• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Информация об инициативном образовательном проекте "Школа рецензирования: практика научного рецензирования в социальных и гуманитарных дисциплинах"

Школа рецензирования – это серия семинаров и мастер-классов, посвященных практике научного рецензирования, с участием ведущих экспертов.

Цель проекта
 
– вовлечение студентов, молодых исследователей и экспертов в совместную работу над написанием и публикацией рецензий.

Задачи проекта:

включение студентов в научную работу путем создания условий повышения качества публикуемых текстов;

помощь молодым исследователям в подготовке первой научной публикации/ рецензии;

налаживание профессиональных контактов с ведущими академическими журналами и издательствами для совместного обсуждения жанра научной рецензии, оценки и удовлетворения спроса на рецензии, публикации итоговых работ;

создание площадки на базе НИУ ВШЭ для совместной работы студентов, молодых исследователей и экспертов над подготовкой рецензий.



В научной полемике оттачивается язык, терминология, концептуальный аппарат. Для вхождения в академическое сообщество требуется освоение научного языка, умение замечать и различать разные способы профессиональной коммуникации. Обучение написанию рецензий и совершенствование этого навыка исключительно важны, поскольку этот исследовательский жанр обнажает концептуальную структуру текста, требует освоения и свободного владения языком науки в целом и конкретной дисциплины в частности.


Мы понимаем рецензию как жанр ведущий, жанр-двигатель развития научных дисциплин, жанр, возникающий в современном значении в начале XVII в. вместе с появлением периодических изданий.

Ситуация в мировом академическом сообществе обстоит так, что традиционно рецензия – наряду с переводом и энциклопедической статьей – один из первых жанров, с которым молодой исследователь может войти в число публикующихся членов научной корпорации.

В настоящее время рецензия призвана информировать мировое сообщество ученых о том, что происходит в конкретной стране, поэтому нередко имеют место заказы крупных зарубежных изданий на описание ситуации в национальном академическом пространстве, или на написание рецензии на вновь выходящее зарубежное или отечественное исследование. Представителям различных дисциплин, направлений, школ важно не замыкаться в «туземном» состоянии и быть в курсе ситуаций в разных национальных исследовательских традициях, двигаясь по пути создания «Республики ученых». Написание рецензий и обзоров – это информирование мирового научного сообщества о том, что происходит в различных его частях, налаживание связи между центром и окраинами, преодоление замкнутости отдельных групп.

Ситуация, с которой мы пытаемся работать, и на которую стремимся повлиять   – это в широком понимании реабилитация рецензии как научного жанра, подчиняющегося единым правилам в мировой академической культуре.

Проект направлен на создание условий и профессиональной среды для молодых исследователей, как участников этого проекта, так и всех заинтересованных, в которых под руководством команды проекта и при участии экспертов было бы возможно через включение в реальную научную деятельность изучить историю рецензии как жанра, имевшие место казусы рецензирования, выявить методологические особенности жанра с тем, чтобы овладеть навыками написания рецензий, соответствующими международным стандартам, подготовить к публикации серию рецензий. В процессе совместной работы над написанием рецензий будет происходить совмещение образовательной и научной деятельности, что и предполагают рамки научного исследовательского университета.

Деятельность команды проекта, его участников (студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантских школ) и экспертов позволит повысить качество выпускаемых рецензий и иных текстов, публикуемых молодыми исследователями.

В российской академической периодике существует большой задел опубликованных рецензий, в основном они подготовлены уже состоявшимися специалистами, тогда как в целом этот жанр в мировой практике выступает как начальный и тренировочный в научном пути молодого исследователя. Для того, чтобы первые «пробы пера» начинающего ученого опирались на знание традиции рецензирования, мы и предлагаем Вам присоединиться к «Школе рецензирования».