Цель семинара-тренинга «Быть или не быть, вот в чем вопрос. Стратегия личного и командного развития в академической среде в современных условиях» — познакомить молодых ученых НИУ ВШЭ с методами личного целеполагания и дать им инструменты коммуникации, которые помогут строить отношения с коллегами внутри научного сообщества.
Автор тренинга Ирина Шрайбер, будучи ведущим научным сотрудником ТГУ, руководителем группы по энергетике Международной ассоциации проектного менеджмента (IPMA), участницей международных научных объединений Фермилаб (США) и ЦЕРН (Швейцария), экспертом по работе с научными организациями и компетенциям ученых и ментором, занимается этой проблемой в течение многих лет. «Это всегда было большим вопросом — как правильно развиваться в академической среде, как руководить людьми из этой среды», — делится наблюдениями Ирина. «Научная среда достаточно специфическая. Я сама ученый, по первому образованию я физик-ядерщик, и должна сказать, что склад ума ученого отличается от склада ума других людей. У нас своя профдеформация: мы довольно сложно объясняем другим людям очевидные для нас вещи, а если кто-то не может нас понять, значит, он недостоин общения с нами. С одной стороны, ученый может воплощать в себе креативный хаос. С другой — может, наоборот, придерживаться очень рационального подхода. Особенно это свойственно тем, кто занимается естественными науками. В любом процессе эти люди должны пройти путь от начальной до конечной точки и получить результат. И если этого нет — а в больших проектах больших компаний нередко бывает и так, — представители науки могут потерять всякий интерес к работе. Поэтому ученых нужно мотивировать, и мотивировать иначе, чем других работников. Ученых нужно по-другому учить и по-другому направлять».
Центр научной интеграции НИУ ВШЭ, в задачи которого входит профессиональное развитие исследователей, в частности развитие у них гибких навыков, сотрудничает с Ириной Шрайбер не первый год. «У Ирины есть уникальный опыт работы в исследовательских командах в разных средах в разных регионах мира, — объясняет выбор спикера руководитель центра Юлия Фалькович. — Она работает с огромными исследовательскими коллективами, которые, с одной стороны, очень сложные, а с другой — очень эффективно организованы. Комбинация таких компетенций идеальна для ведущего тренингов, связанных с управлением коллективом».
Этот семинар-тренинг — одно из первых мероприятий Вышки, объединяющих представителей сразу трех сообществ исследователей и преподавателей-исследователей университета. «Мы проводим этот семинар для участников и выпускников программы “Академический кадровый резерв”, Программы привлечения российских постдоков и коллег, которые работают в “Больших проектах”, — представила участников встречи руководитель программы «Академический кадровый резерв» Татьяна Мамбергер. — В Вышке регулярно проходят самые разные мероприятия, знакомящие молодых коллег с карьерными траекториями известных ученых, для того чтобы они могли найти новые перспективы и возможности для себя. Сегодняшняя встреча открывает новый сезон нашей программы, в рамках которой мы проводим выездные семинары и академические мастерские».
В ходе тренинга участники честно и эмоционально делились профессиональными проблемами и надеждами, искали актуальные пути и способы академического развития в условиях глобальных перемен, проводили SWOT-анализ своей карьеры и участвовали в интерактивной командной игре. Следующее мероприятие состоится в октябре. «Мы планируем провести тренинг по коммуникациям ученых с разными внешними аудиториями, в том числе с коллегами из бизнеса и с производства. Для нас этот тренинг проведет заместитель первого проректора Софья Черногорцева, у которой есть опыт работы в различных компаниях, включая Сбербанк. Она поделится своим опытом работы с кросс-командными проектами», — анонсировала будущий тренинг Юлия Фалькович.