В августе этого года приказом ректора НИУ ВШЭ Никиты Анисимова был введен в действие механизм поддержки проектов по коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, который предусматривает финансирование до 5 млн рублей на срок до двух лет. Как будет работать этот механизм, узнали участники информационно-методического семинара «От исследования к продукту», проведенного 20 сентября Центром коммерциализации разработок и трансфера технологий НИУ ВШЭ.
Открывая семинар, директор Центра коммерциализации разработок и трансфера технологий (ЦКРТТ) Антон Яновский отметил, что центр активно работал над тем, чтобы запустить новый механизм поддержки проектов. Он состоит из трех компонентов:
финансовой поддержки со стороны университета;
консультационной поддержки со стороны ЦКРТТ, Дирекции по правовым вопросам и Управления инвестиционного анализа;
возможности использования льготного режима отчислений по лицензионным доходам в ЦБ. НИУ ВШЭ (т.н. режим «предпринимательской привилегии»).
Сотрудники центра и коллеги из различных централизованных служб будут оказывать командам экспертную и консультационную поддержку по запуску продаж востребованных рынком продуктов и услуг, в том числе узкоспециализированных и нишевых. Возможность финансовой поддержки позволит быстрее выйти на тестовые продажи и получить лицензионные платежи, также в ближайшее время планируется принять регламент о льготном режиме отчислений по лицензионным доходам в центральный бюджет.
Заместитель директора центра Анатолий Наталенко уточнил, что команда проекта, претендующая на поддержку, должна состоять из работников НИУ ВШЭ (доля студентов и аспирантов — не более 30%) и иметь задел — научные результаты, положенные в основу выводимого на стадию продаж продукта (услуги). Команда должна иметь детальный план мероприятий по созданию продукта и его выводу на рынок — именно на это выделяются средства. При подготовке проекта к получению финансирования и в ходе его реализации команда получит детальную оценку и экспертизу на консультациях с экспертами центра.
Спикер подчеркнул, что рыночный продукт (услуга), который выводится на рынок, обязательно должен быть создан с использованием результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат университету. Финансирование не может расходоваться на проведение НИР, но его можно тратить на развитие команды проекта (например, усиление бизнес-компетенций ее членов), создание прототипа продукта и его тестирование на рынке с первыми заказчиками, маркетинговый анализ рынка и другое.
«Должен быть создан прототип продукта и осуществлена его первая продажа на рынке: протестирована гипотеза, что продукт действительно нужен и есть компании, заинтересованные в его покупке», — заключил Анатолий Наталенко.
Заместитель директора центра Геннадий Пильнов рассказал, что на сегодняшний день в НИУ ВШЭ есть порядка 14 продуктов, продающихся по модели лицензионных платежей, которые университет предоставляет рынку, оплата за использование прав на которые реализована посредством заключения в том числе лицензионных соглашений или смешанных договоров. Примеры таких решений были представлены на семинаре.
Директор Института искусственного интеллекта и цифровых наук НИУ ВШЭ Алексей Масютин рассказал о проекте «ИИ-платформа предиктивной аналитики для гостиничного бизнеса». Он был реализован совместно с компанией-заказчиком, которая управляет сетью отелей в Ленинградской области и Карелии. Специалисты Вышки подготовили аналитику по бизнес-процессам: сколько бронирований будет совершено, какой персонал нужно подготовить, как повысить утилизацию номерного фонда, как ценовые характеристики и маркетинговые акции влияют на бронирование и пр. «Эти вопросы для заказчика быстро трансформируются в рубли, потому что процент недоиспользования номерного фонда умножается на среднюю стоимость номера-ночи, и получается объем недополученной прибыли», — пояснил Алексей Масютин.
По его мнению, если бы на старте проекта можно было получить поддержку Вышки, команда самостоятельно разработала бы не только аналитическую часть, связанную с моделями прогноза, но и визуальную — сам интерфейс, но его в результате сделал заказчик, который и оформил продукт на себя. «Меры поддержки точно будут нами востребованы, и при реализации следующего проекта мы будем просить Центр коммерциализации разработок и трансфера технологий его поддержать», — заключил директор института.
Руководитель Центра развития образовательных технологий Школы иностранных языков НИУ ВШЭ Диана Попова представила проект «Система сертификационного тестирования по иностранным языкам “Лингвотест”».
В его основу лег опыт, накопленный Вышкой в проведении независимого экзамена по иностранным языкам и подготовке экспертов для проверки работ. В условиях, когда провайдеры многих международных экзаменов ушли из России, проект был рассчитан на внешних слушателей — раньше этот рынок был полностью закрытым. Для его реализации понадобилось создавать партнерства, в том числе с Росаккредагентством, другими университетами, по открытию центров тестирования, с АО «Просвещение» — по публикации материалов.
Диана Попова поблагодарила коллег из Центра коммерциализации разработок и трансфера технологий за помощь, в частности, в подготовке лицензионного договора с издательством «Просвещение». Первые материалы уже переданы и в ближайшее время будут опубликованы. Сейчас также стоит вопрос о заключении партнерских договоров с корпоративными клиентами. Уже налажено сотрудничество со «СберУниверситетом», в мае тестирование прошли сотрудники Сбера. Предстоит разработка учебно-методических пособий и перенос модели системы сертификационного тестирования с иностранных языков на другие компетенции.
Директор Центра транспортного моделирования НИУ ВШЭ Александр Чеботарев рассказал о проекте создания собственного софта. Потребность в нем возникла, когда у двух зарубежных программных продуктов по транспортному моделированию стали недоступны обновления. «Благодарим сотрудников Центра коммерциализации разработок и трансфера технологий за объяснения по части корректности составления документации и продвижения проекта», — отметил Александр Чеботарев.
На сегодняшний день команда проекта сформирована на 80%, есть четкое понимание потребности рынка — интерес к продукту может возникнуть у любого вуза, проектной организации, региона, муниципалитета, агломерации. В этом году проект планируется запустить. 5 млн рублей от Вышки рассматриваются как первое вложение, в дальнейшем расходы должны расти, в проект нужно будет привлечь многих программистов-транспортников.
Во второй части семинара сотрудники Центра коммерциализации разработок и трансфера технологий ответили на вопросы.
Один из участников поинтересовался, возможен ли отказ в получении финансирования, и Антон Яновский пояснил, что бывают случаи, когда люди приходят в центр и говорят только про идею, не имея никакого понимания, кому продать продукт, есть ли у него аналоги и конкуренты. «Они фактически пытаются убедить нас в том, что если дать им еще некоторое количество средств на научные исследования, то они создадут что-то серьезное. Но эти доводы не касаются продукта, а скорее относятся к продолжению научно-исследовательской работы», — отметил он.
Директор центра пригласил коллег воспользоваться новой мерой поддержки и выразил готовность обсуждать проекты, помогать в их реализации, создавать конкурентоспособные продукты с брендом Вышки и, конечно же, выращивать стартапы с многомиллиардной оценкой стоимости бизнеса (так называемые единороги). Подробнее о требованиях к проектам, условиях поддержки, а также о процедуре открытого отбора и ожидаемых результатах можно узнать здесь.
Это новое пространство для очного взаимодействия сотрудников и студентов Вышки с финансовой службой университета
Он поможет подразделениям получить экспертную оценку проектов и привлечь финансирование