• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Трудовая занятость как фактор накопления человеческого и социального капитала студентов в постсоветской России Кандидатская диссертация

Соискатель:Творогова Светлана Викторовна
Руководитель:Шкаратан Овсей Ирмович (др. работы под рук-вом)
Оппоненты:Константиновский Давид Львович; Гребнев Леонид Сергеевич
Специальность: 22.00.04 Социальная структура, социальные институты и социальные процессы
Дисс. совет:Д 212.048.01 - Совет по социологическим наукам
Дата защиты:10.10.2003


В настоящее время реформирование системы высшего профессионального образования в России является одним из приоритетных направлений социальной политики страны. Одна из задач реформы - приведение качества подготовки специалистов в соответствие с требованиями информационной эпохи. Рост числа студентов высших учебных заведений формально свидетельствует об ориентации молодежи на интеграцию в «экономику знаний»: так, в 2000 г. на 10 тыс. населения приходилось 327 студентов, что является самым высоким показателем за всю историю страны. Одновременно получает все большее распространение совмещение студентами учебы в вузе с работой - по оценкам различных исследователей доля студентов очной формы обучения, вовлеченных в трудовые отношения, составляет более 40%2. Третий процесс, связывающий студентов высших учебных заведений и рынок труда, - рост уровня безработицы среди выпускников. Очевидно, что трудовая занятость студентов в условиях напряженной ситуации на рынке труда, с одной стороны, и увеличения доли молодежи с высшим образованием, ищущей работу, с другой, выполняет определенные функции, понимание которых необходимо для принятия адекватных решений и в сфере труда, и в сфере высшего образования. С начала 1990-х годов студенческая трудовая занятость стала массовым явлением, что можно связать как со снижением уровня благосостояния большинства российских семей, так и с появлением новых требований рынка труда, отменой системы обязательного распределения выпускников вузов, изменением принципов работы системы высшего профессионального образования. Цель диссертационного исследования - расширить теоретическую интерпретацию феномена трудовой занятости студентов за счет использования концепций человеческого и социального капиталов. Объект исследования: работающие студенты дневных отделений высших учебных заведений Российской Федерации. Предмет исследования: схема принятия студентами решения о совмещении учебы и работы, т.е. об участии в отношениях занятости параллельно с учебой в вузе.

Автореферат [*.pdf, 314.08 Kb]



Ключевые слова: социальный капитал, трудовая занятость, человеческий капитал