Бакалавриат
2020/2021




Научно-исследовательский семинар "Жанры и методы философского исследования"
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Философия)
Направление:
47.03.01. Философия
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Алиева Ольга Валерьевна,
Долгоруков Виталий Владимирович,
Климова Светлана Мушаиловна,
Марей Александр Владимирович,
Мишура Александр Сергеевич,
Плешков Алексей Александрович
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
80
Программа дисциплины
Аннотация
Цель научного исследовательского семинара первого курса – дать студентам базовые знания о многообразии жанров, форм и методов философского исследования, а также предложить практические задания для освоения конкретных методов философской работы. Курс разделен на две части. В первой части студентам будут предложены наиболее общие сведения о специфике философского текста, основных принципах работы с первоисточниками и второисточниками, поиске, сборе и организации библиографической информации, порядке подготовки и написания курсовой работы по философии, понятии философского аргумента, а также цифровых методах в философских исследованиях. Вторая часть курса посвящена практическому освоению конкретных методов философского исследования. Цель данной части курса – предложить студентам понятную и структурированную среду для творческого применения конкретных вариаций наиболее значимых для традиции западноевропейской философии методов философского исследования. В число рассматриваемых методов входят современные и классические интерпретации диалектики, метод трансцендентальных аргументов, методы феноменологического и герменевтического анализа, методы концептуального анализа, а также новейшие разработки в области экспериментальной философии и методов конструирования понятий.
Цель освоения дисциплины
- Развитие навыков самостоятельного мышления
- Понимание типологии текстов, умение выявлять специфические элементы философского контента в нефилософских текстах
- Знание центральных методов философской традиции и умение применять их на конкретных примерах
- Ознакомление с общими проблемами источниковедения и со спецификой источников по античной философии.
Планируемые результаты обучения
- развитие навыков самостоятельного мышления (способность к диалогу и дискуссии)
- понимание типологии текстов, умение выявлять специфические элементы философского контента в нефилософских текстах
- знаком с основными жанрами историографии философии в античности
- имеет начальное представление о видах источников и методах работы с ними
- Способен подготовить текст в жанре аргументативного эссе
- умеет работать с базой PhilPapers
- умеет решать логические задачи на соответствие в редакторе онтологий Protégé.
- Умеет находить и организовывать библиографическую информацию
- знает основные значения понятия диалектика
- знает основные направления методологии конструирования понятий
- умеет выявлять в тексте структуру диалектического опровержения
- формулирует примеры диалектического рассуждения
- знает форму трансцендентального аргумента
- умеет самостоятельно формулировать примеры трансцендентальных аргументов
- знает основные стратегии критики трансцендентальных аргументов
- знает основные задачи феноменологического метода
- умеет применять феноменологический метод в пошаговой интерпретации Г. Шпигельберга
- знает основные этапы становления герменевтики
- умеет приводить примеры герменевтического круга
- умеет применять основные понятия герменевтики Х.Г. Гадамера к анализу текстов.
- знает основные вариации методов концептуального анализа
- формулирует парадокс анализа Дж. Э. Мура и основные стратегии его преодоления
- знает основные задачи метода мысленных экспериментов
- умеет формулировать мысленные эксперименты различных видов
- знает основные ограничения и стратегии критики метода мысленных экспериментов
- умеет применять базовые техники конструирования понятий
Содержание учебной дисциплины
- Философский текст
- Пролегомены к работе с источникамиЦель этого блока курса — ознакомить студента с общими проблемами источниковедения и со спецификой источников по античной философии. В рамках курса мы узнаем, какие бывают виды источников, какое значение они имеют для историка философии и всегда ли источникам можно доверять. Особенностью курса является внимание к практическим аспектам работы с источниками, таким как работа с критическими изданиями, использование цифровых технологий работы с корпусом и др. Тема 1. Античная философия: источники. Введение в проблематику. Теория: Понятие источника. Виды источников. Исторические условия происхождения источника. Жанровая специфика источников. Интерпретация и перевод источника. Вещественные и письменные источники, а также исторические дисциплины, их изучающие. Quellenforschung. Тема 2. Что такое доксография? Герман Дильс и его «Доксографы». Кто такой Аэций и почему в русском переводе А. В. Лебедева его нет. Значение Аристотеля и Феофраста для позднейшей доксографии. Критика Дильса у Я. Мансфелда и Д. Рунии. Основные доксографические источники. Доксография в широком и узком смысле слова. Тема 3. Другие историографические жанры Жизнеописания философов в античности (Платон, Пифагор, Плотин и др.): специфика жанра. Ego-документы (медитация, исповедь, автобиография и др.). «Преемства философов» и сочинения «О школах» (Περὶ αἱρέσεων). Соединение различных жанров в «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» Диогена Лаэртия. Филодем как источник по античной философии. Анекдотический материал. Тема 4. Понятие корпуса. Корпусы Платона и Аристотеля Формирование и организация корпуса. Тексты спорного авторства и подложные (dubia и spuria). Способы установления авторства и датировка. Публикация и редактура текстов в античности. Комментаторская традиция. Схолии и глоссы. Принципы современного издания источника; критика текста. Критический аппарат и работа с ним. TLG и PHI.
- Поиск, сбор и организация библиографической информации
- Цифровые методы в философии1. Полезные электронные ресурсы для философов: PhilPapers, Stanford Encyclopedia of Philosophy, Internet Philosophy Ontology Project. Библиографические менеджеры (Mendeley и др). Работа с DOI и BibTeX. Вычислительная философия (в частности, вычислительная метафизика). Автоматическая проверка и поиск доказательства. Пруверы Prover9 и Mace4. 2. Прикладные формальные онтологии. Basic Formal Ontology. Язык дескриптивной логики. 3. Практикум по решению логических задач на соответствие в редакторе онтологий Protégé.
- На пути к курсовой: чтение философского текста, конспект, реферат, аргументативное эссе, рецензияВ рамках этого блока курса мы обсудим базовые принципы академического чтения иакадемического письма. Поговорим о структуре современного философского текста иузнаем, что такое «принцип академической благожелательности». Обсудим,действительно ли нужно делать конспекты, и чем они отличаются от реферата. Развенчаеммиф о том, что для написания эссе нужен талант к письму, и опишем ключевыехарактеристики жанра, позволяющие делать качественные аргументативные тексты.Наконец, поговорим о «вторичном» жанре рецензии и разберемся, почему нормальнаянаука не бывает без рецензирования. Темы занятий: 1. Философский текст: как его небояться, и почему сложно всем? 2. Конспект и реферат: действительно ли это важно? 3.Как делается академическое эссе. 4. Рецензия: зачем писать это?
- ДиалектикаМногозначность понятия диалектики. Диалектика метод ведения беседы. Эленхос у Платона. Диалектика как онтологический и эпистемологический тезис. Критика диалектики.
- Трансцендентальные аргументыПонятие трансцендентального. Трансценденталии в средневековой мысли. Трансформация понятия трансцендентального после Канта. Форма трансцендентального аргумента. Понятие метафизической необходимости. Критика трансцендентальных аргументов в современной философии.
- ФеноменологияМногообразие феноменологических подходов. Задачи феноменологии. Критика редукционизма. Феноменологический метод в пошаговой интерпретации Г. Шпигельберга.
- ГерменевтикаПонятие герменевтики. Уровни понимания текста в античной и средневековой философии. Аллегорический метод интерпретации. Понятие герменевтического круга. Герменевтика Шлейермахера. Герменевтика как основной метод гуманитарных наук. Основные понятия герменевтики Х.Г. Гадамера
- Концептуальный анализМногообразие методов концептуального анализа. Диэреза Платона как форма концептуального анализа. Концептуальный анализ как поиск необходимых и достаточных условий применения понятия. Концептуальный анализ в философии обыденного языка. Парадокс анализа.
- Мысленные экспериментыИстория понятия мысленных экспериментов. Задачи мысленных экспериментов. Виды мысленных экспериментов. Методология построения мысленных экспериментов. Ограничения метода мысленных экспериментов.
- Метод конструирования понятийКонструирование понятий как альтернатива анализу понятий. Задачи метода конструирования понятий. Дискуссия о возможности конструирования понятий. Техники конструирования понятий.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.33 * Домашние задания + 0.34 * Работа на семинарских занятий + 0.33 * Финальное эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Cassam, Q. (1987). Transcendental Arguments, Transcendental Synthesis and Transcendental Idealism. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D0985114
- Cloonan, T. F. (2012). Gallagher, Shaun, and Schmicking, Daniel (Editors). (2010). Handbook of Phenomenology and Cognitive Science. Dordrecht: Springer, ix + 688 pp. Hardcover (ISBN: 978-90-481-2645-3), $249.99. Journal of Phenomenological Psychology, 43(2), 251–260. https://doi.org/10.1163/15691624-12341239
- Frank Jackson. (1998). From Metaphysics to Ethics : A Defence of Conceptual Analysis. Clarendon Press.
- Herman Cappelen. (2018). Fixing Language : An Essay on Conceptual Engineering: Vol. 1st ed. OUP Oxford.
- Rescher, N. (2006). Philosophical Dialectics : An Essay on Metaphilosophy. Albany: State University of New York Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=158796
- Rescher, N. (2007). Dialectics : A Classical Approach to Inquiry. Frankfurt: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=603494
- Robert Arp, Barry Smith, & Andrew D. Spear. (2015). Building Ontologies with Basic Formal Ontology. The MIT Press.
- Sorensen, R. A. (1998). Thought Experiments (Vol. [pbk. reprint 1998]). New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=23526
- Данилевский И.Н., Добровольский Д.А., Казаков Р.Б. - Источниковедение - Издательский дом Высшей школы экономики - 2015 - 685с. - ISBN: 978-5-7598-1092-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/66019
- Источниковедение : учебник для академического бакалавриата / А. В. Сиренов [и др.] ; под ред. А. В. Сиренова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 396 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03318-2
- Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001
Рекомендуемая дополнительная литература
- Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении, Ильенков, Э. В., 1997
- Истина и метод : основы философской герменевтики, Гадамер, Х.-Г., 1988
- Как я понимаю философию, Мамардашвили, М. К., 1992