• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Назад в будущее: античные тексты и концепты в фокусе современной философии

Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 1-4 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 80

Программа дисциплины

Аннотация

НИГ «Античная философия» создала концепцию научно-исследовательского семинара, основанного на двойном герменевтическом движении от современности к античности и от античности к современности. Основная идея в том, чтобы выделить ряд ключевых текстов и концептов античной философии, которые реактуализуются в мысли XX века. Античная мысль всегда оставалась источником вдохновения для европейской культуры, поэтому лозунг «Вперед, к грекам!» всегда звучал актуально и продолжает звучать актуально и сейчас. Новацией НИСа является совмещение древней и современной философии через сквозные концепты европейской мысли – фюсис, логос, докса, материя, энергия, забота о себе. Такой курс покажет, что античная философия – не архив, к которому возвращаются только при особом интересе, но живая философская жизнь. * * * * * [Модули 1 и 2] Древние греки учредили практику свободного мышления, которую потом начали обозначать как «философия». Математика, с другой стороны, существовала в развитых культурах, которые старше древнегреческой, например у египтян и вавилонян. Однако, только древние греки сделали из математики в полном смысле абстрактную дисциплину, полностью и сознательно отделённую от вопроса ее практического применения. Эти усилия привели к концу IV в. до н.э. к оформлению математического знания в чисто мыслительной, самодостаточной структуре, известной как «Начала» Eвклида. В этом процессе в математике и философии замечаются похожие усилия и возникновение похожих проблем, которые касаются таких понятий как «величина», «содержание», «один», «множество», «соизмеримость», «точка», «сфера» и т. п. Два наших мини-курса посвящены изучению сложного вопроса взаимного влияния философии и математики (представленной в двух формах, в которых она позже стала развиваться: арифметики и геометрии). В методологическом плане мы будем исходить из необходимости отказа от анахронного деления древней мысли по границам современных дисциплин. С этой точки зрения будут проанализированы как древние источники, так и современные истории философии и математики. Занятия первого модуля посвящены соотношению и взаимовлиянию арифметики и философии, начиная с рубежа VI-V вв. до н.э. вплоть до Евклида. На курсе будет рассмотрен вопрос о природе древнейшего математического знания античных греков — было ли оно больше «арифметическое» или «геометрическое». Через конкретные детали из истории арифметики и философии VI–V вв. показывается, как арифметические проблемы могли взаимовлиять с формированием самых важных понятий западной философии, и как это взаимовлияние продолжается по сей день. Занятия второго модуля продолжают мини-курс по арифметике и, в частности, приглашают взглянуть на самое известное античное математическое сочинение – книгу «Начала» – через современные философские дискуссии о статусе геометрии (например, через «Начало геометрии» Э. Гуссерля). Как и в случае арифметики, проблема онтологического статуса геометрических энтитетов пересеклась с формированием некоторых ключевых идей западной философии.