Вышка решила отложить возвращение в офлайн до 29 марта, при этом образовательные программы могут принять самостоятельное решение и выбрать формат обучения уже сейчас. Поговорили с руководителями некоторых программ, которые приняли решение о частичном (отдельные дисциплины или курсы) выходе из дистанта.
Академический руководитель ОП «Совместная программа по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ»
Мы все понимаем, что живой, непосредственный контакт преподавателей и студентов, студентов между собой крайне важен. С другой стороны, безопасность студентов, преподавателей, сотрудников остается для нас приоритетом.
Сейчас многие уже вакцинировались от коронавируса, уровень заболеваемости несколько снизился, и появилось окно возможностей, которым решили воспользоваться. О планах перейти к гибридному режиму студенты и преподаватели были поставлены в известность еще в конце декабря.
У нас сетевая программа. Инициатором частичного выхода в офлайн был наш партнер по программе, РЭШ. РЭШ — гораздо более компактная организация, поэтому у нее больше возможностей обеспечить высокую степень изоляции: разные программы РЭШ появляются на кампусе в разные дни и не пересекаются, поэтому угроза быстрого неконтролируемого распространения максимально снижена; будет регулярно проводиться выборочное ПЦР-тестирование. Во многом именно этими мерами предосторожности объясняется весьма ограниченный формат выхода в офлайн — пока это один день в неделю.
Важно подчеркнуть, что все офлайн-занятия транслируются и не оказывается никакого давления и принуждения к участию в очных занятиях ни на преподавателей, ни на студентов. Мы с пониманием отнесемся к тому, что студент не будет готов участвовать в офлайн-занятиях не только из-за рисков себе и близким, но и потому что приезжать из дома в общежитие ради одного дня занятий может быть слишком тяжелым решением для иногороднего студента.
Организационно, конечно, гибридный режим создает дополнительные сложности и с точки зрения составления расписания, и для тех преподавателей, у которых часть студентов будет учиться офлайн, а часть останется онлайн, но нам показалось, что осторожный, взвешенный выход из полного онлайн-режима с соблюдением всех мер безопасности является сейчас разумным решением.
Декан факультета химии
На факультете химии в бакалавриате обучаются студенты первых двух курсов. Студенты второго курса не уходили из частичного офлайна. Лабораторные работы по органической химии на базе ИОХ РАН, выполнение экспериментальной части курсовых работ и научных проектов на базе институтов Российской академии наук не прекращалось. Все лекционные и семинарские занятия проходили и проходят в онлайне.
Выполнение лабораторных и курсовых работ по неорганической химии студентами первого курса в ноябре 2020-го пришлось приостановить. С 8 февраля студенты первого курса вернулись в частичный офлайн и я надеюсь, что они успешно выполнят учебный план. Из шести учебных дней студенты будут три дня работать в режиме онлайн, два дня проводить в институтах РАН и только по субботам заниматься в корпусе на Вавилова, 7 в семинарских группах.
Академический руководитель магистерской программы «Управление образованием»
Программа «Управление образованием» очно-заочная. И в этом смысле нам, наверное, было проще пережить периоды ограничений. Мы еще до пандемии и ограничений использовали дистанционные форматы. Когда объявили, что онлайн в вузах продлится до 6 февраля, мы сразу сдвинули модуль на февраль.
За время онлайна мы критически посмотрели на все форматы занятий. Было принято решение, что лекции и даже некоторые семинары программы будут преподаваться в онлайне. Но у нас очень много времени отведено коворкингу: студенты — руководители школ и владельцы образовательного бизнеса, у них много групповой проектной работы, ситуационных, деловых игр, тренингов, фасилитаций. Это важно для образовательного трека на программе.
При этом у всех (и у преподавателей, и у студентов) есть возможность выбрать формат обучения. Примерно 30% студентов решили продолжить онлайн. Они сейчас присутствуют на занятиях, но только на экране.
Руководитель Школы дизайна
Поскольку в Школе дизайна все образование построено по проектному принципу, есть очень много мастерских, мы, конечно, при первой же возможности пытались вернуться в офлайн хотя бы частично — что и сделали. У нас всегда это устроено таким образом, что по каждой проектной дисциплине есть два занятия в неделю. Сейчас одно из них проходит офлайн, другое — остается дистанционным.
Дедлайн перехода в полностью офлайн-формат для нас — тогда, когда откроются границы для иностранных студентов. Студентов-иностранцев у нас очень много, и им нужно обеспечивать онлайн-преподавание, поэтому гибридная форма пока является наиболее приемлемой, все наши занятия переведены в такой формат.
Офлайн- и онлайн-дни обучения — разные. Нельзя создавать ситуацию, при которой в один день часть занятий будет дистанционно, часть — нет.
Руководитель образовательной программы «Медиакоммуникации»
Во-первых, надо сказать, что у факультета и руководства программ была возможность поучаствовать в принятии решения о переходе на гибридный формат: мы видели проекты документов и выступили со своими предложениями. Второе, что мы сделали — это, конечно, поинтересовались у студентов, в частности, у Студсовета факультета, какой из вариантов решения более приемлем. Совместно было принято решение, что в офлайн мы возвращаемся не с сессии, а с 4-го модуля.
Однако в этом модуле двое преподавателей уже обратились с просьбой провести свои занятия очно. При этом они взяли на себя ответственность за тех студентов, которые физически не могут появиться офлайн, им будет обеспечено равнозначное обучение. Эти занятия будут проводиться в аудиториях при соблюдении всех мер безопасности.
Заглядывая в будущее, хочется сказать, что гибридный формат теперь с нами навсегда. В дальнейшем мы бы не хотели отказываться от тех преимуществ, которые дает онлайн, например, возможности привлекать к учебному процессу зарубежных лекторов.