• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Владение языками
английский
французский
латинский
древнегреческий
немецкий
испанский
Контакты
Телефон:
+7 (495) 772-9590 *22694
Электронная почта:
Адрес: Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 1, каб. 000
Время присутствия: Четверг, 13:30 - 16:30
Расписание
SPIN РИНЦ: 1718-8460
ORCID: 0000-0003-1683-1928
ResearcherID: K-7139-2015
Scopus AuthorID: 56010083900
Google Scholar
Блоги и соц. сети
Facebook
Руководитель
Порус В. Н.
Версия для печати

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!

Алиева Ольга Валерьевна

  • Начала работать в НИУ ВШЭ в 2013 году.
  • Научно-педагогический стаж: 5 лет.

Образование, учёные степени

  • 2014

    Кандидат филологических наук: МГУ им. М.В. Ломоносова, специальность 10.02.14 «Классическая филология, византийская и новогреческая филология», тема диссертации: Формирование и развитие жанров протрептика и паренезы в античной и раннехристианской литературе

  • 2011

    Аспирантура: НОУ ВПО Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, факультет: Богословский, специальность «Классическая филология»

  • 2005

    Специалитет: Московский государственный институт международных отношений (университет), факультет: Международной журналистики, специальность «Связи с общественностью»

Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки

2017: Стипендиальная программа для молодых исследователей Fondation Hardt pour l’étude de l’Antiquité classique (Швейцария, Вандёвр). Тема исследования: Protreptic: A Protean Genre

2016: Стажировка в Университете Ренн-II Верхней Бретани (Ренн, Франция). Тема исследования: Ancient Philosophical Protreptic

2015: Стипендиальная программа для молодых исследователей Fondation Hardt pour l’étude de l’Antiquité classique (Швейцария, Вандёвр). Тема исследования: Basil of Caesarea and the tradition of reading Plato's Timaeus in antiquity

Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Будущие профессора" (2016-2017)
Категория "Новые преподаватели" (2014-2015)

Участие в профессиональных объединениях

The International Society for the History of Rhetoric

International Plato Society

Платоновское философское общество

Проекты

ПНФ — Проекты Научного Фонда

Участие в редколлегиях научных журналов

С 2014г.: член редколлегии журнала «Платоновские исследования».

Учебные курсы (2016/2017 уч. год)

Учебные курсы (2015/2016 уч. год)

Учебные курсы (2014/2015 уч. год)

Учебные курсы (2013/2014 уч. год)

Учебные курсы (2012/2013 уч. год)

Латинский язык (Бакалавриат; где читается: Отделение культурологии; 1-й курс, 3, 4 модуль)

Публикации26

Научный руководитель диссертационных исследований

на соискание учёной степени кандидата наук
1
Прокопов К. Е. Тема не утверждена (aспирантура: 1-й год обучения)

Конференции

  • 2016
    VII международная конференция "Способы мысли, пути говорения" (Москва). Доклад: Plato's Theory of Pleasure: from the Gorgias to the Republic
  • XI Symposium Platonicum: Plato's Phaedo (Бразилиа). Доклад: How Plato Saved Pleasures for Philosophy
  • Наследие Аристотеля как конституирующий элемент европейской рациональности (Москва). Доклад: Smart and Stern: Enemies of Philebus, Friends of Plato
  • XXVII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ (Москва). Доклад: Свв. Василий Великий, Григорий Богослов, Амфилохий Иконийский: Sitz im Leben посланий к юношам об образовании
  • Научный семинар "Символическое средневековье" (Москва). Доклад: Пайдейя как «малые мистерии»: Василий Кесарийский о греческой литературе
  • 2015
    Dire Dieu en patristique. Les principes méthodologiques de l'écriture théologique chez les Pères (Тур). Доклад: Théologie et exégèse chez Basile de Césarée
  • VI Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых "Философия. Язык. Культура" (Москва). Доклад: Порфирий как возможный источник рассуждений Василия Великого о связи души и тела
  • XVII. International Conference on Patristic Studies Oxford (Оксфорд). Доклад: Rethinking the protreptic in Neoplatonism and Early Christianity
  • Душа и тело в платонической традиции (Москва). Доклад: Понятие σκιαγραφία в диалоге Федон 69b
  • 2014
    The 12th Annual Conference of the International Society for Neoplatonic Studies (Лиссабон). Доклад: Iamblichus, reader of Alcibiades: between προτροπή and ἐπιστροφή
  • XXII международная конференция "Универсум платоновской мысли: корпус текстов Платона в истории его интерпретаций" (Санкт-Петербург). Доклад: Σκιαγραφία ἀρετῆς: «видимость» или «предначертание»? Об одном Платоновском образе у Василия Великого
  • II Международная московская Платоновская конференция (Москва). Доклад: ΖΩΟΝ ΘΕΟΠΛΑΣΤΟΝ: Философский контекст учения Василия Великого о человеке
  • XXV Ежегодная богословская конференция (Москва). Доклад: Василий Великий о λόγος προφορικός и λόγος ἐνδιάθετος: от фонетики к богословию
2014: 5-я научная конференция "Философия. Язык. Культура" (Москва, НИУ ВШЭ) Доклад: Василий Великий и традиция чтения Тимея в античности

2013: Origeniana Undecima Conference (Орхус, Дания). Доклад: Origen's protreptics to philosophy: the testimony of St. Gregory Thaumaturgus in the Oratio Panegyrica, VI

2013: International Plato Society, X Symposium Platonicum: Symposium (Пиза, Италия). Доклад: Eros Protrepon: Philosophy and Seduction in Plato's Symposium
 
2013: SOPHISTES: Der platonische Dialog und Heideggers Marburger Vorlesung (WS 1924/25) (Марбург, Германия). Доклад: Ὀρθολογία περὶ τὸ μὴ ὄν : Heidegger on the Notion of Falsehood in Plato’s Sophist
 
2012: "Платон и платонизм в европейской культуре" (Москва, РГГУ). Доклад: Эленхос и небытие в диалоге Софист
 
2012: Семинар в Centre for the Study of the Platonic Tradition (Дублин, Ирландия). Доклад: Elenchus and Diairesis in Plato’s Sophist

2012: Socratica III (Тренто, Италия). Доклад: Protreptic in the Socratics: In Search of a Genre
 
2011: XVI International Conference on Patristic Studies (Оксфорд, Англия). Доклад: Traits of protreptic exhortation in St. Basil’s homily On the Words Give heed to Thyself
 
2010: XXI Eжегодная богословская конференция (Москва, ПСТГУ). Доклад: Свт. Василий Великий о паренезе: библейские тексты в свете античной традиции

2009: XX Eжегодная богословская конференция (Москва, ПСТГУ). Доклад: Тексты Плутарха в «Речи к юношам» свт. Василия Великого

Опыт работы

2013- н.в.  преподаватель Школы философии НИУ ВШЭ

2010-2012 преподаватель древнегреческого и латинского языков, Гимназия при Греко-Латинском кабинете Ю.А. Шичалина

2008-2010  преподаватель древнегреческого и латинского языков, Курсы при Греко-латинском кабинете Ю.А. Шичалина

Расписание занятий на сегодня

Полное расписание

Климент Александрийский

Климент Александрийский - (ок. 150 г. н.э. - ок. 215 г.) — христианский апологет и проповедник Священного Писания среди эллинистических книжников, основоположник Александрийской богословской школы, возглавлявший её до Оригена. В гостях: Ольга Алиева

http://radiomayak.ru/shows/episode/id/1274020/

Маяк

Сократ литературный и Сократ исторический

Сократ — великий древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека, а имя грека известно всем в мире. Но при этом мысли Сократа дошли до нас лишь в виде пересказа разговоров с учениками Платоном и Ксенофонтом, сам философ излагал свои мысли в устной форме. Каким же был легендарный мыслитель? Как его представляет литература и история? Об этом в эфире Радио "Маяк" рассказала Ольга Алиева, кандидат филологических наук, преподаватель Школы философии НИУ ВШЭ.http://radiomayak.ru/videos/video/id/1443988/

Маяк

Классические гимназии — в каждую губернию!

Интервью с проф. МГУ, заведующим кафедрой древних языков Православного Свято-Тихоновского университета Ю.А. Шичалиным

Эксперт

Софисты

Софисты – представители интеллектуального течения в общественной и культурной жизни Древней Греции во 2-й половине V — 1-й половине IV веков до н. э., платные преподаватели красноречия и различных знаний, считавшихся необходимыми для деятельного и успешного участия в гражданской жизни. Основные сочинения софистов до нас не дошли, об их взглядах можно судить главным образом по сочинениям их оппонентов – Платона и Аристотеля. Обо всем этом и многом другом поговорим с нашим экспертом.

Маяк

Студенты-философы ВШЭ осмотрели греческие рукописи из фондов РГБ в Доме Пашкова

Преподаватель кафедры истории философии О.В. Алиева объяснила идею экскурсии. «Конечно, час — это немного. Но поскольку специального курса по палеографии в программе подготовки философов пока нет, даже такое краткое знакомство позволит студентам лучше понять процесс создания, сохранения и изучения письменных памятников. Историк европейской философской традиции должен представлять себе — хотя бы в общих чертах — все те итерации, через которые проходит текст, прежде чем попасть в какой-нибудь академический трехтомник, да к тому же на русском языке. Собственно, в этом и заключался очень скромный замысел нашего похода: показать, что античные авторы рождаются не в вицмундире и с лысинкой».

Обсуждение книги Вернера Йегера «Раннее христианство и греческая пайдейя»

Переводчик книги, преподаватель кафедры истории философии ВШЭ Ольга Алиева, в свою очередь, обратила внимание на «полемичность» книги Йегера, не заметную на первый взгляд. Долгое время христианские авторы рассматривались филологами лишь как более или менее усердные подражатели древних, мало интересные сами по себе. Последствия этого ощутимы и сейчас: для многих христианских сочинений не существует современных научных изданий. Это касается, в частности, гомилетического наследия Отцов-каппадокийцев (если не считать масштабного проекта по изданию трудов Григория Нисского, предпринятого самим Йегером). В отличие от Адольфа фон Гарнака, говорившего об «эллинизации» христианства, Йегер решительно смещает фокус на «христианизацию» эллинистической культуры и философских школ. Как отметила Алиева, подход Йегера продемонстрировал свою продуктивность, позволив более внимательно исследовать ряд важных для позднеантичной культуры понятий и текстов.

Служанки Пенелопы

Из всего Платоновского «Пира» наибольшую известность получила речь то икающего, то чихающего Аристофана, в которой изложен миф об андрогине. Шутника Аристофана, думаю, очень потешил бы тот факт, что его рассказ про прыгающих то на четырех, то на двух, а затем и одной ножке людях получит романтическую интерпретацию и будет подпитывать уверенность миллионов людей по всему миру в том, что у них есть свой soulmate, он(а) же — «вторая половинка». Гораздо меньшее сочувствие вызывает попытка Сократа решить проблему soulmate в трехмерной плоскости, переведя разговор на тему «бессмертия и вечности»: слишком мудреная и не слишком волнующая геометрия.

Зачем христианину философия?

Редко кто всерьез пытается опровергать значимость философии, однако и особой доблестью или добродетелью занятия философией не считаются. Действительно, нигде в Священном Писании — ни в Ветхом, ни в Новом Заветах — мы не найдем указаний к занятиям философией. Есть десять заповедей, заповеди блаженства, есть послания апостолов с практическими рекомендациями на разные случаи жизни — и нигде не сказано: философствуйте. Да и что это такое: заниматься философией?

Сократ и Вьетнам

Слова, которыми завершается сцена смерти Сократа в «Федоне», хорошо известны:«Таков, Эхекрат, был конец нашего друга, человека — мы вправе это сказать — самого лучшего из всех, кого нам довелось узнать на нашем веку, да и вообще самого разумного и самого справедливого».Был ли Сократ действительно так хорош? Нигде в обширной литературе о Сократе я не встречал такой постановки вопроса. Я задаю его, прекрасно понимая, что во всех сочинениях Платон изображает своего учителя как человека, непревзойденного в отношении трех наиболее почитаемых греками добродетелей: храбрости, разумности, благочестия.

Сократ и порядок современной жизни: отзывы на выступление Грегори Властоса «Сократ и Вьетнам»

Мало кого из философов-платоноведов критикуют с таким же усердием, как Грегори Властоса, — и мало на кого столь же часто ссылаются.Основоположник аналитического подхода к текстам Платона, посвятивший ему большую часть своей академической карьеры [1], Властос признавался, что его «философским героем» всегда был Сократ. Именно Сократу, а не Платону посвящена последняя книга Властоса, вышедшая незадолго до его смерти в 1991 году, Socrates: Ironist and Moral Philosopher.

Какие люди нужны британской разведке?

Карьерный путь некоторых классиков (как иногда называют специалистов по античности) определенно интересен. Джонатан Эванс изучал латынь и греческий в Бристольском университете. Теперь он глава британской спецслужбы, известной под названием MI5. О своей учебе и отношении к классической филологии Эванс рассказал в интервью Iris Project. Основная задача некоммерческой организации Iris Project — продвижение классической словесности в государственных школах Великобритании. Традиционно классическое образование в Великобритании было уделом частных школ, однако в последние годы ситуация меняется. О необходимости классической учености высказываются многие политики, среди которых, например, мэр Лондона Борис Джонсон, классик по образованию.

Пайдейя как «малые мистерии»: Василий Кесарийский о греческой литературе

12 декабря 2016 года Ольга Алиева, доцент школы философии и специалист по греческой патристике, выступила на регулярном семинаре «Символическое Средневековье» Лаборатории медиевестических исследований с докладом «Пайдейя как "малые мистерии": Василий Кесарийский о греческой литературе». Сотрудники ИГИТИ подготовили видеорепортаж с семинара коллег.

Между цирком и школой. Доклад Ольги Алиевой про образование в поздней Римской империи

23-24 ноября 2016 г. в рамках Ежегодной богословской конференции ПСТГУ состоялись заседания секции «Античность и христианство: интертекстуальность культур», посвященной памяти Николая Алексеевича Федорова.

Чтение, формирующее человека

Ольга Алиева в интервью порталу МСДС рассказала о трудностях перевода святоотеческих творений и о том, что современному читателю может сказать святой, живший в раннем средневековье

Antibarbari: греко-латинский клуб Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ

Греко-латинский клуб Antibarbari призван стать средой для освоения лучших образцов греко-латинской литературы. Основная форма работы - семинары по медленному чтению античных и средневековых авторов. Мы будем рады участию коллег: преподавателей, исследователей, аспирантов и студентов.

Ольга Алиева приняла участие в конференции Международного платоновского общества

Преподаватель Школы философии О.В.Алиева выступила с докладом на конференции Международного платоновского общества (International Plato Society, IPS), которая проходила в столице Бразилии 4-8 июля 2016 г.

Olga Alieva Took Part in XI Symposium Platonicum

Olga Alieva, Lecturer at the School of Philosophy, presented a report at the 11th Symposium Platonicum that was held on July 4-8, 2016 in Brasilia. The event was organized by the International Plato Society.

Ольга Алиева о подлинных и призрачных удовольствия в диалогах Платона

22 марта Ольга Алиева выступила с докладом «Подлинные и призрачные удовольствия в “Федоне” и “Государстве” Платона» на заседании семинара «Философия античности и средних веков» (ИФ РАН)

Преподаватель Школы философии Ольга Алиева приглашает к чтению диалога "Федон"

На базе Греко-латинского кабинета Ю.А. Шичалина начинает работу открытый семинар под руководством преподавателя Школы философии Ольги Алиевой. В ходе семинара предлагается исследовать различные вопросы, связанные со струтурой текста, его местом в платоновком корпусе и его историко-философской значимостью.

Объединенная гуманитарная зимняя школа для поступающих в магистратуру

В Вышке под эгидой новообразовавшегося Гуманитарного факультета с 1 по 5 февраля прошла, ставшая уже традиционной, Объединенная Гуманитарная Зимняя Школа для поступающих в магистратуру. В этом году набор в Школу проходил по 6 направлениям: История, Культурология, Филология, Философия, Прикладная Лингвистика, Иностранные языки и межкультурная коммуникация.Всего было отобрано 45 человек: по 9 для каждого из направлений. За исключением Филологии и Иностаранных языков, которые поделили 9 человек между собой следующим образом: 5 - филологам, 4 - департаменту иностранных языков.