109028, Москва,
Б. Трехсвятительский пер, 3,
офис 436
email: mkatkova@hse.ru
Телефон: 7 (495) 772-95-90
(доб. 23017)
Сетевые ресурсы Кафедры ЮНЕСКО НИУ ВШЭ
Журнал "Труды по Интеллектуальной Собственности"
Якимовская Н. Л., Примакова А. В., Федотов М. А.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2026.
Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2025. № 4. С. 141-151.
В кн.: Информационное право : учебник для вузов. Издание 3-е, переработанное и дополненное. Юрайт, 2025. Гл. 4. С. 199-246.

28 ноября помощник директора Кафедры ЮНЕСКО НИУ ВШЭ, Мария Каткова, приняла участие в вебинаре Центра медиапрактик НИУ ВШЭ “Как говорить о музее так, чтобы о нем заговорили все”.
Ключевым спикером мероприятия стал Николай Полидовец — эксперт по музейным медиа.
Николай отметил, что основой любого музея является его коллекция, будь то картины, археологические предметы или любые другие экспонаты. Именно коллекция является ядром любого продвижения.
Был отмечен ряд способов продвижения музея в медиапространстве: это флагманские мероприятия, например, праздники или дни, связанные с известными историческими личностями, ночь музеев (и ночь искусств), авторские экскурсии, квесты, концерты и иные события в музейном пространстве. Также хорошей основой для продвижения могут стать рассказы об истории музея, его основании, коллекциях.
Также Николай отметил, что во многом продвижение музея связано и с его образом: речь о том, что музей — это не просто место экспонирования, но и образовательный центр, место организации досуга, место для дискуссии и, конечно, хранилище интересного. Так, хорошим инфоповодом может стать “внутренняя кухня” музея, например, рассказы о реставрации или приобретении экспонатов.
Далее речь пошла уже о том, как именно можно рассказать о музее.
Прежде всего, было отмечено, что музей должен формировать собственную инфополитику и своё медиапространство, анализировать СМИ и сотрудничать с ними, позиционировать себя в качестве культурного центра местности, что особенно актуально для региональных музеев.
Кроме того, важна команда: это и инфоблок музея, и его управленческий блок, и сообщество “друзей музея”: амбассадоров, инфлюенсеров, волонтёров.
Также Николай подчеркнул важность партнёрств: как с брендами — для привлечения их аудиторий, так и с другими музеями и культурными организациями. В частности, хорошим поводом для такого партнёрства служат совместные выставки. Выставка позволяет создать множество инфоповодов: от освещения подготовки к ней (перевозки предметов, их распаковки и организации в музейном пространстве) до подведения её итогов. Также в этом могут помочь предпоказы, пресспоказы, специальные события, посвящённые выпуске.
Николай подчеркнул, что продвижение любого музея связано не только с его медиаобразом, но и с его доступностью — одним из ключевых культурных прав. Музей должен организовывать свои пространства так, чтобы они были доступны всем посетителям, и они не мешали друг другу в ходе посещений. Это особенно важно в контексте крупных музейных событий: выставок, концертов и т.д.
В конце вебинара образовался блок вопросов-ответов, посвящённый продвижению музея в медиа. Участники дискуссии отметили её плодотворность и полезность как для практической деятельности в сфере музейного дела, так и для всех, кому интересны музеи.