Дискреция в работе школьных учителей в современной РоссииDiscretion at Work of School Teachers in Modern Russia
Соискатель:
Руководитель:
Члены комитета:
Ярская-Смирнова Елена Ростиславовна (Международная лаборатория исследований социальной интеграции, НИУ ВШЭ, д.с.н., председатель комитета), Антонова Виктория Константиновна ( кафедра общей социологии, Международная лаборатория исследований социальной интеграции, д.с.н., PhD in Sociology, член комитета), Колесникова Елена Михайловна ( сектор социологии профессий и профессиональных групп, Институт социологии, ФНИСЦ РАН, к. соц. н., член комитета), Попов Дмитрий Сергеевич ( Центр социологии науки и образования, Институт социологии, ФНИСЦ РАН, к. соц. н., член комитета), Стрельникова Анна Владимировна (кафедра методов сбора и анализа социологической информации, НИУ ВШЭ, к. соц. н., член комитета)
Диссертация принята к предварительному рассмотрению:
5/26/2025
Диссертация принята к защите:
8/1/2025
Дисс. совет:
Совет по социологии
Дата защиты:
10/9/2025
Диссертационное исследование дискреции в работе российских учителей реализуется в духе чикагской социологической традиции и встраивается в актуальную научную дискуссию о функционировании государственных бюрократий и об изменении конфигурации властных полномочий профессионалов, менеджеров разных звеньев организационной иерархии и потребителей профессиональных услуг в ситуации нового государственного управления. Преимущественно на материалах пятилетнего включенного наблюдения, проведенного автором диссертации в двух общеобразовательных организациях, и полуструктурированных интервью с педагогическими работниками показывается, как школьные учителя распоряжаются имеющейся у них дискрецией. В диссертационном исследовании учитывается церемониальное измерение деятельности педагогических работников школы, что позволяет по-новому рассмотреть проблему возникновения разрыва между замыслом образовательной политики и ее воплощением на уровне отдельной школы или отдельного класса. В этой связи также устанавливается, что школьные администраторы сталкиваются со специфическим для них церемониальным напряжением, вытекающим из их пограничного положения – технического и драматургического. Кроме того, результаты диссертационного исследования оспаривают тезис о том, что российское учительство находится в исключительно антагонистической связи с бюрократически устроенной средой общего образования – педагогические работники школы используют ее элементы для легитимации решений, принятых по своему усмотрению.
Диссертация [*.pdf, 1.31 Мб] (дата размещения 8/8/2025)
Резюме [*.pdf, 469.16 Кб] (дата размещения 8/8/2025)
Summary [*.pdf, 351.77 Кб] (дата размещения 8/8/2025)
Публикации, в которых излагаются основные результаты диссертации
Отзывы
Отзыв научного руководителя
- Отзыв научного руководителя В.Г.Николаева (дата размещения 5/27/2025)
Отзыв члена Комитета
- Отзыв Попова Д.С. (дата размещения 9/30/2025)
- Отзыв Ярской-Смирновой Е.Р. (дата размещения 10/1/2025)
- Отзыв Антоновой В.К. (дата размещения 9/30/2025)
- Отзыв Стрельниковой А.В. (дата размещения 9/30/2025)
- Отзыв Колесноковой Е.М. (дата размещения 9/30/2025)
Сведения о результатах защиты:
Комитет по диссертации рекомендовал присудить ученую степень кандидата социологических наук (протокол № 3 от 09.10.2025). Решением диссертационного совета (протокол № 11 от 31.10.2025) присуждена ученая степень кандидата социологических наук.