• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Неравенство и школьное образование в России: социальная селекция в локальных образовательных системахINEQUALITY AND SCHOOLING IN RUSSIA:SOCIAL SELECTION IN LOCAL EDUCATIONAL SYSTEMS

Члены комитета:
Чередниченко Галина Анатольевна ( Центр социологии образования, науки и культуры; отдел социологии образования Института социологии ФНИСЦ РАН, доктор социологических наук, председатель комитета), Косарецкий Сергей Геннадьевич (Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского,НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук, член комитета), Пинская Марина Александровна (МГИМО, кандидат педагогических наук, член комитета), Kaire Põder (Estonian Business School, Ph.D., член комитета), Рощина Яна Михайловна ( НИУ ВШЭ, кандидат экономических наук, член комитета)
Диссертация принята к предварительному рассмотрению:
8/3/2020
Диссертация принята к защите:
8/3/2020
Дисс. совет:
Совет по социологии
Дата защиты:
2/2/2021
Исследуется школьная дифференциация в трех локальных образовательных системах (ЛОС) на территориях разного размера и социально-экономического развития (сельский район, малый город и мегаполис). Эмпирической базой послужили опросы школьников и интервью с родителями учеников и работниками школ (в общей сложности 8900 анкет и 150 интервью), организованные в рамках проектов НУЛ СОН НИУ ВШЭ в разных регионах России.При помощи анализа смешанных данных были изучены локальные образовательные системы и сложившаяся в них дифференциация (между школами и классами), а также описаны механизмы селекции. Показано, как особенности школьной дифференциации связаны с территориальным неравенством, образовавшимся внутри локальности, пространственной организацией территории и ее ЛОС, а также микросегрегацией по месту жительства в городских кейсах. Как у школ, так и у родителей есть заинтересованность в сортировке учеников, однако равновесие между стратегиями обеих сторон в образовательной системе достигается в виде межшкольной и/или внутришкольной дифференциации.Применение индекса сегрегации показало, что школьная дифференциация складывается преимущественно на основании социально-экономического статуса семьи, уровня образования матери и образовательных притязаний ученика. Сочетание этих параметров и уровень дифференциации связаны с особенностями локальности. Было показано существование не только универсальных, но и локальных особенностей воспроизводства неравенства через образовательные притязания школьников. Современные концепции объясняют, как происходит социальное воспроизводство через школьную дифференциацию. Данное исследование показывает локальную природу этого процесса.
Диссертация [*.pdf, 2.00 Мб] (дата размещения 11/24/2020)
Резюме [*.pdf, 508.13 Кб] (дата размещения 11/24/2020)
Summary [*.pdf, 586.36 Кб] (дата размещения 11/24/2020)

Отзывы
Отзыв научного руководителя
Сведения о результатах защиты:
Комитет по диссертации рекомендовал присудить ученую степень кандидата наук с отличием (протокол № 3 от 02.02.2021).Решением диссертационного совета (протокол № 1 от 23.04.2021) присуждена ученая степень кандидата социологических наук с отличием.