• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Участники проекта  "История и практика научного рецензирования  в академической культуре XIX - XX вв." рассматривают рецензию как один из ключевых жанров научного текста и важнейший инструмент саморегуляции академического сообщества. Рецензия сообщает о появлении нового исследования, позволяет определить его сильные и слабые стороны, помогает ввести его в академический контекст и инициировать дискуссию между представителями разных школ и дисциплин, благодаря чему можно наметить новые векторы развития научного знания.


Представляется необходимым обратиться к опыту научного рецензирования предшествующих поколений, изучить ключевые этапы формирования жанра рецензии в российской и зарубежной периодике XIX - XX веков и интегрировать полученный опыт в современный российский академический контекст. 

В проекте  будет рассмотрен следующий круг научных проблем: 

 история жанра рецензии в филологии, истории и философии;

 структурные особенности жанра рецензии;

 способы выражения авторской позиции в рецензии;

 стратегии аргументации автора рецензии;

 применение успешных стратегий из истории рецензирования на практике.

 
В рамках проекта на базе НИУ ВШЭ работает цикл семинаров и мастер-классов:

Регулярный семинар «Практика научного рецензирования» под руководством команды проекта с блоками reading-семинар (рассмотрение кейсов и текстов о практике рецензирования), writing-семинар (методическая мастерская по написанию и подготовке рецензии к публикации);

Мастер-классы экспертов (регулярные открытые встречи с экспертами и редакторами журналов из НИУ ВШЭ и внешних организаций).

Семинары планируются для всех желающих. Обсуждаются история рецензирования, рецензирование как практика и рецензия как текст: особенности жанра научной рецензии, способы ее написания, рецензии на актуальные и классические исследования на русском и иностранных языках, интересные кейсы академической полемики, написанные в ходе реализации проекта рецензии. Планируется интеграция мероприятий проекта «Школа рецензирования» в соответствующие разделы семинаров научно-учебных проектов факультетов и школ.

Видеозапись семинара «Думают ли историки и если думают, то зачем? Профессор Павел Уваров о научном рецензировании»

21 марта профессор Школы исторических наук Павел Уваров провел мастер-класс «Думают ли историки и если думают, то зачем?» для участников и гостей Школы рецензирования. Опубликована видеозапись семинара.

Мастер-класс Юлии Лейкиной «Рецензия и становление субдисциплины»

24 марта Юлия Лейкина (PhD Institute of Historical Research, London, UK) рассказала о рецензиях как атрибутах становления субдисциплины на примере морской истории Российской империи XVIII века. 

Сергей Матвеев провёл мастер-класс для студентов магистратуры «История художественной культуры и рынок искусства»

14 марта Сергей Матвеев провёл мастер-класс «Практика научного рецензирования» для студентов магистерской программы «История художественной культуры и рынок искусства». Участники обсудили необходимые и возможные компоненты рецензии, требования к рецензируемым работам, а также проанализировали «удачные» и «провальные» стратегии рецензента.

Начался новый сезон работы Школы рецензирования

Начался новый сезон работы научно-учебной группы Школа рецензирования. Участники семинара 1 марта обсудили план научных мероприятий 2017 года.

Семинар Школы рецензирования

Научно-учебная группа Школа рецензирования закрыла сезон 2016 года встречей традиционного семинара «Практика научного рецензирования», в рамках которого были подведены промежуточные итоги проекта и сформирован план мероприятий на 2017 год. С материалами работы нашей группы можно познакомиться на сайте в разделе «Work in progress».

Видеозапись круглого стола «Рецензия в академической культуре XIX–XX веков»

6 декабря состоялся совместный круглый стол ИГИТИ имени А. В. Полетаева и Школы рецензирования «Рецензия в академической культуре XIX–XX веков». Дискуссия строилась вокруг докладов Петра Резвых «Поливалентность аргументов в рецензиях современников на романтические труды по мифологии», Бориса Степанова «Практика рецензирования в перспективе культурной истории науки», Гемана Байера-Тома «Рецензия как литературный и художественный текст» и Виталия Махлина «Экзистенциализм до экзистенциализма: рецензия М. Хайдеггера на “Психологию мировоззрений” К. Ясперса». Предлагаем Вашему вниманию программу мероприятия, фоторепортаж и видеозапись.

Диана Андреева и Мария Ростовская подготовили презентацию про структурные и содержательные элементы рецензий в разных дисциплинах

Участники научно-учебной «Школа рецензирования» Диана Андреева и Мария Ростовская на основе материалов Школы рецензирования подготовили презентацию про структурные и содержательные элементы рецензий в разных дисциплинах, в которой попытались найти компоненты «идеальной рецензии».

Видеорепортаж с мастер-класса Германа Байера-Тома про электронное рецензирование

Профессор Герман Байер-Тома, редактор журнала “Jahrbücher für Geschichte Osteuropas” и научный сотрудник Института восточноевропейских исследований (Osteuropa-Institut Regensburg) в Регенсбурге (Германия) на базе Школы рецензирования провёл мастер-класс для сотрудников и студентов факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ на тему «Электронное рецензирование в интернете – за и против».

Видеорепортаж с доклада Сергея Матвеева про рецензии в советской исторической периодике

Старший научный сотрудник ИГИТИ Сергей Матвеев выступил на семинаре Школы рецензирования с докладом «‘Ученый-большевик призван оценивать объективно’: рецензии в советской исторической периодике 1930–1950-х годов». Были установлены нормы и функции научного рецензирования, выявлена степень влияния государственной идеологии на этот жанр, проанализированы особенности рецензий в общедисциплинарных и узкоспециальных журналах.

Видеорепортаж с доклада Андрея Лихацкого про типы рецензий в российских исторических журналах конца XIX – начала XX века

В рамках семинара НУГ «Школа рецензирования» Андрей Лихацкий выступил с докладом «Типы рецензий в российских исторических журналах конца XIX – начала XX века», в котором рассмотрел основные типы рецензий в научных и историко-литературных изданиях конца XIX – начала XX века. Предлагаем Вашему вниманию видеорепортаж.