• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диссертации, представленные на защиту и подготовленные в НИУ ВШЭ

Сортировка:по дате защитыпо имени научного руководителяпо имени соискателя

Показаны работы: 1 - 4 из 4

Внутрисемейный социальный капитал как фактор межпоколенной трансмиссии ценностейКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по психологии
Дата защиты:
6/25/2019
Данное исследование посвящено изучению связи внутрисемейного социального капитала с межпоколенной трансмиссией ценностей. Проведенное исследование (n=360) показало, что внутрисемейный капитал значимо связан с межпоколенной трансмиссией ценностей (β=.866, p < .001), особенно с  трансмиссией ценностей социального фокуса (Самопреодоление) (β=.917, p < .001). Наиболее важную роль для трансмиссии ценностей играет такой компонент внутрисемейного социального капитала, как «Психологическая близость между детьми и родителями».
Диссертация [*.pdf, 1.40 Мб] (дата размещения 4/23/2019)
Резюме [*.pdf, 326.32 Кб] (дата размещения 4/23/2019)
Summary [*.pdf, 184.72 Кб] (дата размещения 4/23/2019)

Повседневные практики и сценарии реинтеграции и ресоциализации "трудных" подростков в РоссииКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по социологии
Дата защиты:
1/31/2019
В диссертационной работе анализируются проблемы реинтеграции и ресоциализации «трудных» подростков в России. Фокусом исследования выступает повседневность подростков в специальных учреждениях, в том числе учебно-воспитательных для детей и подростков с девиантным поведением, коррекционных школах и училищах, некоммерческих организациях. Основную эмпирическую и методологическую базу исследования составляют 40 полуструктурированных интервью с подростками в возрасте 13-17 лет, педагогами и работниками учреждений. Исследование проводилось в 4 специальных учреждениях, используемая стратегия – кейс-стади. В диссертации описаны особенности повседневной жизни подростков внутри различных специальных учреждений, локализованных в малом, среднем и федеральном городах. Также анализируются повседневные практики воспитанников за пределами неизолированных специальных учреждений, особенности включения в городские сообщества. Автор приводит 4 типа стратегий коммуникаций между педагогами учреждений/организаций и их воспитанниками, между сверстниками: стигматизация-аномия, демократический контроль – социальности, гиперопека – инициатива «сверху», наставничество – солидарности.  В одном из выводов диссертации отмечаются основные барьеры, с которыми сталкиваются «трудные» подростки на пути ресоциализации и реинтеграции в общество. Они могут определяться местом расположения учреждения (городом), самим учреждением и особенностью повседневности в нем, индивидом и его личными переживаниями. Специальные учреждения рассматриваются автором как квази-тотальные, которые имеют особые отличительные черты от каких-либо других. В диссертации выделяются жизненные стратегии «трудных» подростков в зависимости от места расположения учреждения, а также особенностей организации повседневной жизни внутри нее.  Так, в диссертационной работе описываются возможные сценарии реинтеграции и ресоциализации «трудных» подростков, которые обучаются в специальных учреждениях, а также барьеры и условия, которые оказывают влияние на эти процессы
Диссертация [*.pdf, 3.23 Мб] (дата размещения 11/30/2018)
Резюме [*.pdf, 322.09 Кб] (дата размещения 11/30/2018)
Summary [*.pdf, 220.61 Кб] (дата размещения 11/30/2018)

Подростковая толерантность: концептуальный анализ и способы измеренияКандидатская диссертация

Соискатель:
Пашкевич Анна Валерьевна
Оппоненты:
Шереги Франц Эдмундович, Сикевич Зинаида Васильевна
Дисс. совет:
Д 212.048.01 - Совет по социологическим наукам
Дата защиты:
10/27/2010
Концептуальный анализ подростковой толерантности и разработка способов её измерения являются одним из актуальных направлений социологического исследования. Существуют трудности в определении понятия, и наблюдается разброс мнений по поводу его содержания. Семантика слова «толерантность» вариативна и дискуссионна. За словом стоят разные методологические основания, методы социального познания. Для корректного использования понятия подростковой толерантности в исследованиях важна рефлексия на уровне методологии, теории и эмпирических данных. Необходимыми являются содержательные представления о понятии, описание границ реальности, охватываемой этим понятием, уточнение и построение концептуального поля, перевод концепта в конкретные индикаторы, поддающиеся измерению. От способа концептуализации данного понятия  в значительной мере зависят реализуемые в процессе полевого исследования методы сбора и интерпретации социологической информации. Полевые же исследования необходимы  для принятия дальнейших практических решений и/или рекомендаций в конкретных ситуациях.   Цель данной работы – построить концептуальную модель понятия толерантности и на её базе сформировать методологически корректную процедуру измерения толерантности подростков.   Объектом исследования выступает подростковая толерантность, предметом – аспекты понятия толерантности, позволяющие построить конструктивную процедуру её измерения.  В диссертации построена концептуальная модель понятия толерантности и на её базе сформирована методологически корректная процедура измерения толерантности подростков. Построение концептуальной модели толерантности отталкивается от рассмотрения социальных представлений подростков о предполагаемом (воображаемом) поведении (действии), направленном на преодоление противоречий между «своими» и «чужими», как если бы у подростков были полномочия для борьбы с  такими противоречиями; при этом делается предположение о  существовании нескольких типов молодежной толерантности. Проанализированы тексты мини-сочинений – семантика и эмоциональный регистр используемых подростками слов, изучены части речи (в особенности, глаголы) и воссозданы установки и типы рефлексивных социальных представлений старшеклассников о толерантности. Данный подход делает более выверенным построение дальнейших социологических инструментов диагностики толерантности в массовых опросах общественного мнения.
Автореферат [*.pdf, 374.39 Кб]

Подростково-молодёжная делинквентность в современной РоссииКандидатская диссертация

Соискатель:
Ханипов Рамиль Анасович
Руководитель:
Беляев Владимир Александрович
Оппоненты:
Паутова Лариса Александровна, Белгарокова Наталья Мухамедовна
Дисс. совет:
Д 212.048.01 - Совет по социологическим наукам
Дата защиты:
12/5/2008
Нарушающее социальные нормы поведение молодёжи является неотъемлемым феноменом любого общества. Современные средства массовой коммуникации регулярно отмечают правонарушения, совершённые подростками и молодёжью. В описаниях поведения молодёжи и подростков XIX века в России прослеживаются систематические указания на  «вымогательство и отнятие денег на покупку вина, разбитие стекол, поломку изгородей, поджоги стогов сена и хлебных скирд. В советский период явление подростковой преступности и  делинквентности также было весьма распространенным. Политические и экономические перемены конца XX века в России образовали в обществе состояние аномии. Кризис переходного периода сопровождался уходом старых идеалов и ценностей, разрушением молодёжной политики. В 2002 году прослеживается падение общего числа преступности, как совершённого несовершеннолетними, так и взрослыми, однако, после 2002 года наблюдается устойчивый рост числа зарегистрированных преступлений. Целью исследования является выявление причин, характера, особенностей и тенденций развития подростковой делинквентности в современной России.  Объектом исследования является подростково-молодёжная делинквентность в России. Предметом исследования выступают формы, предпосылки и степень распространённости подростково-молодёжной делинквентности в современной России.
Автореферат [*.pdf, 300.17 Кб]