About Success Builder

How do you find your place in life? How do you find something to do that both comes naturally to you and makes you happy? The answer is that you have to apply the knowledge you’ve gained from university and from life itself correctly. The Success Builder Project features HSE University graduates who have discovered themselves through an interesting business or an unexpected profession. The protagonists share their experiences and lessons learnt and talk about how they’ve made the most of the opportunities they were given.

This spring, ICEF graduate Oleg Bezumov joined the list of HSE alumna named in the Forbes 30 Under 30 rating for 2021, winning in the Finance and Investment category. Mr Bezumov is currently an executive director of the investment banking department of Goldman Sachs (London), where he was a key participant in the largest-ever $29 billion IPO of the Saudi Aramco oil company. Here, he tells Success Builder why life in London is good for personal development, how sports contribute to career success, how prestige is measured in the investment business, as well as about the benefits of networking and meeting David Beckham.

London is a major part of your life. Have you dreamed of this city since childhood?

I was born in the Arctic Circle, in the city of Naryan-Mar in the Arkhangelsk region. When I was three, my family moved to Samara, where I lived and finished preparatory high school. After graduating, I realized that I wanted to study economics and finance. I chose to attend the best university, HSE, and the most promising programme for my field, ICEF. I took an interest in finance thanks to courses at my preparatory school, at which time I also began learning how to trade stocks, which I found thrilling. Of course, I wanted to study at one of the most prestigious educational institutions in Russia, and to do so in English with the prospect of obtaining the best Russian and Western education at the same time.

London appeared later when I attended summer courses at the London School of Economics (LSE) in 2010. I already knew a lot about the city by then, and liked it so much that I wanted to study, work and, yes, live here.

The whole range of cultures is found in London and the concentration of interesting people here is off the charts

This was probably my main impression of the city, and it remains so to this day. Only afterwards did I realise that there is simply no better place to gain international experience in professional communication and to expand my horizons.

What does professional experience in the London world of finance actually give you?

The first thing it gives you is opportunities. Any serious specialist wants to be wherever the opportunities are greatest. London is a financial centre on a par with New York. Here, you can develop your professional potential to the utmost by participating in the best international transactions. Second, London is a nourishing and inspiring environment. This city challenges you to improve as a person: you look critically at your actions and glean the best from various traditions as expressed by the different peoples who live here.

London makes you feel like a citizen of the world when you learn to accept and correlate different points of view and listen to other people’s interests. From what I have seen, the people of Moscow and London do the same things differently, and the wider your international experience, the more you understand the world and yourself. In such an international environment, I have seen many interesting people with non-standard ideas that prompt you to find non-stereotypical ways of thinking. Here, such people are everywhere — in finance, business, law and science, and they create a culture of much-deserved success in their respective fields. This inspires you to do the same, to strive to develop the very best skills as well.

Our environment is an important part of life. In a previous interview, I said that for me, ICEF is, first of all, people — that is, students who are very motivated and want to achieve success where they can be the most useful and effective. All this, together with the outstanding teaching staff and the support of the ICEF administration, facilitates healthy competition and rapid growth. In London, the same type of environment is even more pronounced, and so you appreciate it even more.

You graduated from both programmes with honours. What enabled you to study so hard?

I graduated from high school with perfect grades and I thought I knew enough mathematics for ICEF. However, the requirements were high and I had to attain new heights and study a lot. For example, English was initially a big problem for me. I really only started studying it in the 11th grade.

For the first six months, I made audio recordings of all the lectures, then listened to them over and over back at the dormitory until I gradually got used to the English terminology

It was impossible to study economics and a foreign language as separate subjects because the entire ICEF curriculum is taught in English. At the beginning of my first year, the idea of graduating with honours seemed out of reach, but I kept working toward my goal.

Due to my strong academic performance at the end of the first year, I received the maximum discount on tuition fees. The competitive process kicked in: at the end of each quarter, the new student ratings are posted and, like an athlete, you try to outdo your best each time. I have always tried to be a good student, but the real impetus comes from the fact that at ICEF you see the fruits of your labour and your success does not go unnoticed. This helps students achieve excellent results.

Speaking of sports, you were an excellent football player at HSE. Do team sports help in school and life?

I have always wanted to be a multifaceted person, and sports is one of the areas where I was able to prove myself. It also enabled me to socialise with others. I had played football back in Samara and many of my ICEF classmates were also interested in it. We formed the ICEFootballers team and sparked interest in the sport among other students as well. Thanks in part to football, I developed a core group of friends during my college years. To this day, we stay in close communication and get together every time I come to Moscow.

Our team was interviewed before we began our studies at ICEF, and the first thing that motivated us was not a call to academic excellence, but the question: ‘We’ll win the university’s football championship, right?’ It was so simple and clear that it prompted us to come together and be the best. By the fourth year, the ICEF team won the HSE mini-football championship, and the new trophies only spurred us on to greater achievements. HSE University is unique in this regard because it allows students to develop different interests. During the season, we played games every weekend. We lived for them and looked forward to each one as if it were a holiday. ‘The weekend is almost here,’ we thought, ‘and we’ll be playing against someone soon!’

With the ICEF football team

I continue to play football almost every weekend here in London. This has expanded my circle of acquaintances and brought me many new friends. Football has given me this group of interesting people with whom, in one way or another, you go through life together.

Why did you choose to attend Imperial College in London?

After attending summer school at LSE and interning at Rosatom, I realised that I wasn’t ready yet to fully immerse myself in the industry and that I really wanted to gain international experience. The best option was to enrol in a British master’s programme, after which I could get a job offer in London. I also wanted to learn something new, more highly specialised, and I could study my favourite math subjects in the programme I had chosen.

Imperial College offered the right balance of applied and quantitative subjects: advanced mathematics for financiers and, for the second semester, the opportunity to choose electives that were both new and necessary. Other master’s programmes seemed to be more theoretical, but since I had already received a broad foundation at ICEF, I was looking for a more applied focus.

How can a one-year master’s programme prepare you to enter the London labour market?

You just need to ‘sleep faster’, as my colleagues like to joke. Yes, it was tough. The master’s degree was my main goal and the key to the job market. During the first half of the year, when I could sail through subjects that I had mastered back at ICEF, I devoted that time to the job search. I sent out more than 100 résumés and landed my first job with Nutmeg Investment Management, which now manages several billion pounds of multi-asset ETFs in London. J.P. Morgan Bank recently bought out Nutmeg, and it’s nice to follow its success even years after I have left.

The job search is itself a full-time job. There’s no secret to it, other than ‘the more the better’, prepping for interviews and networking

You need to make a high-quality résumé and send out as many as you can, network and think about the impression you make on the professionals you meet. Some people manage to find a job in London at the start of the academic year, some at the end, and some don’t get any offers at all. It all depends on the intensity of your search and, to some extent, on luck — but sometimes, luck comes your way when you are truly ready for a new opportunity.

What were your expectations concerning work?

It was a revelation for me that the financial world is many-sided. When we studied in Moscow, we thought that as graduates of the finance programme, only two paths were open to us: consulting and banking. But when you come to London or New York, you realise that there are lots of different areas in finance where you can find a job. For me, the job search became a way of learning about the profession. I was open to everything and didn’t limit myself to a brand or a particular area such as research, banking, asset management, analytics or quant analysis. I found everything very interesting and I desperately wanted to work in finance in London. But I must admit that having a particular focus and a specific objective helps you find a suitable position much faster. After I determined the maximum number of possible paths I could take, I tried to identify five areas in which I could start working while also leaving the doors open for various career options. As a result, I first got into asset management, but I still switched over to banking later.

Was it easy to make that change?

It was more interesting than it was difficult because the two fields are completely different. I have been with Goldman Sachs for more than seven years now, and I moved here because the long-term asset management field lacked dynamism for me. To work with assets, you have to study the market and do analytics. A little action comes along once a month, in the form of balancing the ETF portfolio. I also had to do programming and make models for calculating historical profitability for use in an advertising campaign.

On every second wagon of the London underground, you’ll see a Nutmeg ad showing historical profitability figures calculated using my model

Although it required a ton of analytics, there was little activity overall. But when I switched to investment banking, it was just the opposite — it was all action. And even though I continued doing financial modelling and analytics, the new work involved a lot more social activity, and I really liked the new balance of these elements.

Which factors contributed to your career success at Goldman Sachs?

There is a standard career path in investment banking. You start as an analyst for a couple of years. For the next four years, you work as an associate. You then become an executive director or vice president, and in another six to eight years, you become the managing director of a department. Your career growth is predictable if you really do your job well. I started in a team covering emerging markets in the equity capital field. I worked with Russia and the CIS (with the Detsky Mir IPO and the Polyus re-IPO, for example), the Middle East, Central and Eastern Europe and Africa. It was a unique experience working with analytics and transactions in Russian equity and it served as a strong foundation for my career in banking. I was even lucky enough to meet David Beckham, my childhood idol, when he came to our office one day as a speaker for UNICEF.

Every day of my job brought something new: I learned interesting things and absorbed every event like a sponge. My main motivation came from the fact that I saw the results of my work — satisfied clients and a gratified team — and took pride in them. I took part in high-profile transactions, the results of which sometimes make the news, appearing on the cover of the Financial Times and Bloomberg.

The world largest IPOs, according to Bloomberg

Working at this level requires responsibility, both to oneself and to the financial industry, because the outcome of a multibillion-dollar transaction can determine the fate of entire companies — and sometimes, a whole country’s national strategy stands behind it. You recognise the larger mission of the work you’re doing — that thanks to a specific transaction, a particular company or group of shareholders achieves its goals. That moves the industry and the economy as a whole forward and serves as an integral part of the financial world. I liked the particular features of different geographical regions, but I wanted to work strategically and deal directly with M&A. Three years later, I moved to the IBD department in the Natural Resources sector where I could work with the entire range of corporate transactions.

What makes the transactions in this division interesting?

Our team has an extensive range of tasks covering various sectors — oil, energy, renewable resources, mining and infrastructure. This is what made the transition to this team attractive for me. I focus on the energy sector, as well as the customary oil and gas field, and on renewable resources, where an industrial revolution is taking place.

In 10-20 years, we will consume and produce energy in a completely different way, and that transformation is happening now: renewable energy sources have become profitable, the use of electric cars is booming, large investments are being directed to hydrogen energy, etc. In the future, the energy system will become so automated and connected to various sources of energy that consumers of that energy will simultaneously be its producers at the very times when it is in demand.

For me, this phenomenon is very attractive because it provides excellent opportunities for communicating with the client and crystallising their goals with the help of corporate transactions. That is why I now try to position myself as a banker who covers both the traditional oil and gas sector and new, developing areas of renewable resources and infrastructure projects — and who has extensive experience conducting various types of corporate transactions.

How intense is your work? Investment banking seems to involve a great deal of psychological stress.

Investment banking work involves transactions and deadlines. Unlike consulting, you work with multiple transactions and projects simultaneously. The number of hours you work depends on the breadth of your project range and the deadlines. And yes, the workload in IB is enormous and so the industry is currently reviewing the corporate paradigm because there is an urgent need to find a certain work-life balance for employees.

Having a hobby is vital and allows you to regularly recharge your batteries, but working in IB makes it almost impossible to find time for yourself

I get a charge out of sports — football, tennis and downhill skiing and I once even took part in a cross-country skiing half-marathon in St. Moritz. I love to travel and have visited 30 countries. I also like music and compose electronic music tracks. I play guitar and piano and I read a lot — more than 25 books a year. Of course, I really like investments, but only within the context of my job.

What advice would you give to students who are planning to pursue finance work in London?

The main thing is to prepare your launch platform in advance. The London financial world is really very competitive. First-year students need to already start thinking about what types of internships to take and which summer schools to attend to build a decent portfolio. For example, if you complete an internship after your third year, you can get a job offer and graduate from the university, already knowing that you are an employee of a large company, thus bypassing the cost of a master’s degree.

The second important point is to keep the door open for various career paths, to try to develop a professional outlook, see what the market offers, where it is most interesting and the best fit for you. In 2-3 years, trends might change and a greater number of opportunities for professional development might open up in different areas. If you like investments, maybe you should pursue that path right from the start and just bypass banking. If you really want to get international experience, then the surest bet is to continue your studies abroad and get a feel for the labour market there. You can also take a job with an international company and rotate into postings that will give you experience in other countries.

I would advise today’s students to ‘stay hungry’, try new things and not be afraid of uncertainty, not be in a hurry and not worry about making mistakes because they provide an outstanding experience. If you don’t make mistakes, it means you didn’t set the bar high enough. The most important thing is to try to enjoy the process of getting there, as much as the results themselves.

Why do you think Forbes named you the 30 Under 30 winner in Finance? What achievements have you chalked up so far?

I think several factors played a role here. For example, there is my truly extensive range of transactions, including a total of more than $125 billion in more than seven years of work at Goldman Sachs, as well as various types of transactions in different markets and locations. It is the successful results of your transactions that give you prestige in the financial industry. My team’s highest-profile projects include the world largest IPO of $29 billion for Saudi Aramco. Of course, I take professional pride in the work that’s been done.

For me, success lies in the possibility for personal development, learning something new every day, growing as a team member in terms of responsibilities, skills and our monetary base. For me, the main criterion for success is that you expand your potential every day. Working at Goldman Sachs, I was pleased to find that the limit of my capacities has kept growing, even when I was sure that I had reached the ceiling.

The basic factors of success are the education and skills instilled by your family and university, as well as your hobbies. My family taught me that I could achieve a great deal with the help of knowledge and hard work, and HSE and ICEF taught me how to solve different types of tasks. It’s nice that my professional achievements were recognised by a well-known ranking, but in reality, those accomplishments belong not only to me but also to my family.

О проекте
«Конструктор успеха»

Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.

Весной 2021 года выпускник МИЭФ Олег Безумов стал одним из вышкинцев, попавших в победители рейтинга Forbes «30 до 30» в номинации «Финансы и инвестиции». Олег является исполнительным директором в инвестиционно-банковском отделе Goldman Sachs (Лондон), где стал ключевым участником крупнейшего в мире IPO в 29 млрд. долларов для нефтяной компании Saudi Aramco. В интервью «Конструктору успеха» он рассказал, почему жизнь в Лондоне полезна для личностного роста, как спорт способствует карьерным успехам, чем измеряется престиж в инвестиционном бизнесе, а также – о пользе нетворкинга и знакомстве с Дэвидом Бэкхемом.

Ваша жизнь тесно связана с Лондоном, вы с детства мечтали об этом городе?

Родился я за полярным кругом – в городе Нарьян-Мар Архангельской области. Когда мне было три года, семья переехала в Самару, где жил и учился до конца 11 класса. К окончанию учебы в гимназии я понял, что хочу заниматься экономикой и финансами. Я выбрал лучший для себя вуз – Вышку – и самую перспективную в этом направлении программу МИЭФ. Финансы мне понравились благодаря курсам, которые проходили тогда в моей гимназии, параллельно я начал учиться торговать акциями – от этого у меня захватывало дух. Конечно, хотелось учиться в одной из самых престижных образовательных организаций в России, к тому же на англоязычной программе и с перспективой получить лучшее российское и западное образование одновременно.

Лондон появился потом, когда я поехал на летние курсы Лондонской школы экономики в 2010-м году. Мне насколько понравился этот город, о котором я к тому моменту уже знал много, что захотелось здесь учиться, работать, да и просто жить.

В лондонской среде представлена вся многогранность культур, концентрация интересных людей просто зашкаливает

Это, пожалуй, было и остается главным моим впечатлением о городе. После я осознал, что лучшего места для того, чтобы получить международный опыт профессиональной коммуникации и расширить кругозор, просто не существует.

В чем в действительности ценность профессионального опыта, полученного в Лондонском мире финансов?

Первое – возможности. Я как хороший специалист хочу быть там, где для меня открываются широкие горизонты. Лондон – это финансовый центр наравне с Нью-Йорком, где есть место для раскрытия твоего профессионального потенциала и наиболее полной самореализации на лучших сделках международного уровня. Второе – Лондон как питательная и вдохновляющая среда. Этот город помогает становиться немного другим человеком в плане требований к себе, как к личности. Ты стараешься критически относиться к собственным поступкам и получать лучшее от разных традиций и их носителей.

В Лондоне ты ощущаешь себя человеком мира, когда учишься принимать и соотносить различные точки зрения, прислушиваться к интересам других людей. По моим наблюдениям, в Москве и в Лондоне люди одни и те же вещи делают по-разному, и чем шире твой интернациональный опыт, тем больше ты понимаешь мир и себя самого. В такой развитой интернациональной среде я увидел много интересных людей с нестандартными идеями, которые и тебя провоцируют на поиск путей мышления вне стереотипов. Такие люди здесь повсюду – в финансах, в предпринимательской среде, в юридической, научной, они создают культуру заслуженного успеха, достигнутого в том или ином профессиональном деле. Среди них ты просто не можешь быть другим и стремишься тоже стать лучшим в своих навыках.

Окружение вообще очень важно для человека по жизни. В предыдущем интервью я говорил о том, что для меня МИЭФ – это, в первую очередь, люди, то есть такие студенты, которые очень мотивированны и хотят достичь успеха там, где они могут быть наиболее полезны и эффективны. Все это вместе с выдающимся составом преподавателей и поддержкой администрации МИЭФ способствует здоровой конкуренции и быстрому росту. В Лондоне такая среда выражена наиболее ярко, и ты ценишь ее еще больше.

Вы закончили обе программы с отличием, что помогало так усердно учиться?

Я закончил школу с золотой медалью и думал, что для МИЭФ хватит моего запаса знаний по математике, но требования были высокими, пришлось достигать новых высот и многому учиться. Например, для меня изначально большой проблемой был английский язык, я его начал по-настоящему учить только в 11 классе.

Первые полгода я ходил на лекции с диктофоном, потом переслушивал записи в общежитии и потихоньку привыкал к английской терминологии

Было непросто подтягивать экономику и иностранный язык одновременно, когда одно было неотделимо от другого, поскольку весь учебный процесс в МИЭФ построен на английском языке. На первом курсе сначала было полное ощущение, что достижения вроде красного диплома для меня – за гранью реальности, но, несмотря на это, старался добиваться своего результата.

Благодаря хорошей успеваемости по окончании первого курса я получил максимальную скидку на оплату обучения. Включился соревновательный процесс – в конце каждой четверти ты ждешь нового места в рейтинге и как спортсмен стараешься прыгнуть выше своего максимума. Я всегда стремился быть хорошим студентом, но реальный импульс дает тот факт, что в МИЭФ ты видишь плоды своего труда, твои успехи не останутся незамеченными. Это помогает студентам получить отличный финальный результат.

Кстати, о спорте. В Вышке вы с успехом занимались футболом. Командный спорт помогает в учебе, в жизни?

Я всегда хотел быть многогранным человеком, и спорт – одна из сфер, где я смог себя хорошо проявить, что стало для меня моментом социализации. Футболом я занимался еще в Самаре, у меня в МИЭФ было много единомышленников, поэтому однокурсники создали команду ICE Footballers и разожгли интерес к этому виду спорта у других студентов. В том числе благодаря футболу за годы учебы сформировался костяк моих друзей, по сей день мы тесно общаемся и видимся каждый раз, когда я приезжаю в Москву.

Перед началом учебы в МИЭФ с нами проводили интервью, и первый мотив к успеху, который мы получили, заключался не в призыве к учебным достижениям, а во фразе: «Мы выиграем эту спартакиаду по футболу, правда ведь?». Это было так просто и очевидно, что побудило нас сплотиться и быть лучшими – к четвертому курсу команда МИЭФ стала чемпионами Вышки по мини-футболу, а обладание новыми трофеями только подстегивало нас к вызовам. Вышка в этом плане – уникальный вуз, где студентам дают возможность развивать разные интересы, каждый сезон по выходным у нас проходили матчи, люди этим жили, ждали матчей как праздника – вот уже почти конец недели, и мы будем с кем-то играть!

c футбольной командой МИЭФ

Здесь в Лондоне я продолжаю заниматься футболом почти каждые выходные, и это расширило мои социальные связи и принесло много новых друзей. Футбол подарил мне круг интересных знакомых, с которым так или иначе идешь вместе по жизни.

Расскажите о том, почему решили поступать в Imperial College? В Лондон, разумеется.

После Летней школы в ЛШЭ и стажировки в «Росатоме», я понял, что еще не готов полностью погрузиться в индустрию и очень хочу получить международный опыт. Лучшим вариантом было поступить в британскую магистратуру, после которой можно было получить оффер в Лондоне. С другой стороны – хотелось узнать что-то новое, более узкоспециализированное, при этом на выбранной программе я мог заниматься любимыми математическими предметами.

Imperial College представлял собой правильный баланс прикладного и количественного: углубленная математика для финансистов и возможность выбрать во втором полугодии нужные и новые для меня факультативы. Другие магистерские программы показались более теоретическими, но при той обширной базе знаний, которую я обеспечил себя в МИЭФ, хотелось получить прикладной фокус.

Как за год магистратуры можно чему-то выучиться и еще подготовить себя к выходу на лондонский рынок труда?

Надо просто «спать быстрее», как шутят мои коллеги. Да, это была трудная задача. Магистратура для меня послужила ключом к работе, это было главной целью. Когда в первом полугодии я мог расслабиться на предметах, которые отлично знал еще в МИЭФ, то переключался на поиск вакансии. Я сделал более 100 рассылок резюме, и моим первым местом работы стала компания Nutmeg Investment Management, сейчас она управляет несколькими миллиардами фунтов по направлению multi-asset ETFs в Лондоне. Недавно ее выкупил банк J.P. Morgan – приятно следить за успехами Nutmeg даже спустя годы после моего ухода.

Поиск работы – это такая же фуллтайм работа, где нет никакого секрета, кроме правила больших чисел, подготовки к интервью и нетворкинга

Надо больше подавать резюме, сделав его качественным, развивать сеть знакомств и думать о том, какое впечатление ты производишь на людей из профессиональной среды. У кого-то получается найти работу в Лондоне в начале учебного года, у кого-то – к концу, иногда можно остаться без предложений. Все зависит от интенсивности твоей активности в этом направлении, и в какой-то мере – удачи. Но удача порой приходит тогда, когда ты полностью готов к новой возможности.

Какие у вас были ожидания от работы?

У меня было открытие: финансовый мир многогранен. Когда мы учимся в Москве, то думаем, что нас как выпускников программы по финансам ждут два пути: консалтинг и банкинг. Когда приезжаешь в Лондон или Нью-Йорк, то понимаешь, что есть масса различных сфер в финансах, где ты можешь найти работу. Для меня поиск работы стал процессом познания профессии, я был открыт ко всему и не ставил себе никаких рамок в плане выбора бренда или направления – ресерч, банкинг, управлением активами, аналитика, quant analysis. Мне было все очень интересно, я отчаянно хотел работать в финансах в Лондоне. Но, надо признать, что фокус и конкретный запрос помогают быстрее найти подходящее место. После того, как я определил для себя максимум путей, старался выделить 4-5 сфер, где могу начать работать и при этом оставить двери открытыми для различных карьерных вариантов. В итоге я сначала попал в asset management, а потом все-таки перешел в банкинг.

Вы с легкостью поменяли направление?

Скорее, с интересом, потому что направления абсолютно разные. Я уже более семи лет в Goldman Sachs, а перешел сюда потому, что сфера управления активами с долгосрочным фокусом показалась мне не динамичной. Работа с активами заключалась в изучении рынка и аналитике, раз в месяц ты получаешь немного активности в виде балансировки ETF портфеля. Еще надо было программировать и делать модели для подсчета исторической доходности, чтобы использовать их для рекламной кампании.

В каждом втором вагоне в лондонской подземке была реклама Nutmeg с цифрами исторической доходности, подсчитанными по моей модели

Здесь аналитика хоть и зашкаливала, но активности не хватало. Когда я перешел в IB, то, наоборот, динамика зашкаливала. Это был взлет социальной активности, несмотря на то, что я продолжал заниматься финансовым моделированием и аналитикой. В банкинге мне очень понравился новый баланс этих компонентов.

Какие факторы способствовали успеху вашей карьеры в Goldman Sachs?

Развитие в инвестбанкинге стандартизированное – пару лет ты аналитик, четыре года на уровне Associate, дальше исполнительный директор (или вице-президент), и потом остается 6-8 лет до управляющего директора в отделе. Рост предсказуем, если ты действительно хорошо работаешь. Сначала я был в команде, покрывающей развивающиеся рынки в сфере акционерного капитала, и занимался Россией и СНГ (например, Детский Мир IPO и Полюс re-IPO), Ближним Востоком, Центральной и Восточной Европой и Африкой. Аналитика и сделки, в том числе на российском акционерном капитале, были уникальным опытом. Это стало моим крепким фундаментом карьеры в банкинге. Даже посчастливилось познакомиться с Дэвидом Бэкхемом – кумиром моего детства. Однажды он пришел в наш офис как спикер от UNICEF.

Каждый день моей работы был новостью, я узнавал что-то интересное, впитывал события как губка. Главным мотивом моего драйва был тот факт, что ты видишь результаты своей работы – довольного клиента и довольную команду – и можешь ими гордиться. У тебя «живые» сделки, результаты которых отражены в публичном пространстве – некоторые из них на обложке Financial Times и на первых полосах Bloomberg.

Крупнейшие в мире IPO по версии Bloomberg

Работа на таком уровне требует ответственности и перед собой, и перед финансовой индустрией, поскольку исход многомиллиардной сделки может решить судьбы компаний, а иногда за этим стоит и стратегия всей страны. Ты осознаешь миссию работы, что благодаря конкретной сделке, та или иная компания или акционеры реализовывают свои цели, это двигает индустрию и экономику в целом, это неотъемлемая часть финансового мира. Мне нравилась специфика разных географических направлений, но возникло желание заниматься стратегическими вещами и непосредственно работать с M&A, и спустя три года перешел в отдел IBD, в сектор Natural Resources, где мог покрывать весь спектр корпоративных сделок.

Чем интересно это подразделение в плане тематики сделок?

У нашей команды обширный спектр задач, который покрывает различные сектора – нефтянку, энергетику, возобновляемые ресурсы, горно-добывающую промышленность и даже инфраструктурный сектор. Этим переход в новую команду и был для меня привлекателен. Мое направление – это сектор энергетики, как и привычные нам нефть и газ, так и возобновляемые ресурсы, где сейчас происходит индустриальная революция.

Через 10-20 лет мы будет потреблять и производить энергию совсем по-другому, и трансформация происходит сейчас: возобновляемые источники энергии стали прибыльными, идет стремительный рост использования электрокаров, большие инвестиции направляются в водородную энергетику и т.д. В будущем энергетическая система станет настолько автоматизированной и связанной с различными источниками энергии, что потребители этой энергии будут одновременно и ее производителями в те моменты времени, когда на это будет спрос.

Для меня этот феномен очень привлекателен, потому что дает большие возможности для общения с клиентом и кристаллизации их целей при помощи корпоративных сделок. Поэтому я сейчас стараюсь себя позиционировать как банкир, который покрывает и традиционный сектор нефти, и газа, и новые развивающиеся направления возобновляемых ресурсов и инфраструктурных проектов, кроме того – также имеет широкий опыт проведения различных типов корпоративных сделок.

Насколько интенсивна ваша работа? Кажется, IB требует невероятного психологического напряжения.

Работа в IB тесно связана со сделками, которые в свою очередь не отделимы от сроков. В отличие от консалтинга в твоем распоряжении определенное количество сделок, и ты занимаешься несколькими проектами одновременно. Количество часов твоей работы исходит из того, насколько широко направление, в котором ты работаешь, и каковы сроки. Да, в IB колоссальная нагрузка, поэтому индустрия сейчас пересматривает корпоративную парадигму, есть насущная потребность найти для сотрудников некий work life balance.

Наличие хобби жизненно необходимо и позволяет тебе регулярно возобновлять внутренние ресурсы, но, работая в IВ, почти невозможно найти на себя время

Меня заряжает спорт – футбол, теннис, горные лыжи, однажды я даже участвовал в полумарафоне по беговым лыжам в Санкт-Морице. Я обожаю путешествовать и объездил 30 стран, занимаюсь музыкой – пишу электронные треки, играю на гитаре и пианино, много читаю – более 25 книг в год. Конечно, очень люблю инвестиции, но в меру дозволенного в рамках работы.

Что бы вы могли посоветовать студентам, которые планируют работать в Лондоне в финансах?

Главное – готовить свою стартовую платформу заранее. Финансовый мир Лондона действительно очень конкурентный, студенту первого курса уже надо задуматься о том, какие стажировки проходить, в какие Летние школы ездить, чтобы набрать достойное портфолио. Например, если удачно пройти стажировку после 3 курса, можно получить оффер и выпускаться из университета, уже зная, что ты – сотрудник крупной компании, минуя затраты на магистратуру.

Второй важный момент – держать двери открытыми для различных путей карьеры, стараться набирать профессиональный кругозор, смотреть, что есть на рынке, где вам интереснее, комфортнее. Через 2-3 года тренды могут поменяться, при этом становится все больше возможностей найти себя в разных сферах. Если вам нравятся инвестиции, может стоит ими заняться сразу, минуя банкинг. Если действительно хочется получить международный опыт, то наиболее удачный способ – это продолжить учебу за рубежом, прощупывая местный рынок труда. Также можно работать в международных компаниях и через ротацию получать опыт в других странах.

Я бы посоветовал нынешним студентам всегда оставаться «голодным», пробовать новое и не бояться неопределенности, идти легким шагом и не переживать за промахи, потому что это величайший опыт. Если вы не ошибались, значит вы не брали достаточно высокую для себя планку. Самое главное – старайтесь получать кайф как от процесса своего движения, так и от результатов.

Как вы считаете, почему Forbes выбрал вас, как победителя рейтинга «30 до 30» в номинации «Финансы»? В чем заключаются ваши успехи на данный момент?

Думаю, здесь сыграли роль нескольких факторов. Например, действительно обширное покрытие сделок – в совокупности это свыше 125 млрд. долларов за более чем семь лет работы в Goldman Sachs, а также различные типы сделок на разных рынках и географических точках. Именно успешные результаты сделок формируют твой престиж в финансовой индустрии. Среди особенно громких проектов моей команды – крупнейшее в мире IPO в 29 млрд. долларов для Saudi Aramco. Безусловно, я испытываю профессиональную гордость за проделанную работу.

Для меня успехи заключаются в возможности самореализации, когда ты каждый день узнаешь что-то новое, растешь в коллективе в отношении обязанностей, навыков, монетарной базы. Для меня главный критерий успеха в том, что ты каждый день расширяешь свой потенциал. Работая в Goldman Sachs, я с удовольствием отметил, что планка моих возможностей способна передвигаться вверх даже, когда ты уверен, что достиг потолка.

Базовый фактор успеха – это образование и навыки, заложенные семьей и университетом, а также увлечения. Семья дала мне понимание того, что при помощи знаний и труда многое достижимо, а Вышка и МИЭФ научили решать разные виды задач. Приятно, что мои профессиональные достижения были отмечены известным рейтингом, но в действительности они принадлежат не только мне, но и моей семье.