• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоискМеню

Агиографические сочинения и конструирование суфийской традиции в Иране (X – XIII вв.).Hagiography and construction of Sufi tradition in Iran in X – XIII centuries.

Члены комитета:
Кныш Александр Дмитриевич (Мичиганский университет, PhD, председатель комитета), Минов Сергей Валерьевич (Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", PhD, член комитета), Притула Антон Дмитриевич (Государственный Эрмитаж, канд.филол.наук, член комитета), Эшотс Янис (Латвийский университет, PhD, член комитета), Ястребова Ольга Михайловна (Российская национальная библиотека, канд.филол.наук, член комитета)
Диссертация принята к предварительному рассмотрению:
3/25/2021
Диссертация принята к защите:
4/13/2021
Дисс. совет:
Совет по филологии
Дата защиты:
6/11/2021
В диссертации рассматривается процесс конструирования суфийской традиции в суфийских био‑ и агиографических текстах X–XIII вв. на арабском и персидском языках, а также в сопутствующих сочинениях, созданных представителями суфизма. Авторы X–XIII вв., руководствуясь необходимостью следования общим теоретическим установкам и реагируя на практические нужды, создают образ «суфийской науки», который призван показать правоверность суфийского движения как одной из благочестивых исламских наук, а также выделить его на фоне других претендентов на руководство мусульманской общиной. В рамках исследуемого периода происходит реинтерпретация богатого и разнородного мистико‑аскетического наследия мусульманского мира и «очищение» новой благочестивой науки от наиболее дискуссионных имен, идей и практик раннего суфизма и их переосмысление. Новый статус предполагает наличие благочестивой истории движения, со своими легендарными основателями, непререкаемыми авторитетами, ключевыми идеями и представлениями о дозволенном и недозволенном. Суфийские авторы конструируют эту историю путем ее текстуализации, создавая внутренне непротиворечивый нарратив, — в текстах X–XIII вв. история суфийского благочестия постепенно выстраивается как непрерывный континуум, берущий свое начало в эпоху пророка Мухаммада и его сподвижников и продолжающийся поколениями «друзей Божиих». В процессе текстуализации авторы включают в число «друзей Божиих» представителей раннемусульманского движения мироотреченцев и различных региональных мистико‑аскетических учений, создавая образ «суфийства» как мусульманского мистицизма par excellence.
Диссертация [*.pdf, 2.15 Мб] (дата размещения 4/8/2021)
Резюме [*.pdf, 285.11 Кб] (дата размещения 4/8/2021)
Summary [*.pdf, 210.64 Кб] (дата размещения 4/8/2021)

Отзывы
Отзыв научного руководителя
Отзыв члена Комитета
Сведения о результатах защиты:
Комитет по диссертации рекомендовал присудить ученую степень кандидата филологических наук (протокол № 2 от 11.06.2021). Решением диссертационного совета (протокол № 7 от 05.07.2021) присуждена ученая степень кандидата филологических наук.