• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Научно-исследовательский семинар "Жанры и методы философского исследования"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Философия)
Направление: 47.03.01. Философия
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Алиева Ольга Валерьевна, Долгоруков Виталий Владимирович, Климова Светлана Мушаиловна, Марей Александр Владимирович, Мишура Александр Сергеевич, Плешков Алексей Александрович
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 80

Программа дисциплины

Аннотация

Цель научного исследовательского семинара первого курса – дать студентам базовые знания о многообразии жанров, форм и методов философского исследования, а также предложить практические задания для освоения конкретных методов философской работы. Курс разделен на две части. В первой части студентам будут предложены наиболее общие сведения о специфике философского текста, основных принципах работы с первоисточниками и второисточниками, поиске, сборе и организации библиографической информации, порядке подготовки и написания курсовой работы по философии, понятии философского аргумента, а также цифровых методах в философских исследованиях. Вторая часть курса посвящена практическому освоению конкретных методов философского исследования. Цель данной части курса – предложить студентам понятную и структурированную среду для творческого применения конкретных вариаций наиболее значимых для традиции западноевропейской философии методов философского исследования. В число рассматриваемых методов входят современные и классические интерпретации диалектики, метод трансцендентальных аргументов, методы феноменологического и герменевтического анализа, методы концептуального анализа, а также новейшие разработки в области экспериментальной философии и методов конструирования понятий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развитие навыков самостоятельного мышления
  • Понимание типологии текстов, умение выявлять специфические элементы философского контента в нефилософских текстах
  • Знание центральных методов философской традиции и умение применять их на конкретных примерах
  • Ознакомление с общими проблемами источниковедения и со спецификой источников по античной философии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • развитие навыков самостоятельного мышления (способность к диалогу и дискуссии)
  • понимание типологии текстов, умение выявлять специфические элементы философского контента в нефилософских текстах
  • знаком с основными жанрами историографии философии в античности
  • имеет начальное представление о видах источников и методах работы с ними
  • Способен подготовить текст в жанре аргументативного эссе
  • умеет работать с базой PhilPapers
  • умеет решать логические задачи на соответствие в редакторе онтологий Protégé.
  • Умеет находить и организовывать библиографическую информацию
  • знает основные значения понятия диалектика
  • знает основные направления методологии конструирования понятий
  • умеет выявлять в тексте структуру диалектического опровержения
  • формулирует примеры диалектического рассуждения
  • знает форму трансцендентального аргумента
  • умеет самостоятельно формулировать примеры трансцендентальных аргументов
  • знает основные стратегии критики трансцендентальных аргументов
  • знает основные задачи феноменологического метода
  • умеет применять феноменологический метод в пошаговой интерпретации Г. Шпигельберга
  • знает основные этапы становления герменевтики
  • умеет приводить примеры герменевтического круга
  • умеет применять основные понятия герменевтики Х.Г. Гадамера к анализу текстов.
  • знает основные вариации методов концептуального анализа
  • формулирует парадокс анализа Дж. Э. Мура и основные стратегии его преодоления
  • знает основные задачи метода мысленных экспериментов
  • умеет формулировать мысленные эксперименты различных видов
  • знает основные ограничения и стратегии критики метода мысленных экспериментов
  • умеет применять базовые техники конструирования понятий
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Философский текст
  • Пролегомены к работе с источниками
    Цель этого блока курса — ознакомить студента с общими проблемами источниковедения и со спецификой источников по античной философии. В рамках курса мы узнаем, какие бывают виды источников, какое значение они имеют для историка философии и всегда ли источникам можно доверять. Особенностью курса является внимание к практическим аспектам работы с источниками, таким как работа с критическими изданиями, использование цифровых технологий работы с корпусом и др. Тема 1. Античная философия: источники. Введение в проблематику. Теория: Понятие источника. Виды источников. Исторические условия происхождения источника. Жанровая специфика источников. Интерпретация и перевод источника. Вещественные и письменные источники, а также исторические дисциплины, их изучающие. Quellenforschung. Тема 2. Что такое доксография? Герман Дильс и его «Доксографы». Кто такой Аэций и почему в русском переводе А. В. Лебедева его нет. Значение Аристотеля и Феофраста для позднейшей доксографии. Критика Дильса у Я. Мансфелда и Д. Рунии. Основные доксографические источники. Доксография в широком и узком смысле слова. Тема 3. Другие историографические жанры Жизнеописания философов в античности (Платон, Пифагор, Плотин и др.): специфика жанра. Ego-документы (медитация, исповедь, автобиография и др.). «Преемства философов» и сочинения «О школах» (Περὶ αἱρέσεων). Соединение различных жанров в «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» Диогена Лаэртия. Филодем как источник по античной философии. Анекдотический материал. Тема 4. Понятие корпуса. Корпусы Платона и Аристотеля Формирование и организация корпуса. Тексты спорного авторства и подложные (dubia и spuria). Способы установления авторства и датировка. Публикация и редактура текстов в античности. Комментаторская традиция. Схолии и глоссы. Принципы современного издания источника; критика текста. Критический аппарат и работа с ним. TLG и PHI.
  • Поиск, сбор и организация библиографической информации
  • Цифровые методы в философии
    1. Полезные электронные ресурсы для философов: PhilPapers, Stanford Encyclopedia of Philosophy, Internet Philosophy Ontology Project. Библиографические менеджеры (Mendeley и др). Работа с DOI и BibTeX. Вычислительная философия (в частности, вычислительная метафизика). Автоматическая проверка и поиск доказательства. Пруверы Prover9 и Mace4. 2. Прикладные формальные онтологии. Basic Formal Ontology. Язык дескриптивной логики. 3. Практикум по решению логических задач на соответствие в редакторе онтологий Protégé.
  • На пути к курсовой: чтение философского текста, конспект, реферат, аргументативное эссе, рецензия
    В рамках этого блока курса мы обсудим базовые принципы академического чтения иакадемического письма. Поговорим о структуре современного философского текста иузнаем, что такое «принцип академической благожелательности». Обсудим,действительно ли нужно делать конспекты, и чем они отличаются от реферата. Развенчаеммиф о том, что для написания эссе нужен талант к письму, и опишем ключевыехарактеристики жанра, позволяющие делать качественные аргументативные тексты.Наконец, поговорим о «вторичном» жанре рецензии и разберемся, почему нормальнаянаука не бывает без рецензирования. Темы занятий: 1. Философский текст: как его небояться, и почему сложно всем? 2. Конспект и реферат: действительно ли это важно? 3.Как делается академическое эссе. 4. Рецензия: зачем писать это?
  • Диалектика
    Многозначность понятия диалектики. Диалектика метод ведения беседы. Эленхос у Платона. Диалектика как онтологический и эпистемологический тезис. Критика диалектики.
  • Трансцендентальные аргументы
    Понятие трансцендентального. Трансценденталии в средневековой мысли. Трансформация понятия трансцендентального после Канта. Форма трансцендентального аргумента. Понятие метафизической необходимости. Критика трансцендентальных аргументов в современной философии.
  • Феноменология
    Многообразие феноменологических подходов. Задачи феноменологии. Критика редукционизма. Феноменологический метод в пошаговой интерпретации Г. Шпигельберга.
  • Герменевтика
    Понятие герменевтики. Уровни понимания текста в античной и средневековой философии. Аллегорический метод интерпретации. Понятие герменевтического круга. Герменевтика Шлейермахера. Герменевтика как основной метод гуманитарных наук. Основные понятия герменевтики Х.Г. Гадамера
  • Концептуальный анализ
    Многообразие методов концептуального анализа. Диэреза Платона как форма концептуального анализа. Концептуальный анализ как поиск необходимых и достаточных условий применения понятия. Концептуальный анализ в философии обыденного языка. Парадокс анализа.
  • Мысленные эксперименты
    История понятия мысленных экспериментов. Задачи мысленных экспериментов. Виды мысленных экспериментов. Методология построения мысленных экспериментов. Ограничения метода мысленных экспериментов.
  • Метод конструирования понятий
    Конструирование понятий как альтернатива анализу понятий. Задачи метода конструирования понятий. Дискуссия о возможности конструирования понятий. Техники конструирования понятий.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарских занятий
  • неблокирующий Домашние задания
  • неблокирующий Финальное эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.33 * Домашние задания + 0.34 * Работа на семинарских занятий + 0.33 * Финальное эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Cassam, Q. (1987). Transcendental Arguments, Transcendental Synthesis and Transcendental Idealism. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D0985114
  • Cloonan, T. F. (2012). Gallagher, Shaun, and Schmicking, Daniel (Editors). (2010). Handbook of Phenomenology and Cognitive Science. Dordrecht: Springer, ix + 688 pp. Hardcover (ISBN: 978-90-481-2645-3), $249.99. Journal of Phenomenological Psychology, 43(2), 251–260. https://doi.org/10.1163/15691624-12341239
  • Frank Jackson. (1998). From Metaphysics to Ethics : A Defence of Conceptual Analysis. Clarendon Press.
  • Herman Cappelen. (2018). Fixing Language : An Essay on Conceptual Engineering: Vol. 1st ed. OUP Oxford.
  • Rescher, N. (2006). Philosophical Dialectics : An Essay on Metaphilosophy. Albany: State University of New York Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=158796
  • Rescher, N. (2007). Dialectics : A Classical Approach to Inquiry. Frankfurt: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=603494
  • Robert Arp, Barry Smith, & Andrew D. Spear. (2015). Building Ontologies with Basic Formal Ontology. The MIT Press.
  • Sorensen, R. A. (1998). Thought Experiments (Vol. [pbk. reprint 1998]). New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=23526
  • Данилевский И.Н., Добровольский Д.А., Казаков Р.Б. - Источниковедение - Издательский дом Высшей школы экономики - 2015 - 685с. - ISBN: 978-5-7598-1092-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/66019
  • Источниковедение : учебник для академического бакалавриата / А. В. Сиренов [и др.] ; под ред. А. В. Сиренова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 396 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03318-2
  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении, Ильенков, Э. В., 1997
  • Истина и метод : основы философской герменевтики, Гадамер, Х.-Г., 1988
  • Как я понимаю философию, Мамардашвили, М. К., 1992