• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Мне всегда хотелось расширять свои горизонты»

Вероника Кабалина — о важности доверия и заботе о людях

© Высшая школа экономики

25 февраля исполнилось 70 лет профессору департамента организационного поведения и управления человеческими ресурсами Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Веронике Ивановне Кабалиной. О детстве в Сибири, готовности к вызовам и о том, что ей везло на людей, она рассказала «Вышке для своих».

«Даже удивительно, сколько всего со мной приключалось»

Я родилась в Сибири, в небольшом городке при шахте. Мой папа был руководителем шахты, а мама — заведующей детским садом. Искренне любя детей, она и дома устраивала детские праздники для нас и наших друзей. На Новый год мама шила из марли мешочки, красила их в разные цвета и наполняла конфетами и мандаринами — на подарки. К родителям часто приходили гости. Взрослые общались и танцевали под патефон. По выходным мы выезжали на природу на папиной «Победе». Я больше никогда не видела такой природы, как в Сибири. Представьте себе огромные поля подснежников, а вокруг — горы. А какие в Сибири были зимы — крутые, морозные, снежные! Зимой меня водили в детский сад по вырытым в снегу тоннелям, которые, как мне казалось, складывались в настоящий лабиринт.

Я очень рано встала на лыжи и на коньки. Хорошо помню это ощущение скольжения по льду. Несмотря на то что у меня была строгая няня, даже удивительно, сколько всего со мной приключалось. Однажды во время прогулки я увидела дом, на котором было написано «музыкальная школа», пошла и записалась. Это было еще до того, как я пошла в первый класс. Дома было много книг, и я рано научилась читать. Особенно мне нравились «Жизнь животных. Большая иллюстрированная энциклопедия» Брема и «Домоводство», где кроме разной полезной информации были напечатаны тексты песен. Я слушала песни, когда родители ставили пластинки, а затем разучивала слова по книге.

В Сибири я пошла в первый класс, но мама болела астмой, и нам пришлось переехать в Центральную Россию. Город, где мы поселились, был связан с добычей железной руды. Там папа стал одним из руководителей обогатительной фабрики, а я пошла во второй класс. Учеба мне давалась легко. Школы — обычную и музыкальную — я окончила с отличием без особых усилий. Я человек увлекающийся. Всегда полностью погружаюсь в то, что делаю. Отсюда, наверное, и результаты. Например, мои преподаватели в музыкальной школе были уверены, что мне следует поступать в консерваторию. Но в тот момент я уже училась в школе журналистов при редакции местной газеты, а параллельно занималась спортивной гимнастикой и ходила в театральную студию.

Охладев к журналистике, я поступила в заочную подготовительную школу на экономический факультет Московского государственного университета и проучилась там два года, до окончания школы. Сейчас, когда родители активно участвуют в каждом шаге своего ребенка, сложно понять, что может быть по-другому. Моим родителям со мною повезло. Они никогда не ходили на родительские собрания. Я свои проблемы решала сама и сама решала, чем буду заниматься. Выбор вуза не стал исключением. Более того, в этот момент родители на три года уехали в Иран, куда папу как крупного специалиста по обогащению железной руды Министерство промышленности направило на строительство металлургического комбината. А я поехала в Москву поступать в вуз. Мне, золотой медалистке, нужно было сдать всего один экзамен — математику, и я поступила в Московский государственный университет на экономический факультет.

© Высшая школа экономики

«Хотелось понять, как это работает»

У меня всегда было желание расширять свои горизонты. Поэтому я выбрала экономику зарубежных стран. Причем специализировалась на Югославии. Югославия строила рыночный социализм, и мне казалось, что в этом есть какая-то несовместимость. Хотелось понять, как это работает. К окончанию университета я знала сербскохорватский язык достаточно хорошо, чтобы справляться с ролью синхронного переводчика. При этом до середины второго курса продолжала заниматься спортивной гимнастикой, тренируясь пять дней в неделю. Но увлечение наукой перевесило спорт. Я стала членом научного студенческого общества и активно включилась в его жизнь, взяв на себя организацию всевозможных конференций и мероприятий. Как я теперь понимаю, моими однокашниками были замечательные и ставшие потом известными на всю страну люди. Я считаю, в университете нам дали прекрасное образование, привив научную культуру проведения исследований и дискуссий. Благодаря этому я всегда чувствовала себя уверенно в научной деятельности, за какой бы проект ни принималась.

В скором времени руководитель моей дипломной работы должен был ехать в Белград работать в посольстве. Мы договорились, что я займу при нем должность экономического советника. Однако моим планам не суждено было сбыться. На последнем курсе я вышла замуж и ждала ребенка, что не помешало мне окончить университет с красным дипломом и почти поступить в аспирантуру Института мировой экономики и международных отношений. Но так сложилось, что вместо того, чтобы идти сдавать последний экзамен, я отправилась в роддом.

«Это была хорошая школа»

В декретном отпуске я пробыла четыре года, родив двоих детей с разницей в год и десять месяцев. Я хотела растить своих детей сама. Это был мой осознанный выбор, и я относилась к своим родительским обязанностям с ответственностью и с присущим мне энтузиазмом. Во время прогулки я одной рукой катила прогулочную коляску, в которой сидела дочка, а другой — большую коляску, в ней лежал мой сын. Выглядела я очень молодо, была худенькой, и прохожие, бывало, возмущались: «Что у вас за родители? Такую молодую девушку заставляют гулять с двумя колясками!»

Когда я смогла вернуться к науке, то выбрала аспирантуру в ИМРД АН СССР — легендарном Институте международного рабочего движения (потом он стал Институтом сравнительной политологии). Сдав экстерном английский язык, я начала учить немецкий и, несмотря на двоих детей, защитила диссертацию в срок. Планировалось, что в этом институте будет открыт экономический диссертационный совет. Но к моменту окончания аспирантуры этого не произошло. Поэтому я защищалась в историческом совете. Это объясняет тот факт, что, имея экономическое образование, я являюсь кандидатом исторических наук.

Мне всегда везло на неординарных людей и на замечательные творческие коллективы. Это сквозной нитью проходит через всю мою сознательную жизнь. В Институте международного рабочего движения, когда я туда пришла, работали такие историки, как Леонид Абрамович Гордон, Эдуард Викторович Клопов, Алла Константиновна Назимова. Она была в команде Владимира Александровича Ядова, я считаю, самого известного российского социолога, и стала моим научным руководителем.

После аспирантуры мне предложили остаться работать в ИМРД, где я, кстати, познакомилась и подружилась с Владимиром Ефимовичем Гимпельсоном — сейчас ведущим научным сотрудником Центра трудовых исследований ВШЭ. Старшие товарищи проводили социологические исследования, а я была у них в учениках: работала «в полях», собирала и обрабатывала данные. И хотя у меня нет профильного социологического образования, по факту я училась у лучших социологов страны. Это была хорошая школа. 

Позже мы перешли в Институт проблем занятости, которым руководил Александр Шохин. А потом нас позвали в Институт мировой экономики и международных отношений. Хоть и через паузу, но я все равно туда пришла — уже в статусе ведущего научного сотрудника. И даже была награждена в числе других девяти представителей института медалью в память 850-летия Москвы.

© Высшая школа экономики

«Ты растешь, когда тебе доверяют»

После перестройки финансирование Института мировой экономики и международных отношений сократилось, и интенсивность нашего присутствия стала не очень оправдана. В этот момент в Москву приехали коллеги из Уорвикского университета. Они искали партнеров для изучения трансформации трудовых отношений в России. По сути, это то, что мы называем управлением человеческими ресурсами. Только у них трудовые отношения предусматривают взаимодействие компаний с профсоюзами, а меня им порекомендовали в качестве партнера. Этому предшествовала одна история.

Старшие коллеги поручили мне координировать подготовку совместно со шведскими коллегами специального номера международного журнала, посвященного трансформации трудовой сферы в России. Это была огромная ответственность, которая повлияла на мое профессиональное развитие. Ведь что нас развивает? Развивает, когда тебе доверяют. Когда ты решаешь масштабные задачи, понимая, что никто это не сделает, кроме тебя. Это побуждает работать на самом высоком профессиональном уровне. А поскольку ты вкладываешь в это столько внимания, времени, а главное, энтузиазма и драйва, ты легко увлекаешь других людей. Итак, я на месяц отправилась в Стокгольм в Шведский центр трудовой жизни (The Swedish Center for Working Life). Я сидела сутками в библиотеке, а помимо этого встречалась с президентами ассоциаций работодателей и председателями шведских профсоюзов, ходила на важные мероприятия. То, что называется «получала всю информацию из первых рук». В результате мы сделали очень хороший номер журнала Economic and Industrial Democracy.В другой раз я ездила в Institute for Advanced Studies в Вену и выступала там на телевидении с рассказом о том, как происходит у нас трансформация системы трудовых отношений. Участием в этих проектах объясняется моя осведомленность в вопросах управления человеческими ресурсами и последовавшее приглашение от британских коллег.

© Высшая школа экономики

В 1994 году была создана автономная некоммерческая организация ИСИТО — Институт сравнительных исследований трудовых отношений — с очень интересной, нетрадиционной структурой. По сути дела, это была сеть из исследовательских групп, которые базировались в Кемерово, Новокузнецке, Перми, Екатеринбурге, Ульяновске, Сыктывкаре, Санкт-Петербурге и в Москве. Инициатором создания такой сети и ее несменным наставником был британский социолог профессор Саймон Кларк. Я сначала руководила московским филиалом ИСИТО. Потом стала научным директором, а потом — директором всего института. И все это были выборные должности.

Наши проекты были посвящены реструктуризации советских предприятий в российские. Наверное, мы первыми в России освоили инструмент сбора качественных данных по методу «кейс-стади», когда предприятия исследуются как некая целостность. Исследования имели масштабный характер и охватывали десятки предприятий в разных регионах России. Эмпирические данные собирались по единой программе, и это давало возможность сопоставлять, находить какие-то общие черты и особенности трансформации российской промышленности. Результатом нашей работы стала серия монографий Management and Industry in Russia, которую издавало английское издательство Edward Elgar, а также ряд книг, подготовленных ИСИТО для издания в России. Наш заключительный проект назывался «Женщины на рынке труда». Это была масштабная работа, по окончании которой деятельность института была завершена. Но мы, выходцы из ИСИТО, до сих пор дружим, часто работаем вместе и выступаем на конференциях в ВШЭ и в Санкт-Петербургском университете.

«Мы всегда выступали на стороне людей»

Я порой удивляюсь, как в жизни пересекаются разные линии. Я ведь часто укоряла себя за то, что берусь за проекты, не связанные с моим основным интересом. Но судьба в результате выводила куда нужно, опыт всегда находил применение, и оказывалось, что я готова к вызовам, которые передо мной возникали.

Так я довольно долго была профессором Уорвикского университета, подготовила там цикл лекций по трудовым отношениям, который читала в Уорвикской бизнес-школе, а потом для слушателей курсов, организованных российским Институтом социологии. А в 1999 году меня пригласили в фонд «Реформуголь». Фонд был создан Всемирным банком и занимался реализацией проекта реструктуризации угольной отрасли. Им нужен был человек, который бы возглавил работу по изучению влияния реструктуризации на людей. Я руководила мониторингом социальных последствий инвестиционного проекта по реструктуризации угольной промышленности, результаты которого были одним из условий предоставления следующего инвестиционного транша. После завершения данного проекта последовали заказы по проведению социологических исследований по другим инвестиционным проектам Всемирного банка, которые включали практические рекомендации по снижению негативных последствий для населения. В реализации социологических исследований участвовали региональные группы ИСИТО. С гордостью могу сказать, что, какой бы проект мы ни вели — по переселению из районов Крайнего Севера, по реформе здравоохранения или других аспектов социальной сферы, — мы всегда выступали на стороне людей.

© Высшая школа экономики

В 2002 году я начала работать в компании «Норильский никель». Я согласилась на это предложение без колебаний, сказав себе: «Ты же пишешь о компаниях. Думаешь, как ими управлять, но никогда не видела, как все происходит на самом деле. Так иди посмотри на реальность!» Я пошла посмотреть и проработала в главном офисе «Норильского никеля» полных восемь лет, до 2010 года. Вначале нас было всего несколько человек. Мы, сотрудники, сидели за зданием московской мэрии в Вознесенском переулке. У каждого было по большой комнате, которая со временем должна была заполниться людьми. И действительно там собрался коллектив профессионалов высочайшего уровня, в котором ведущие роли играли основатели государственной службы занятости России, а руководила этим блоком будущий вице-премьер Ольга Голодец.

В те годы «Норильский никель» в области управления персоналом был в авангарде. Главный офис инициировал запуск многих проектов и программ. Я, в частности, создала программу «Солидарная корпоративная пенсия», которая позволяла сотрудникам участвовать в формировании негосударственной пенсии. Были и другие интересные проекты. Мне запомнился этот период как очень благотворный, потому что видели мы результаты своих трудов и имели возможность общаться с людьми, для блага которых работали. Думаю, я бы многое потеряла, если бы не поработала в компании. Вопреки мнению, что академики не способны делать что-то руками, уверена — это не так. Я считаю, как раз мой опыт и аналитические способности позволили предложить новые, инновационные решения. Например, в «Норильском никеле» мы стали сопровождать каждую социальную программу паспортом, в котором было прописано, какую проблему ты решаешь данной программой, какие задачи перед собою ставишь, какие ресурсы для этого нужны. По сути, я применила научный подход к практике.

Еще одна наша заслуга — создание комитета по корпоративной социальной ответственности в Ассоциации менеджеров. «Норильский никель» одним из первых стал выпускать отчеты по социальной ответственности (теперь они называются отчетами по устойчивому развитию). Я по-прежнему активно участвую в развитии нефинансовой отчетности. С 2007 года являюсь членом экспертного совета Российского союза промышленников и предпринимателей по нефинансовой отчетности, а с 2008-го — членом жюри и экспертного совета конкурса «Дело в людях» (изначально проект назывался People Investor).

«Есть чем поделиться»

Моим первым местом работы в Вышке в 2001–2002 годах был экономический факультет, кафедра социальной политики и социальных систем, которой руководил Овсей Ирмович Шкаратан. В 2010 году я пришла в Вышку на факультет менеджмента руководить кафедрой управления человеческими ресурсами. В то время она являлась ведущей кафедрой для магистерской программы «Управление человеческими ресурсами», и я стала соруководителем этой программы вместе с Азером Гамидовичем Эфендиевым. А когда она закрылась, я запустила новую — «HR-аналитика».

Как человек с большим опытом руководства, я понимаю, что невозможно создать успешный коллектив, не создав атмосферу обмена знаниями, открытости и доверия друг к другу. В Высшей школе бизнеса мы формируем аналитиков и людей, которые могут быть создателями чего-то нового. Мне есть чем с ними поделиться. В моей жизни происходило много интересного. Многое я инициировала сама. У меня есть опыт руководства масштабными, в том числе международными, исследовательскими проектами. Мне кажется, моя академическая, научная, преподавательская и управленческая жизнь сложились в уникальный симбиоз.

И, должна сказать, со студентами мне тоже очень везет — ко мне тянутся талантливые, неординарные личности. Мои ученики, ставшие уже кандидатами наук, изучали такие новые для российской практики процессы и явления, как управление талантами и клиентоориентированность сотрудников. Нынешние ученики исследуют проблемы оценки потенциала талантливых сотрудников, вовлеченности глобальных виртуальных команд, влияния организационного климата на выгорание сотрудников. Я нахожу это невероятно актуальным и захватывающим.

27 февраля

«Вышка» в Telegram