• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диссертации, представленные на защиту и подготовленные в НИУ ВШЭ

Сортировка:по дате защитыпо имени научного руководителяпо имени соискателя

Показаны работы: 1 - 7 из 7

Философский анализ мифологических мотивов в русской художественной классикеКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по философии
Дата защиты:
4/9/2024
Цель диссертационного исследования – дать философскую интерпретацию произведений Лермонтова, Гончарова и Толстого как мифотворчества (с опорой на философии мифа и связанную с нею в одно смысловое целое философию детства), доказать реальность мифотворчества и его эвристическую ценность для философского познания.  Онтогносеологический анализ мифотворчества Лермонтова, Гончарова и Толстого позволяет привнести в академическую философию элементы живого знания и по-новому понять хорошо изученные произведения классиков (равно как и философию мифологии Шеллинга, Кассирера, Лосева) – словом вдохнуть новую жизнь в философский анализ русской литературы, отыскать новые пути его развития. Настоящая работа связывает ряд гуманитарных дисциплин: философию мифа, филологию, детскую психологию – не в смутном смешении различных направлений, но в одной методологической программе и понятийной схеме, что сегодня представляется перспективным и востребованным как в сфере самих гуманитарных исследований, так и в сфере преподавания. Данное исследование может стать идейной и методической базой курсов по философии мифа, философии детства, по осмыслении художественной литературы как формы философствования.
Диссертация [*.pdf, 2.88 Мб] (дата размещения 2/8/2024)
Резюме [*.pdf, 648.38 Кб] (дата размещения 2/8/2024)
Summary [*.pdf, 463.76 Кб] (дата размещения 2/8/2024)

«Онтологизация сознания» в философии С.Л. Франка и Н.А. БердяеваКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:
Чернусь Владимир Константинович
Дисс. совет:
Совет по философии
Дата защиты:
12/28/2020
В диссертационной работе обосновывается взгляд на русскую религиозную философию второй половины XIX века и первой половины XX века как попытку разрешить проблему поиска путей сознания к Логосу, именуемую в исследовании «онтологизацией сознания»: путь обретения сознанием своего «подлинного Я». Философия С.Л. Франка и Н.А. Бердяева разрабатывалась в первой половине XX века, когда «философия сознания» ещё не стала занимать одно из главенствующих положений среди философских дисциплин, а традиционная онтология уже утратила своё доминирующее положение. Поэтому «философию сознания» русских мыслителей можно рассматривать в качестве отличной от современной «аналитической философии сознания», а их онтологию как попытку либо реабилитировать традиционную метафизику, актуализировать её в изменившихся внешних условиях (С.Л. Франк), либо радикально пересмотреть предмет онтологии (Н.А. Бердяев). В исследовании поставлена цель реконструировать, исходя из отдельных категорий и концепций философов, целостное учение об онтологии, «философии сознания», а также представить их философию в качестве пути «онтологизации сознания».
Диссертация [*.pdf, 2.00 Мб] (дата размещения 10/27/2020)
Резюме [*.pdf, 598.17 Кб] (дата размещения 10/27/2020)
Summary [*.pdf, 481.81 Кб] (дата размещения 10/27/2020)

Проблема контингентности в акторно-сетевой теорииКандидатская диссертация

Соискатель:
Астахов Сергей Сергеевич
Оппоненты:
Кузнецова Наталия Ивановна, Столярова Ольга Евгеньевна
Дисс. совет:
Д 212.048.12 - Совет по философским наукам
Дата защиты:
10/31/2017
Диссертация рассматривает, как изменяется осмысление контингентности в различных концепциях  акторно-сетевой теории. В ранних работах Латура контингентность понимается противоречиво. С одной стороны, он отрицает метафизику возможного, но с другой, он постоянно обращается к контрфактическим суждениям и гипотетическим нарративам. Ланкастерская школа доказывает, что контингентные логики могут сосуществовать, вместе конструируя так называемые «дробные объекты». В поздних работах Латура контингентность модусов существования ограничивается институтами и собственными условиями успешности. Отдельно анализируется интерпретация Г. Хармана. Наконец, в диссертации выдвигается самостоятельная модель акторно-сетевого анализа, основанная на идее виртуальной контингентности.

Объявление о защите : защита диссертации состоится 31 октября 2017 г. в 19:30 по адресу: 
105066, г. Москва,  ул. Старая Басманная, д. 21/4 в зале заседаний Ученого совета, ауд. 204
Диссертация [*.pdf, 2.28 Мб] (дата размещения 8/23/2017)
Автореферат [*.pdf, 447.86 Кб] (дата размещения 8/30/2017)

Междисциплинарность как методологическая особенность «философии психиатрии»Кандидатская диссертация

Соискатель:
Бардина Светлана Михайловна
Оппоненты:
Герасимова Ирина Алексеевна, Косилова Елена Владимировна
Дисс. совет:
Д 212.048.12 - Совет по философским наукам
Дата защиты:
4/21/2015
Несмотря на то, что «философия психиатрии» как сформировавшееся научное направление – явление последних трех десятилетий1, взаимный интерес философии и психиатрии характерен не только для современности. За интересом философов к проблематике психической болезни, а психиатров – к философским вопросам стоят глубокие причины, значимые как для тех, так и для других. В качестве одной из фундаментальных причин этого интереса можно указать то,
что исследование психической болезни изменяет базовые представления о человеческой природе. Попытки философского анализа опыта сумасшествия могут быть движимы ощущением, что в безумии «открываются глубинные истины о человеке, те дремлющие формы, в которых рождается то, из чего и складывается человек»2; иными словами, изучение психической болезни может дать знание, важное для понимания сущности человека.Объектом диссертационного исследования является современная «философия психиатрии» как междисциплинарная область исследований. Предметом исследования является специфика взаимодействия философии и психиатрии, обусловленная особенностями самой области исследования и междисциплинарной формой организации знания.
Диссертация [*.pdf, 832.53 Кб] (дата размещения 12/8/2014)
Автореферат [*.pdf, 250.31 Кб] (дата размещения 2/19/2015)

Проблема статуса несуществующих вещей в майнонгианской философской традицииКандидатская диссертация

Оппоненты:
Сокулер Зинаида Александровна, Герасимова Ирина Алексеевна
Дисс. совет:
Д 212.048.12 - Совет по философским наукам
Дата защиты:
6/24/2014
Проблема статуса несуществующих вещей проходит красной нитью через историю европейской философии. В разное время у разных авторов присутствовало рассуждение о статусе неких аномальных сущностей, с трудом поддающихся описанию в терминах существования и несуществования. «Пегас», «Шерлок Холмс», «Вулкан», «Зевс», «вечный двигатель», «круглый квадрат», «фонтан вечной юности», «золотая гора» – все эти понятия в разное время наделялись разным экзистенциальным статусом.Вывести дискуссию о несуществующих вещах на качественно новый уровень смогли представители австрийской философии XIX века, в частности Алексиус Майнонг, который выстроил целую теорию, позволяющую наиболее полно описывать все категории предметов, включая несуществующие. Майнонг, его предшественники и ученики заложили фундамент нового теоретического подхода к рассмотрению несуществующих вещей, предметов (оба понятия в данном контексте мы используем в более широком смысле), на основе которого уже в XX веке философы-аналитики занялись построением концепций, объясняющих употребление соответствующих понятий в естественном языке.Трактовка существования в майнонгианской традиции исходит из эмпирического критерия. Именно на основании этого критерия предметы  разделяются на существующие и несуществующие. Несуществующие предметы сами по себе включают несколько видов предметов: вымышленные предметы (куда включаются персонажи художественных произведений, предметы научных теорий и т.п.), противоречивые и т.д. Однако проблема в данном случае состоит в том, как мы можем думать, говорить о несуществующих предметах, и можем ли мы вообще. Специфика проблемы несуществующих вещей в этой традиции состоит в том, что эта проблема является как онтологической, так и эпистемологической. Эта проблема непосредственно связана с проблемой существования, поскольку для выстраивания онтологии принципиально важно прояснить различие между существованием и несуществованием, статус существующих и несуществующих предметов.Проблема статуса несуществующих вещей на сегодняшний день является особенно актуальной в связи с дискуссиями об онтологическом статусе научных предметов, вымышленных предметов и, тем самым, актуальной для современной философии науки и философии культуры.
Диссертация [*.pdf, 1.32 Мб] (дата размещения 3/21/2014)
Автореферат [*.pdf, 428.87 Кб] (дата размещения 4/9/2014)

Английская экспериментальная философия как адаптация экспериментального метода к социально-культурному климату английской революцииКандидатская диссертация

Соискатель:
Боганцев Иван Алексеевич
Оппоненты:
Сокулер Зинаида Александровна, Кузнецова Наталья Ивановна
Дисс. совет:
Д 212.048.12 - Совет по философским наукам
Дата защиты:
12/18/2012
Английская экспериментальная философия никогда не становилась предметом отдельного исследования. Несмотря на то, что английская научная литература середины XVII века повсюду превозносит «экспериментальную философию», ее почти никогда не выделяют как отдельное философско-историческое явление, требующее анализа или оценки. Это тем более удивительно, потому что в целом английское естествознание этого периода изучено чрезвычайно хорошо, что объясняется, безусловно, ключевым значением исследований, проведенных в этот период.Такое пренебрежение можно объяснить тем, что философы науки часто приравнивают понятия «экспериментальная философия» и «английская наука середины XVII века», а «экспериментальными философами» считают всех английских ученых этого периода. Иногда экспериментальными философами считают всех сколько бы то ни было прогрессивных ученых XVII и даже XVIII века.
Объектом исследования является английская экспериментальная философия - когнитивно-практическая система воззрений на цели науки и средства их реализации, вместе с социально и культурно значимыми условиями, в которых она возникла и развивалась на протяжении XVI-XVII вв. Предметом исследования является философско-эпистемологическое содержание процессов возникновения и развития английской экспериментальной философии, ее адаптации к социальному, политическому и религиозному климату английской революции и реставрации.Цель работы – показать связь идей английской экспериментальной философии с экономическим, социально-политическим, религиозным контекстом (экономические структуры, институты, морально-религиозный климат, умонастроения интеллектуальной элиты и т.д.) Англии революционного и пост-революционного периодов. Эта связь  выступает совокупностью условий, при которых экспериментальный подход к решению научных проблем получает преимущество в конкуренции методов и становится прочной основой научной практики.


Диссертация [*.doc, 6.36 Мб]
Автореферат [*.pdf, 325.81 Кб]

Логико-онтологические основания современной аналитической теологии (на материале концепции Алвина Плантинги)Кандидатская диссертация

Соискатель:
Горбатова Юлия Валерьевна
Оппоненты:
Герасимова Ирина Алексеевна, Красненкова Анастасия Владимировна
Дисс. совет:
Д 212.048.12 - Совет по философским наукам
Дата защиты:
6/26/2012
Научная новизна: Диссертационная работа представляет собой первое в отечественной аналитико-философской литературе целостное исследование логико-онтологического фундамента основных концепций современной аналитической теологии. Впервые проведен логико-семантический анализ ряда идей и аргументов, используемых теологами-аналитиками в своих философских построениях. Кроме того, в ходе исследования получены  следующие  новые  для  отечественной  философской литературы результаты: выделены основные методологические и концептуальные особенности аналитической теологии как целостного направления в рамках аналитической философии; конкретизированы и получили дальнейшую разработку современные логико-семантические методы, которые были применены к исследованию современной аналитической теологии; выявлена  взаимозависимость  между  логическими,  семантическими  и онтологическими  идеями  в концепциях А. Плантинги, Дж. Мэки, Г. МакКлоски, Э. Хмары и др.; показано, как принимаемые этими философами логико-семантические и онтологические предпосылки определяют  их  подход  к  решению теологических проблем; дан критический анализ рецепции современными теологами-аналитиками некоторых титульных проблем средневековой схоластики и классической метафизики, показана необходимость тщательного выявления онтологического базиса используемых различными исследователями понятий и аргументов при их переносе из одного социокультурного и теоретического контекста в другой.Объект исследования: современная аналитическая теология как целостное направление, объединенное специфическим пониманием целей и задач религиозно-философского дискурса, своеобразной методологией и концептуальным аппаратом. Цель: прояснение и сопоставление логико-онтологических оснований различных концепций современной аналитической теологии и средневековой схоластики. Предмет:система логико-онтологических предпосылок, лежащих в основе этого направления, а также связанных с ними философских категорий – в частности, в работе анализу и экспликации подвергаются понятия «возможного мира», «свободы воли», «зла», «всемогущества», «всезнания», «контингентности» и «необходимости», «трансмировой идентификации» и «трансмировой порочности», а также важнейшие для современной аналитической метафизики концепты «эссенции» («сущности) и «эссенциальных свойств». Особое внимание уделяется критическому разбору современных версий традиционных теологических аргументов, их логического статуса и степени обоснованности в терминах современной модальной логики.     
Диссертация [*.pdf, 1011.43 Кб]
Автореферат [*.pdf, 391.69 Кб]