• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Фотографика: художественно-технологические и проектные аспекты использования фотографии в графическом дизайнеFotografiks: artistic, technological and design aspects of the use of photography in graphic design

Члены комитета:
Лаврентьев Александр Николаевич (ФГБОУ ВО «Российский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова», доктор искусствоведения, председатель комитета), Габриелян Тигран Олегович (ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», кандидат искусствоведения, член комитета), Миловидов Станислав Вячеславович (ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", кандидат наук в области искусства и дизайна, член комитета), Родькин Павел Евгеньевич (ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", кандидат искусствоведения, член комитета), Чубаров Игорь Михайлович (ФГАОУ ВО "Тюменский государственный университет", доктор философских наук, член комитета)
Диссертация принята к предварительному рассмотрению:
8/11/2025
Диссертация принята к защите:
8/29/2025
Дисс. совет:
Совет по культурологии, искусству и дизайну
Дата защиты:
10/24/2025
Настоящее исследование посвящено изучению фотографики — междисциплинарного явления, которое находится на пересечении фотографии и графического дизайна и рассматриваемого через призму технологических инноваций. В современной профессиональной практике дизайнер активно использует фотографию для эффективной передачи информации, при этом фото занимает особое место, выступая в качестве первичного материала для дальнейшей проектной работы. Важно подчеркнуть, что речь идет не о простом включении фотографических изображений в дизайн-проекты, а об их глубоком преобразовании и переосмыслении. Исходные визуальные материалы подвергаются процессам деконструкции, фрагментации и последующей интеграции в принципиально новые визуальные системы. Таким образом, фотографика становится инструментом творческого синтеза, где технические возможности и художественные принципы взаимодействуют для создания уникальных визуальных решений.В рамках исследования проводится анализ эволюции фотографических технологий, охватывающий весь спектр развития — от классических аналоговых методов (включающих работу с пленочными камерами, процессы проявки, прямой печати и другие традиционные техники) до современных цифровых инструментов (цифровые камеры различных форматов, профессиональные сканеры, компьютерные системы обработки изображений). Особое внимание уделяется новому направлению — нейрофотографии, представляющей собой революционный подход к созданию фотореалистичных изображений с применением алгоритмов искусственного интеллекта.
Диссертация [*.pdf, 12.73 Мб] (дата размещения 8/15/2025)
Резюме [*.pdf, 466.66 Кб] (дата размещения 8/15/2025)
Summary [*.pdf, 427.71 Кб] (дата размещения 8/15/2025)

Публикации, в которых излагаются основные результаты диссертации

Пронина А.Ю. Фотографика в дизайне обложек музыкальных альбомов 1970–2010-х годов в контексте идей Андре Руйе (смотреть на сайте журнала)
Пронина А.Ю. Фотографика в графическом дизайне с 1890-х по 1960-й год (смотреть на сайте журнала)
Фадеева Т.Е., Першеева А.Д., Пронина А.Ю. Между индексальным и иконическим: фотографии в контексте развития нейронных сетей (смотреть на сайте журнала)


Отзывы
Отзыв научного руководителя
Отзыв члена Комитета
Сведения о результатах защиты:
Комитет по диссертации рекомендовал присудить ученую степень кандидата наук в области искусства и дизайна (протокол № 2 от 24.10.2025). Решением диссертационного совета (протокол № 3 от 30.10.2025) присуждена ученая степень кандидата наук в области искусства и дизайна.
См. на ту же тему

Структура и семантика изобразительной поверхности: аналитические теории визуальной репрезентацииКандидатская диссертация

Соискатель: Небольсин Даниил Игоревич
Руководитель: Инишев Илья Николаевич
Дата защиты: 4/21/2023