• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диссертации, представленные на защиту и подготовленные в НИУ ВШЭ

Сортировка:по дате защитыпо имени научного руководителяпо имени соискателя

Показаны работы: 1 - 3 из 3

Техническое воображение в русскоязычной неподцензурной поэзии второй половины XX векаКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по филологии
Дата защиты:
9/17/2024
Диссертация посвящена неподцензурной поэзии второй половины XX века, а конкретно — текстам Евгения Кропивницкого, Генриха Сапгира, Игоря Холина (представителей “Лианозовской школы”), Михаила Ерёмина, Александра Кондратова (авторов “филологической школы”) и Алексея Парщикова (относящегося к метареализму). В центре исследования находится проблема технического воображения, которое определяется автором как “исторический и культурно-конкретный способ формулировать мысли о технике в литературе”, влияющий на мотивно-образную систему текста. С опорой на историю идей и критическую теорию в работе формулируется классификация основных тенденций культурной концептуализации техники в XX веке, анализируется роль технических понятий в метапоэтических, критических и литературоведческих текстах XX века. С помощью широкого спектра филологических методов и подходов в исследовании обозреваются особенности неподцензурной и официальной поэзии второй половины столетия, анализируются поэтические тексты вышеуказанных авторов — представителей неподцензурной поэзии. Проведенная работа позволяет уточнить специфику контакта подцензурной и неподцензурной русскоязычной поэзии прошлого века. В работе делается вывод о том, что водораздел между ними не может быть проведен только по их отношению к техническому прогрессу, поскольку среди авторов как первого субполя, так и второго можно найти технопессимизм и технооптимизм. Однако сохранение дихотомии природы и цивилизации скорее характерно для официальных литераторов. Неподцензурные поэты субверсировали находки исторического авангарда, снимая с них утопические коннотации, были настроены на языковой эксперимент и с большей свободой могли говорить о проблемных аспектах технического развития, но могли с такой же свободой отказаться от этической оценки прогресса.
Диссертация [*.pdf, 1.14 Мб] (дата размещения 5/27/2024)
Резюме [*.pdf, 297.34 Кб] (дата размещения 5/27/2024)
Summary [*.pdf, 205.84 Кб] (дата размещения 5/27/2024)

Метрические закономерности тайской и бирманской поэзииКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:
Саркисов Иван Владимирович
Дисс. совет:
Совет по филологии
Дата защиты:
10/27/2022
Настоящая диссертационная работа представляет собой попытку (по сути, первую как в российском, так и в западном стиховедении) исследовать стихотворные размеры классической тайской и бирманской поэзии с помощью точных методов и классифицировать их типологически на основе полученных результатов, а затем сравнить две традиции между собой и попытаться выдвинуть некоторые гипотезы относительно возможности взаимного влияния между ними. Применительно к тайской поэзии исследование проводилось на материале отрывка из поэмы неизвестного автора «Лилит Пхра Ло», написанной чередованием двух типов метра кхлонг (четырёх- и двухстрочного кхлонга) и метра рай, общим объёмом 1009 стихотворных строк, 555 из которых приходилось на рай и 454 на кхлонг (348 на четырёхстроч­ный и 106 – на двухстрочный). В случае с бирманской метрикой были проанализированы 15 небольших лирических стихотворений (в том числе, стихотворение Анандатурии «Закон природы», считающееся одним из шедевров бирманской поэзии) и отрывки из двух крупных текстов – «Ягана о Раме» поэта У Тоу и пьесы (пьязы) Падейтаязы «Маникэ». Общий объём проанализированных текстов составляет 1397 стихотворных строк.  В ходе исследования было установлено, что тайский метр кхлонг в настоящее время является силлабо-графическим метром, в котором размер определяется количеством слогов в строке и чередованием не обусловленных фонетикой графических элементов, однако есть основания предполагать, что изначально он возник как силлабо-тональный метр, тайский метр рай является силлабическим метром, а не рифмованной прозой, а известные нам варианты бирманских метров являются силлабическими, при этом сначала в ней господствовал четырёхсложный размер, а затем он сменился сильно расшатанной и близкой к верлибру, но всё же по-прежнему силлабикой.
Диссертация [*.pdf, 1.72 Мб] (дата размещения 8/25/2022)
Резюме [*.pdf, 220.84 Кб] (дата размещения 8/25/2022)
Summary [*.pdf, 166.64 Кб] (дата размещения 8/25/2022)

Онтология произведения искусства. Интерпретация поэзии у Мартина ХайдеггераКандидатская диссертация

Соискатель:
Апаева Алёна Юрьевна
Оппоненты:
Фалев Егор Валерьевич, Бросова Наталья Зиновьевна
Дисс. совет:
Д 212.048.12 - Совет по философским наукам
Дата защиты:
5/19/2015
Объектом исследования является та часть философии Мартина Хайдеггера, в которой основной темой является искусство, сущность которой – это поэзия. Но не только поэзия как искусство в целом, но и поэзия как творение языка, а также сам язык интересуют нас в нашем исследовании. Целью диссертационного исследования является реконструкция и истолкование поэтической философии Мартина Хайдеггера, созданная им на основании осмысления таких понятий, как бытие, здесь-бытие, искусство, истина, пространство, время, поэзия, стихотворение, скульптура, живопись, язык, слово, природа, а также других понятий путем обращения к различным творениям искусства
Диссертация [*.pdf, 1.90 Мб] (дата размещения 2/9/2015)
Автореферат [*.pdf, 572.82 Кб] (дата размещения 3/12/2015)