, сосредотачиваясь на специфичных для поздней фазы советской модерности конструкциях темпоральности. Последние позволяют понять, как советский субъект определял собственное место в историческом движении и механизмы исторического процесса (“революция”, “эволюция”, “прогресс” и т. п.), как выстраивались его отношения с культурно-историческим прошлым и какие сценарии будущего он изобретал. Анализируя формы литературной рефлексии времени и истории, мы остановимся на происходившей в литературе ревизии футуроориентированных нарративов и “утопизма”, на характеристике дискурсивно-риторического и мотивного комплекса, сложившегося в “долгие 1970-е” вокруг понятия “память”, на болезненных моральных контроверзах, возникновение которых советская интеллигенция во многом связывала с кризисным характером современности, на сюжетике и метафорике описания настоящего как фрагмента истории. Задача, решаемая на лекционных и семинарских занятиях, – осмысливая формы переживания прошлого и проектирования будущего в позднесоветской подцензурной литературе, приблизиться к пониманию природы культурного воображения “долгих 1970-х”.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов представлений о специфике позднесоветской культуры, практиках и процедурах формирования позднесоветского субъекта
  • Знакомство студентов с разнообразными культурно-идеологическими стратегиями «присвоения» прошлого и конструирования будущего в позднесоветской подцензурной прозе
  • Развитие у студентов навыков историко-культурного и литературоведческого анализа
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрировать знание основных способов нарративизации исторического опыта в позднесоветской прозе (имена, сообщества, тексты)
  • Демонстрировать знание о формах манифестации «утопического» и «антиутопического» в позднесоветской культуре и его критике
  • Демонстрировать представление о специфике соотношения консервативного (традиционалистского) и инновативного в подцензурной позднесоветской литературе
  • Анализировать литературные произведения, реконструируя историко-социальные, идеологические, эстетические контексты их возникновения и бытования
  • Демонстрировать знание ряда наиболее репрезентативных для данного учебного курса имен и художественных текстов
  • Ориентироваться в основных тенденциях позднесоветской подцензурной прозы, связанных с конструированием образов прошлого и будущего
  • Создавать исследовательский текст и осуществлять грамотный историко-культурный анализ
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Литература поздней советской модерности: культурно-идеологический климат, институты, особенности организации литературного поля
  • Литература позднесоветского неопочвенничества и историческая проза 1970-1980-х: «в поисках утраченного»
  • Феномен советской научной фантастики: производство образов будущего. Утопическое в позднесоветской культуре
  • Травматическое прошлое, насилие, память (позднесоветская военная проза)
  • Андеграунд до андеграунда: зарождение поэтического нонконформизма в раннем СССР.
  • После Сталина: первые неподцензурные сообщества
  • После Бродского: поэзия «длинных 70-х».
  • Ветер перемен: поэзия во времена перестройки и дальше.
  • Автобиографическое письмо, эго-документальность, субъективность
  • От автобиографического письма к автобиографической литературе
  • Автобиографический поворот в русскоязычной литературе второй половины ХХ века
  • Жанровое разнообразие автобиографической литературы XXI в.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с сообщениями и презентациями, обсуждение текстов других участников занятий, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий.
  • неблокирующий Эссе
    Эссе (7 – 8 тысяч знаков) по темам, рассматривавшимся в курсе. Выполняется письменно, внеаудиторно, сдается преподавателю в электронном виде.
  • неблокирующий Эссе
    Эссе (7 – 8 тысяч знаков) по темам, рассматривавшимся в курсе. Выполняется письменно, внеаудиторно, сдается преподавателю в электронном виде.
  • неблокирующий Коллективная презентация
    Презентация выполняется в группах по 2 человека. Презентации посвящены анализу автобиографических литературных текстов из предложенных преподавателями.
  • неблокирующий Эссе
    Финальное эссе выполняется индивидуально. Эссе должно быть посвящено анализу одного или нескольких литературных автобиографических текстов по выбору учащегося.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Эссе + 0.25 * Эссе
  • 2024/2025 3rd module
    0.2 * Аудиторная работа + 0.4 * Коллективная презентация + 0.4 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Soviet Literature of the Thirties: A Reappraisal. Sociocriticism. Vol. II №1 Octobre 1986, , 1986
  • История русской литературы первой половины ХХ века (советский период) : учеб. пособие, Мусатов, В. В., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • The Making of the State Reader: Social and Aesthetic Contexts of the Reception of Soviet Literature, Dobrenko, E., 1997
  • Основы теории литературы. Ч.1: Литературное творчество и литературное произведение, Федотов, О. И., 2003

Авторы

  • Кессель Ксения Витальевна
  • Разувалова Анна Ивановна
  • Азаренков Антон Александрович