• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Участники проекта «История и практика научного рецензирования в академической культуре XIX—XX веков» рассматривают рецензию как один из ключевых жанров научного текста и важнейший инструмент саморегуляции академического сообщества. Рецензия сообщает о появлении нового исследования, позволяет определить его сильные и слабые стороны, помогает ввести его в академический контекст и инициировать дискуссию между представителями разных школ и дисциплин, благодаря чему можно наметить новые векторы развития научного знания.


Представляется необходимым обратиться к опыту научного рецензирования предшествующих поколений, изучить ключевые этапы формирования жанра рецензии в российской и зарубежной периодике XIX—XX веков и интегрировать полученный опыт в современный российский академический контекст. 

В проекте  будет рассмотрен следующий круг научных проблем: 

  • история жанра рецензии в филологии, истории и философии;
  • структурные особенности жанра рецензии;
  • способы выражения авторской позиции в рецензии;
  • стратегии аргументации автора рецензии;
  • культура академической критики и академического письма;
  • применение успешных стратегий из истории рецензирования на практике.

 
В рамках проекта на базе НИУ ВШЭ работает цикл семинаров и мастер-классов:

Регулярный семинар «Практика научного рецензирования» под руководством команды проекта с блоками reading-семинар (рассмотрение кейсов и текстов о практике рецензирования), writing-семинар (методическая мастерская по написанию и подготовке рецензии к публикации);

Мастер-классы экспертов (регулярные открытые встречи с экспертами и редакторами журналов из НИУ ВШЭ и внешних организаций).

Семинары планируются для всех желающих. Обсуждаются история рецензирования, рецензирование как практика и рецензия как текст: особенности жанра научной рецензии, способы ее написания, рецензии на актуальные и классические исследования на русском и иностранных языках, интересные кейсы академической полемики, написанные в ходе реализации проекта рецензии. Планируется интеграция мероприятий проекта «Школа рецензирования» в соответствующие разделы семинаров научно-учебных проектов факультетов и школ.

Иллюстрация к новости: Секция Школы рецензирования на конференции «Способы мысли, пути говорения»

Секция Школы рецензирования на конференции «Способы мысли, пути говорения»

На ежегодной международной конференции Школы философии «Способы мысли, пути говорения» работала секция Школы рецензирования «Fiction и Non-Fiction: рецензии, романы и другие жанры» (модератор Наталья Долгорукова). Были представлены доклады Алексея Плешкова, Светланы Яцык, Натальи Долгоруковой, Сергея Матвеева, Андрея Лихацкого и Анастасии Шалаевой.

Иллюстрация к новости: Об университетской среде и рецензиях

Об университетской среде и рецензиях

Алексей Плешков и Анастасия Шалаева размышляют на страницах «Окон роста» о роли рецензий в формировании академической среды, выработке языка нормальной академической критики, чистом вкладе в науку, а также рассказывают о проекте «Школа рецензирования».

Иллюстрация к новости: Блок статей участников Школы рецензирования опубликован в «Новом литературном обозрении»

Блок статей участников Школы рецензирования опубликован в «Новом литературном обозрении»

Блок статей участников Школы рецензирования «Рецензия в академической культуре XIX—XX веков» опубликован в «Новом литературном обозрении» (2018, № 150). Смотрите содержание номера.

Иллюстрация к новости: Итоги работы Школы рецензирования

Итоги работы Школы рецензирования

Научно-учебная группа Школа рецензирования подводит итоги трёхлетней работы и публикует основные материалы, в числе которых более 20 видеозаписей мастер-классов экспертов и семинаров «Практика научного рецензирования» 2015—2017 гг. Спасибо, что были с нами!

Семинар Школы рецензирования «Три рецензии на одну книгу»

Участники научно-учебной группы обсудили три рецензии на книгу А. В. Коровашко о М. М. Бахтине. 

Олег Морозов провел мастер-класс для бакалавров

10 декабря Олег Морозов провел мастер-класс по рецензиям для бакалавров второго курса образовательной программы «История». Участники встречи обсуждали рецензии на книгу Марины Могильнер "Homo imperii: Очерки истории физической антропологии в России". 

Иллюстрация к новости: Наталья Долгорукова защитила докторскую диссертацию

Наталья Долгорукова защитила докторскую диссертацию

Руководитель научно-учебной группы «Школа рецензирования» Наталья Долгорукова защитила докторскую диссертацию "La réception de la matière bretonne au XIIe-XIIIe ss.: Marie de France et ses contemporains" по специальности "Littérature française médiévale" в Université Paris-Sorbonne (Paris IV). Поздравляем Наталью Михайловну с этим блестящим результатом!

Рецензия Натальи Долгоруковой на книгу А. Коровашко о М. Бахтине

Рецензия руководителя научно-учебной группы Натальи Долгоруковой «Что могли бы кочевники сказать об Овидии» опубликована в издании «Философия. Журнал Высшей школы экономики» (2017, №3).

Иллюстрация к новости: Обсуждение книги «Рецензия в гуманитарных дисциплинах»

Обсуждение книги «Рецензия в гуманитарных дисциплинах»

На очередном заседании Школы рецензирования, которое состоялось 6 октября, участники и гости обсуждали концепцию коллективной монографии по проекту и первые две главы, посвящённые рецензиям философов: текст В. Л. Махлина «Экзистенциализм до экзистенциализма: рецензия М. Хайдеггера на “Психологию мировоззрений” К. Ясперса» (оппоненты: Олег Морозов, Светлана Яцык) и текст Н. М. Долгорукова «М. М. Бахтин — автор и читатель рецензий» (оппоненты: Сергей Матвеев, Алексей Плешков).

Обсуждение рукописи книги «Рецензия в гуманитарных дисциплинах»

Состоялся традиционный семинар Школы рецензирования, участники которого обсудили рукопись книги «Рецензия в гуманитарных дисциплинах», подготовленную участниками научно-учебной группы. Предмет книги – история, теория и практика (case study) рецензирования.