• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Участники проекта  "История и практика научного рецензирования  в академической культуре XIX - XX вв." рассматривают рецензию как один из ключевых жанров научного текста и важнейший инструмент саморегуляции академического сообщества. Рецензия сообщает о появлении нового исследования, позволяет определить его сильные и слабые стороны, помогает ввести его в академический контекст и инициировать дискуссию между представителями разных школ и дисциплин, благодаря чему можно наметить новые векторы развития научного знания.


Представляется необходимым обратиться к опыту научного рецензирования предшествующих поколений, изучить ключевые этапы формирования жанра рецензии в российской и зарубежной периодике XIX - XX веков и интегрировать полученный опыт в современный российский академический контекст. 

В проекте  будет рассмотрен следующий круг научных проблем: 

 история жанра рецензии в филологии, истории и философии;

 структурные особенности жанра рецензии;

 способы выражения авторской позиции в рецензии;

 стратегии аргументации автора рецензии;

 применение успешных стратегий из истории рецензирования на практике.

 
В рамках проекта на базе НИУ ВШЭ работает цикл семинаров и мастер-классов:

Регулярный семинар «Практика научного рецензирования» под руководством команды проекта с блоками reading-семинар (рассмотрение кейсов и текстов о практике рецензирования), writing-семинар (методическая мастерская по написанию и подготовке рецензии к публикации);

Мастер-классы экспертов (регулярные открытые встречи с экспертами и редакторами журналов из НИУ ВШЭ и внешних организаций).

Семинары планируются для всех желающих. Обсуждаются история рецензирования, рецензирование как практика и рецензия как текст: особенности жанра научной рецензии, способы ее написания, рецензии на актуальные и классические исследования на русском и иностранных языках, интересные кейсы академической полемики, написанные в ходе реализации проекта рецензии. Планируется интеграция мероприятий проекта «Школа рецензирования» в соответствующие разделы семинаров научно-учебных проектов факультетов и школ.

Итоги работы Школы рецензирования

Научно-учебная группа Школа рецензирования подводит итоги трёхлетней работы и публикует основные материалы, в числе которых более 20 видеозаписей мастер-классов экспертов и семинаров «Практика научного рецензирования» 2015—2017 гг. Спасибо, что были с нами!

Семинар Школы рецензирования «Три рецензии на одну книгу»

Участники научно-учебной группы обсудили три рецензии на книгу А. В. Коровашко о М. М. Бахтине. 

Олег Морозов провел мастер-класс для бакалавров

10 декабря Олег Морозов провел мастер-класс по рецензиям для бакалавров второго курса образовательной программы «История». Участники встречи обсуждали рецензии на книгу Марины Могильнер "Homo imperii: Очерки истории физической антропологии в России". 

Наталья Долгорукова защитила докторскую диссертацию

Руководитель научно-учебной группы «Школа рецензирования» Наталья Долгорукова защитила докторскую диссертацию "La réception de la matière bretonne au XIIe-XIIIe ss.: Marie de France et ses contemporains" по специальности "Littérature française médiévale" в Université Paris-Sorbonne (Paris IV). Поздравляем Наталью Михайловну с этим блестящим результатом!

Рецензия Натальи Долгоруковой на книгу А. Коровашко о М. Бахтине

Рецензия руководителя научно-учебной группы Натальи Долгоруковой «Что могли бы кочевники сказать об Овидии» опубликована в издании «Философия. Журнал Высшей школы экономики» (2017, №3).

Обсуждение книги «Рецензия в гуманитарных дисциплинах»

На очередном заседании Школы рецензирования, которое состоялось 6 октября, участники и гости обсуждали концепцию коллективной монографии по проекту и первые две главы, посвящённые рецензиям философов: текст В. Л. Махлина «Экзистенциализм до экзистенциализма: рецензия М. Хайдеггера на “Психологию мировоззрений” К. Ясперса» (оппоненты: Олег Морозов, Светлана Яцык) и текст Н. М. Долгорукова «М. М. Бахтин — автор и читатель рецензий» (оппоненты: Сергей Матвеев, Алексей Плешков).

Обсуждение рукописи книги «Рецензия в гуманитарных дисциплинах»

Состоялся традиционный семинар Школы рецензирования, участники которого обсудили рукопись книги «Рецензия в гуманитарных дисциплинах», подготовленную участниками научно-учебной группы. Предмет книги – история, теория и практика (case study) рецензирования.

Мастер-класс Кирилла Левинсона в Школе рецензирования

Ведущий научный сотрудник ИГИТИ имени А. В. Полетаева Кирилл Алексеевич Левинсон выступил перед участниками и гостями Школы рецензирования с мастер-классом «Кому и чем бывает (не)полезна рецензия». Опубликована видеозапись встречи.

Илья Дементьев рассказал про три источника и три составных части научной рецензии

13 июня 2017 г. Илья Олегович Дементьев, доцент БФУ имени И. Канта, провёл в Школе рецензирования мастер-класс «Три источника и три составных части научной рецензии: из личного опыта рецензирования», в котором рассказал о видах и компонентах рецензий, а также о возможных стратегиях авторов. Доступны материалы встречи.

Видеозапись мастер-класса «Четыре рецензии и одна книга: проблема экспертного консенсуса»

Профессор Елена Григорьевна Драгалина-Черная провела мастер-класс для участников и гостей Школы рецензирования «Четыре рецензии и одна книга: проблема экспертного консенсуса». Предлагаем Вашему вниманию материалы встречи и видеозапись.