Бакалавриат
2024/2025





Новейшая русская литература
Статус:
Курс по выбору (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
4-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
В первой части курса по преимуществу рассматривается подцензурная позднесоветская литература (1960-е – 1980-е годы). Ее дискурсивно-идеологический репертуар, сюжетную и образную специфику мы постараемся осмыслить, сосредотачиваясь на специфичных для поздней фазы советской модерности конструкциях темпоральности. Последние позволяют понять, как советский субъект определял собственное место в историческом движении и механизмы исторического процесса (“революция”, “эволюция”, “прогресс” и т. п.), как выстраивались его отношения с культурно-историческим прошлым и какие сценарии будущего он изобретал. Анализируя формы литературной рефлексии времени и истории, мы остановимся на происходившей в литературе ревизии футуроориентированных нарративов и “утопизма”, на характеристике дискурсивно-риторического и мотивного комплекса, сложившегося в “долгие 1970-е” вокруг понятия “память”, на болезненных моральных контроверзах, возникновение которых советская интеллигенция во многом связывала с кризисным характером современности, на сюжетике и метафорике описания настоящего как фрагмента истории. Задача, решаемая на лекционных и семинарских занятиях, – осмысливая формы переживания прошлого и проектирования будущего в позднесоветской подцензурной литературе, приблизиться к пониманию природы культурного воображения “долгих 1970-х”.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студентов представлений о специфике позднесоветской культуры, практиках и процедурах формирования позднесоветского субъекта
- Знакомство студентов с разнообразными культурно-идеологическими стратегиями «присвоения» прошлого и конструирования будущего в позднесоветской подцензурной прозе
- Развитие у студентов навыков историко-культурного и литературоведческого анализа
Планируемые результаты обучения
- Демонстрировать знание основных способов нарративизации исторического опыта в позднесоветской прозе (имена, сообщества, тексты)
- Демонстрировать знание о формах манифестации «утопического» и «антиутопического» в позднесоветской культуре и его критике
- Демонстрировать представление о специфике соотношения консервативного (традиционалистского) и инновативного в подцензурной позднесоветской литературе
- Анализировать литературные произведения, реконструируя историко-социальные, идеологические, эстетические контексты их возникновения и бытования
- Демонстрировать знание ряда наиболее репрезентативных для данного учебного курса имен и художественных текстов
- Ориентироваться в основных тенденциях позднесоветской подцензурной прозы, связанных с конструированием образов прошлого и будущего
- Создавать исследовательский текст и осуществлять грамотный историко-культурный анализ
Содержание учебной дисциплины
- Литература поздней советской модерности: культурно-идеологический климат, институты, особенности организации литературного поля
- Литература позднесоветского неопочвенничества и историческая проза 1970-1980-х: «в поисках утраченного»
- Феномен советской научной фантастики: производство образов будущего. Утопическое в позднесоветской культуре
- Травматическое прошлое, насилие, память (позднесоветская военная проза)
- Андеграунд до андеграунда: зарождение поэтического нонконформизма в раннем СССР.
- После Сталина: первые неподцензурные сообщества
- После Бродского: поэзия «длинных 70-х».
- Ветер перемен: поэзия во времена перестройки и дальше.
- Автобиографическое письмо, эго-документальность, субъективность
- От автобиографического письма к автобиографической литературе
- Автобиографический поворот в русскоязычной литературе второй половины ХХ века
- Жанровое разнообразие автобиографической литературы XXI в.
Элементы контроля
- Аудиторная работаАудиторная работа предполагает выступление студентов с сообщениями и презентациями, обсуждение текстов других участников занятий, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий.
- ЭссеЭссе (7 – 8 тысяч знаков) по темам, рассматривавшимся в курсе. Выполняется письменно, внеаудиторно, сдается преподавателю в электронном виде.
- ЭссеЭссе (7 – 8 тысяч знаков) по темам, рассматривавшимся в курсе. Выполняется письменно, внеаудиторно, сдается преподавателю в электронном виде.
- Коллективная презентацияПрезентация выполняется в группах по 2 человека. Презентации посвящены анализу автобиографических литературных текстов из предложенных преподавателями.
- ЭссеФинальное эссе выполняется индивидуально. Эссе должно быть посвящено анализу одного или нескольких литературных автобиографических текстов по выбору учащегося.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Эссе + 0.25 * Эссе
- 2024/2025 3rd module0.2 * Аудиторная работа + 0.4 * Коллективная презентация + 0.4 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Soviet Literature of the Thirties: A Reappraisal. Sociocriticism. Vol. II №1 Octobre 1986, , 1986
- История русской литературы первой половины ХХ века (советский период) : учеб. пособие, Мусатов, В. В., 2001
Рекомендуемая дополнительная литература
- The Making of the State Reader: Social and Aesthetic Contexts of the Reception of Soviet Literature, Dobrenko, E., 1997
- Основы теории литературы. Ч.1: Литературное творчество и литературное произведение, Федотов, О. И., 2003