• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диссертации, представленные на защиту и подготовленные в НИУ ВШЭ

Сортировка:по дате защитыпо имени научного руководителяпо имени соискателя

Показаны работы: 1 - 10 из 12

Межкультурные отношения в Крыму:роль идентичностей и аккультурационных установок крымчанКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:
Коджа Екатерина Андреевна
Дисс. совет:
Совет по психологии
Дата защиты:
12/11/2023
Диссертационное исследование посвящено изучению особенностей межкультурных отношений проживающих в Крыму русских, украинцев и крымских татар. В работе представлен подход к изучению межкультурных отношений в поликультурном регионе через призму взаимосвязи идентичностей, аккультурационных установок и психологического благополучия этнического большинства и этнических меньшинств. В ходе количественного и качественного исследования были проанализированы особенности идентичностей трех этнических групп крымчан, что позволило обозначить потенциальные точки сближения и очаги напряженности между исследуемыми группами, находящимися в процессе перестройки сложного комплекса идентичностей и активного формирования новой гражданской российской идентичности. Было установлено, что ресурсные аспекты межкультурных отношений в Крыму пролегают во взаимосвязях идентичностей крымчан с аккультурационной установкой на интеграцию, основные конфликтогенные линии выявлены во взаимосвязях идентичностей с аккультурационными установками на сепарацию и ассимиляцию. Также был рассмотрен психологический механизм взаимосвязи идентичностей с психологическим благополучием через аккультурационные установки в условиях смены этнополитического статуса групп. На основе выявленных проблемных и перспективных аспектов отношений между этническими группами крымчан предложены рекомендации по гармонизации межкультурных отношений в Крыму в дальнейшем.
Диссертация [*.pdf, 1.50 Мб] (дата размещения 10/5/2023)
Резюме [*.pdf, 441.60 Кб] (дата размещения 10/5/2023)
Summary [*.pdf, 385.79 Кб] (дата размещения 10/5/2023)

Взаимосвязь социальной идентичности и аккультурационных установок русских и эстонцев: роль воспринимаемой угрозы, самоэффективности и социального капиталаКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по психологии
Дата защиты:
10/26/2023
В условиях глобализации во всем мире ввиду различных экономических и политических обстоятельств в обществе часто меняется характер межкультурных взаимоотношений, сопровождающиеся распадом целых государств, как СССР, поделившийся на 15 независимых государств, или Югославия, распавшаяся на 7 независимых государств. В Эстонии, как и ряде государств, в которых не было открытых конфликтов, межэтнические отношения стали напряженными, изменился статус этнических групп и в целом межнациональная политика. В данном исследовании мы фокусируемся на выявлении социально-психологических и личностных факторов, которые могут модерировать (в нашем случае, снижать) эффект воспринимаемой угрозы во взаимосвязи социальной идентичности и стратегий аккультурации меньшинства и большинства (на примере русских и эстонцев, живущих в Эстонии). В результате было выявлено, что самоэффективность у русских снижает эффект воспринимаемой культурной и экономической угрозы во взаимосвязи гражданской идентичности и интеграции, у эстонцев – эффект воспринимаемой экономической угрозы во взаимосвязи гражданской и этнической идентичности и ожидания ассимиляции. Соединяющий социальный капитал снижает эффект воспринимаемой экономической угрозы во взаимосвязи гражданской идентичности и ассимиляции, у эстонцев – эффект экономической воспринимаемой угрозы – во взаимосвязи гражданской идентичности и ожидания ассимиляции, а эффект культурной угрозы – во взаимосвязи этнической идентичности и ожидания ассимиляции. Роль связывающего социального капитала не проявилась.
Диссертация [*.pdf, 1.63 Мб] (дата размещения 8/23/2023)
Резюме [*.pdf, 367.21 Кб] (дата размещения 8/23/2023)
Summary [*.pdf, 499.35 Кб] (дата размещения 8/23/2023)

Межпоколенная трансмиссия ценностей в семье и психологическое благополучие подростков: кросс-культурный анализДокторская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по психологии
Дата защиты:
12/27/2022
Данное исследование направлено на изучение того, межпоколенная трансмиссия каких именно ценностей приводит к самоуважению и удовлетворенности жизнью подростков в семьях этнического большинства и русского этнического меньшинства в разных социокультурных контекстах на постсоветском пространстве (в Латвии, Грузии, Азербайджане, Таджикистане и России), и какова роль воспринимаемой психологической защищенности на уровне семьи и воспринимаемой культурной безопасности на уровне общества в этом процессе. В работе предложена интегративная модель взаимосвязи межпоколенной трансмиссии ценностей и психологического благополучия подростков, учитывающая факторы на макроуровне (культуру, социокультурный контекст,), на мезоуровне (этнический статус) и микроуровне (воспринимаемую культурную безопасность и воспринимаемую психологическую близость). Установлено, что межпоколенная трансмиссия ценностей, имеющих для подростков наибольшее значение, не способствует их благополучию, напротив, трансмиссия ценностей, имеющих для подростков наименьшее значение, приводит к их психологическому благополучию. Содержание ценностей, способствующих благополучию, различается в зависимости от статуса группы, культуры и социокультурного контекста. В исследовании проанализированы модерационные роли воспринимаемой культурной безопасности и воспринимаемой психологической близости усиливающих/ослабляющих взаимосвязь трансмиссии определенных ценностей и психологического благополучия у представителей этнического большинства и русского этнического меньшинства в постсоветских странах. Установлено, что в семьях представителей этнического большинства воспринимаемая культурная безопасность является более значимым условием взаимосвязи межпоколенной трансмиссии ценностей и благополучия подростков, а в семьях русского этнического меньшинства наиболее значимым модератором выступает воспринимаемая психологическая близость между родителями и детьми.
Диссертация [*.pdf, 9.19 Мб] (дата размещения 10/27/2022)
Резюме [*.pdf, 1.03 Мб] (дата размещения 10/27/2022)
Summary [*.pdf, 772.08 Кб] (дата размещения 10/27/2022)

Роль стратегий сохранения «лица» в межкультурном и монокультурном деловом взаимодействииКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по психологии
Дата защиты:
10/19/2022
Диссертационное исследование посвящено изучению роли стратегий сохранения «лица» в контекстах межкультурного и монокультурного делового взаимодействия. Стратегии сохранения «лица» представляют собой разные способы презентации и согласования идентичности в коммуникации, и, согласно теории поддержания «лица» С. Тинг-Туми, влияют на коммуникативное поведение в ситуации, угрожающей «лицу». В работе представлен контекстно-ориентированный подход к исследованию стратегий сохранения «лица» в деловом взаимодействии. В качественном исследовании (N=20) были идентифицированы воспринимаемые психологические трудности, с которыми сталкиваются российские менеджеры, а также выделены коммуникативные паттерны, которые ассоциируются с «сохранением» и «потерей лица» в межкультурном деловом взаимодействии. Результаты количественного исследования (N=363) показали, что в монокультурном и межкультурном контекстах делового взаимодействия различаются приоритеты выбора стратегии сохранения «лица». Была подтверждена гипотеза о том, что индивидуальные ценности выступают предикторами выбора данных стратегий. Стратегии сохранения «лица» в свою очередь являются медиаторами взаимосвязи индивидуальных ценностей и коммуникативного поведения. Впервые была продемонстрирована взаимосвязь стратегий сохранения «лица» и коммуникативного поведения с показателями достижения реляционных целей деловой коммуникации.
Диссертация [*.pdf, 1.59 Мб] (дата размещения 8/10/2022)
Резюме [*.pdf, 420.22 Кб] (дата размещения 8/10/2022)
Summary [*.pdf, 338.60 Кб] (дата размещения 8/10/2022)

Межкультурные контакты и кросс-культурная компетентность как факторы креативности российских студентовКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по психологии
Дата защиты:
4/14/2020
Данное исследование посвящено связи межкультурных контактов в университете, кросс-культурной компетентности и креативности российских студентов. В рамках кандидатской диссертации были проведены три эмпирических исследования. Первое квази-экспериментальное исследование (N=72) показало, что креативность возрастает в результате культурного обучения, а культурная гетерогенность, не сопровождаемая культурным обучением, понижает креативность. Второе кросс-секционное исследование (N=272) показало, что креативности способствуют межкультурные контакты в университете, позитивные установки по отношению к представителям других культур и аккультурационные ожидания, связанные с сохранением иностранцами своих культур; препятствует креативности сильное изменение поведения в условиях межкультурных взаимодействий. Третье поисковое исследование (N=30), проведенное с применением качественной методологии, показало, что менее креативные студенты склонны отрицать существование культурных различий и относиться к иностранным студентам, как к угрозе. При этом когда российские студенты - и более креативные, и менее креативные – говорят об изменении своего поведении при общении с иностранцами, чаще всего они имеют в виду унификацию поведения. По итогам обсуждения полученных результатов делается вывод о значимости культуры для креативности.
Диссертация [*.pdf, 1.57 Мб] (дата размещения 2/12/2020)
Резюме [*.pdf, 594.11 Кб] (дата размещения 2/12/2020)
Summary [*.pdf, 561.68 Кб] (дата размещения 2/12/2020)

Роль ценностей и установок учителей в изменении межкультурных отношений в школеКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:
Бомбиери Лучия
Дисс. совет:
Совет по психологии
Дата защиты:
4/14/2020
Современному обществу приходится сталкиваться с глобальными вызовами, связанными с ростом миграции. Из-за возможных конфликтов ценностей и ожиданий мигрантов и принимающего сообщества увеличение потоков миграции ставит перед принимающими странами вопрос незамедлительной реакции на разных уровнях общественной жизни. Для сферы образования данный вопрос также является актуальным, и изучение межкультурных взаимодействий в школе, несомненно, имеет научную и практическую ценность. Ключевую роль в данных взаимодействиях, безусловно, играют учителя, которые должны проявлять личные и профессиональные качества, способствующие разработке успешных образовательных инструментов среди учащихся как среди принимающего населения, так и среди мигрантов. Данная диссертация включает в себя три эмпирических исследования (общий объем выборок  N=350 респондентов). Первое исследование было нацелено на изучение  индивидуальных ценностей (с помощью методики PVQ-21 Ш. Шварца) и аккультурационных ожиданий (с помощью методики Д. Берри из проекта MIRIPS) работников сферы образования, живущих в странах Европы (N = 123); применялся онлайн-опрос. Были использованы такие методы обработки данных, как многофакторный дисперсионный анализ (MANOVA) и путевой анализ. Результаты показали, что профессиональные характеристики работников сферы образования связаны с их ценностями и аккультурационными ожиданиями. Было обнаружено, что толерантность полностью опосредует (медиирует) взаимосвязь ценностей Открытости изменениям и Самопреодоления с интеграционными аккультурационными ожиданиями. Второе исследование было нацелено на изучение влияния инструкций учителей (просоциальных и дисциплинарных) на установки школьников по отношению к новичку-мигранту. В выборку вошли ученики последнего года обучения в начальной школе ( средний возраст M=10.27) из России (N = 134) и Италии (N = 93). Многофакторный дисперсионный анализ (MANOVA) показал позитивный значимый эффект просоциальных инструкций, заключавшийся в усилении позитивных установок как по отношению к новому ученику, так и к его/ее группе в целом. Третье исследование было нацелено на изучение факторов, которые в наибольшей степени влияют на представления школьников из России (N = 105) и Италии (N = 56) при знакомстве с новичком-мигрантом; в исследовании использовалась проективная методика. Результаты анализа (тест Хи-квадрат) показали большую значимость эмоциональных факторов в сравнении с контекстуальными. В целом, полученные результаты имеют не только теоретическую значимость, но и перспективы для практического применения. Школьный персонал может использовать их при планировании учебных курсов для взрослых (учителей, родителей и т.д.) и при выборе наиболее перспективных стратегий работы со школьниками. Другие возможности практического применения, а также ограничения проведенных исследований представлены в тексте научной работы.
Диссертация [*.pdf, 1.75 Мб] (дата размещения 2/13/2020)
Резюме [*.pdf, 235.76 Кб] (дата размещения 2/13/2020)
Summary [*.pdf, 215.67 Кб] (дата размещения 2/13/2020)

Выбор стратегии поведения в межкультурном конфликте: роль ценностей и контекста взаимодействияКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:
Батхина Анастасия Александровна
Дисс. совет:
Совет по психологии
Дата защиты:
10/15/2019
Данное исследование посвящено изучению роли индивидуальный ценностей и контекста взаимодействия при выборе стратегии поведения в межкультурном конфликте в межстрановой сравнительной перспективе . Проведенное исследование в России и Германии (N=1654) показало, что индивидуальные ценности и опасение межкультурной коммуникации являются предикторами выбора стратегий поведения в межкультурном конфликте. Выбор стратегии поведения в межкультурном конфликте является ситуационно обусловленным, то есть, зависит от того, с представителем какой этнической группы происходит конфликт .
Диссертация [*.pdf, 4.88 Мб] (дата размещения 8/2/2019)
Резюме [*.pdf, 358.40 Кб] (дата размещения 8/2/2019)
Summary [*.pdf, 191.22 Кб] (дата размещения 8/2/2019)

Социоэкономическая адаптация иммигрантов в контексте взаимной аккультурации иммигрантов и принимающего населенияКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по психологии
Дата защиты:
12/27/2018
Диссертация посвящена социоэкономической адаптации иммигрантов в контексте взаимной аккультурации иммигрантов и принимающего населения. В части исследования иммигрантов в центре внимания было сравнение гипотезы интеграции и экологической модели аккультурации. Кроме того для оценки социоэкономической адаптации использовались несколько ключевых показателей, которые раньше выпадали из поля зрения исследователей, а также рассматривались её психологические антецеденты. В части исследования членов принимающего общества были рассмотрены психологические антецеденты одобрения дискриминации иммигрантов в социоэкономической сфере, в частности, взаимосвязи между одобрением дискриминации иммигрантов в социоэкономической сфере и аккультурационными ожиданиями, а также другими межгрупповыми установками принимающего населения.
Диссертация [*.pdf, 212.51 Кб] (дата размещения 10/23/2018)
Резюме [*.pdf, 247.22 Кб] (дата размещения 10/23/2018)
Summary [*.pdf, 112.36 Кб] (дата размещения 10/23/2018)

Взаимосвязь ценностей личности и мотивации к этнокультурной преемственности со стратегиями аккультурацииКандидатская диссертация

Оппоненты:
Хотинец Вера Юрьевна, Константинов Всеволод Валентинович
Дисс. совет:
Д 212.048.03 - Совет по психологическим наукам
Дата защиты:
6/6/2017
Диссертационная работа посвящена изучению индивидуально-психологических факторов выбора стратегий аккультурации представителями этнических меньшинств. Для изучения аккультурации на личностном уровне были объединены два теоретических подхода: теория базовых индивидуальных ценностей Ш. Шварца и теория аккультурации Д. Берри, а также использован конструкт «мотивация к этнокультурной преемственности». Проведенное в Литве и Латвии эмпирическое исследование в двух поколениях русских показало, что с выбором стратегий аккультурации представителями русского этнического меньшинства взаимосвязаны не только внешние, но и внутренние факторы: индивидуальные ценности и мотивация к этнокультурной преемственности. Анализ полученных результатов выявил универсальные для представителей двух поколений русских в Литве взаимосвязи ценностей Открытости изменениям с выбором стратегии интеграции, ценностей Самоутверждения – с выбором стратегии ассимиляции. Показано, что с выбором стратегий, ориентированных на сохранение собственной этнической группы, взаимосвязана мотивация к этнокультурной преемственности представителей русского  этнического меньшинства в Латвии. Обнаружена внутрисемейная межпоколенная трансмиссия данного вида мотивации.

Объявление о защите (дата размещения 05.04.2017):
защита диссертации состоится 6 июня 2017 г. в 17:00 по адресу: 109316, г. Москва, Волгоградский проспект, д. 46 Б, аудитория 210.
Диссертация [*.pdf, 1.53 Мб] (дата размещения 3/15/2017)
Автореферат [*.pdf, 436.33 Кб] (дата размещения 4/6/2017)

Социокультурные различия мотивации здоровье-сберегающего поведенияКандидатская диссертация

Оппоненты:
Обухов Алексей Сергеевич, Асеев Владимир Георгиевич
Дисс. совет:
Д 212.048.03 - Совет по психологическим наукам
Дата защиты:
9/27/2011
Здоровье человека является одним из главных условий благосостояния страны и полноценной жизни каждого гражданина, поэтому проблема защиты и улучшения здоровья находится в центре внимания как каждой личности, так и государства, заинтересованного в сохранении здоровья своих граждан. Одним из самых важных психологических факторов в сфере здравоохранения является отношение человека к своему здоровью, мотивация его сохранения и укрепления. В нашей работе нам представляется важным изучить, как мотивация личности и социокультурные факторы среды обусловливают отношение к здоровью российской и канадской молодежи, которое, по нашему предположению, лежит в основе различий в состоянии здоровья и продолжительности жизни людей в этих двух странах. Предметом выступают социокультурные различия мотивации здоровье-сберегающего поведения студентов России и Канады.Целью исследования является выявление социокультурных различий мотивации поведения личности по отношению к своему здоровью. Новизна исследованиязаключается в том, что это первое в отечественной психологии кросс-культурное исследование взаимосвязи мотивации личности и социокультурных факторов («горизонтальность-вертикальность» культуры, социальный капитал) с установками и поведением российской и канадской молодежи по отношению к здоровью с применением количественных и качественных методов исследования. В исследовании выявлено, что у канадцев выше показатели осознания зависимости состояния здоровья от поведения личности, выше оценка типичности здорового образа жизни, регулярность здоровье-сберегающего поведения и удовлетворенность жизнью. Также показано, что у канадских студентов более выражены внешняя и автономная мотивация здоровье-сберегающего поведения, у российских студентов преобладают: внутренняя мотивация здоровье-сберегающего поведения, внешняя и автономная мотивация здоровье-разрушающего поведения. Выявлена универсальная роль автономной мотивации в поддержании здоровья студентов в обеих культурах, но механизм ее влияния различен. Показано, что мотивация личности взаимосвязана с установками и поведением студентов по отношению к своему здоровью, и что эти связи являются как универсальными для обеих выборок, так и имеют культурную специфику: у студентов России – внутренняя, у студентов Канады – автономная и внутренняя мотивации сохранения здоровья способствуют регулярности здоровье-сберегающих практик и психологическому благополучию.
Автореферат [*.pdf, 371.81 Кб]