Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
109028, Москва,
Б. Трехсвятительский пер, 3,
офис 436
email: mkatkova@hse.ru
Телефон: 7 (495) 772-95-90
(доб. 23017)
Сетевые ресурсы Кафедры ЮНЕСКО НИУ ВШЭ
Журнал "Труды по Интеллектуальной Собственности"
Программы и дициплины на 2022-2023 годы
Разработчики: директор Кафедры ЮНЕСКО НИУ ВШЭ, д.ю.н., пофессор Федотов Михаил Александрович; к.ю.н., профессор; Дейнеко Алексей Геннадьевич; к.ю.н., профессор, Монахов Виктор Николаевич; к.ю.н., старший преподаватель Якимовская Наталья Леонидовна.
Аннотация
НИС «Право массовых коммуникаций» представляет собой учебный курс, в рамках которого студенты осваивают правовое регулирование организации и функционирования средств массовой информации и так называемых «новых медиа», образующих в своей совокупности сферу средств массовых коммуникаций или медийную экосистему современного общества.
Особенностью данного курса является то, что в его рамках каждый студент выбирает тему курсовой работы и в течение отведенного на курс периода готовит ее, обсуждая с преподавателем и коллегами. В рамках каждого семинарского занятия обсуждается, таким образом, несколько тем, что позволяет студентам высказываться о темах коллег. Участие в семинарских (практических) занятиях и подготовленная письменная работа оцениваются по отдельности. В рамках курса студенты смогут углубить свои познания в области информационного права и получить целостное представление о назначении, характере, содержании и особенностях текущего российского законодательства о средствах массовых коммуникаций (СМК), ознакомиться с зарубежным медийным законодательством. Рассматривая конкретные кейсы из правоприменительной практики, в том числе Европейского суда по правам человека, Конституционного Суда и Верховного Суда РФ, студенты смогут освоить логику норм, регулирующих правоотношения в сфере массовых коммуникаций, разобраться в правовых позициях, касающихся свободы выражения мнений и hate speech, диффамации и нарушения privacy, тайны источника информации и правового статуса журналистов, особенностей правового положения блогеров.
Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы бакалавриата
Участию в Научно-исследовательском семинаре «Право массовых коммуникаций» должен предшествовать курс «Информационное право».
Целями освоения дисциплины:
- выработка навыков обсуждения и самостоятельной подготовки письменной работы по одной из тем в рамках курса;
- формирование представлений о правовых основах регулирования деятельности СМИ, журналистов, блогеров;
- формирование представлений о применении тех или иных норм законодательства о СМИ, о правах и обязанностях журналистов, о рекламе;
- формирование и закрепление практических навыков и умений будущих медиаюристов.
Базовая презентация курса
2. «Право цифровых платформ, социальных сетей и интернет-агрегаторов»
Разработчики: Будник Руслан Александрович, д.ю.н., профессор, Дейнеко Алексей Геннадьевич, к.ю.н., профессор, Монахов Виктор Николаевич, к.ю.н., Примакова Алина Викторовна, к.ю.н.
Аннотация
Стремительное развитие и рост количества цифровых платформ, вызванный тенденцией к снижению транзакционных издержек и алгоритмизацией процессов, ускорил цифровую трансформацию как отдельных общественных отношений, так и целых отраслей экономики. Достаточно сложно представить жизнь современного человека без использования платформенных решений таких цифровых гигантов как Facebook, Google, Яндекс, Amazon, Alibaba, Uber или, например, Booking или Airbnb.
Тем не менее, уже фактически сформировавшийся достаточно объемный блок отношений остаётся явно недостаточно урегулированным как на уровне международного, так и на уровне национального права, оставляя их регулирование и его трактовку на усмотрение правообладателей/администраторов самих цифровых платформ, социальных сетей и интернет-агрегаторов.
Основной целью данной учебной дисциплины является систематизация и структурирование знаний студентов применительно к общественным отношениям, связанным с деятельностью цифровых платформ, социальных сетей и интернет-агрегаторов, а также их ознакомление со сложившимися на практике подходами к толкованию норм права в указанной сфере.
Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы бакалавриата определяется комплексным характером рассматриваемых отношений. Учебная дисциплина опирается как на базовые отрасли права (теория права, конституционное право, уголовное право, гражданское право), так и на специализированные (информационное право, право интеллектуальной собственности, банковское (финансовое) право, и др.). Кроме того, успешное освоение учебной дисциплины позволит обучающимся продолжить проработку выявленных правовых проблем в исследуемой сфере на уровне магистратуры или аспирантуры.
Целями учебной дисциплины являются:
1. Формирование у обучающихся представления о правовой природе цифровых платформ, их специфике и классификации, особенностях правового регулирования отдельных типов цифровых платформ, социальных сетей и интернет-агрегаторов, а также их элементов.
2. Ознакомление с элементами правоотношений, складывающихся в связи с функционированием цифровых платформ, социальных сетей и интернет-агрегаторов такими как: специфический круг субъектов и объектов правоотношений, содержание их взаимоотношений, нормы права и практика их применения.
3. Формирование практических навыков и умений будущих юристов проводить оценку и нивелирование юридических рисков как для правообладателей/операторов цифровых платформ, социальных сетей и интернет-агрегаторов, так и для их пользователей.
Планируемые результаты обучения:
– понимание обучающимися правовой природы и специфики правового регулирования различных типов цифровых платформ, социальных сетей и интернет-агрегаторов в соответствии с различными классификациями;
– формирование у обучающихся представления о применении правовых норм как в отношении цифровых платформ, социальных сетей и интернет-агрегаторов в целом, так и в отношении отдельных их элементов;
– умения обучающихся оценивать правовые риски и принимать меры по их минимизации для правообладателей/операторов цифровых платформ, социальных сетей и интернет-агрегаторов, так и для их пользователей.
Базовая презентация курса
3. «Правовое регулирование рекламы и цифрового маркетинга (digital marketing)»
Разработчики: д.ю.н., профессор Шаблинский Илья Георгиевич*, д.ю.н. Будник Руслан Александрович, к.ю.н. Примакова Алина Викторовна.
Аннотация
Цифровая трансформация экономики особенно ярко проявляется на рынке рекламы, актуальной тенденцией развития которого является рост объема рекламы в сети Интернет (цифровой рекламы) и формирование новых маркетинговых инструментов.
Законодательство не успевает адаптироваться к новациям рекламного рынка, в связи с чем в правоприменительной практике появляются неурегулированные законодательством виды рекламы, такие как, например, реклама в социальных сетях и мессенджерах, которая активно проникает в информационное пространство пользователей без согласия с их стороны.
Роль регулятора цифровой рекламы взяли на себя транснациональные цифровые платформы (Facebook, Google, Яндекс, Telegram и др.), которые являются фактическими правообладателями и операторами инструментов интернет-маркетинга. Такое положение вещей приводит к возникновению споров, связанных с ограничением прав пользователей и рекламодателей цифровых платформ. Органы государственной власти, осуществляющие надзор и контроль в сфере рекламы, сегодня не предлагают эффективных правовых механизмов для регулирования цифровой рекламы.
Существенной проблемой отрасли стал дефицит квалифицированных юристов в сфере рекламы и маркетинга, в связи с чем целью данной учебной дисциплины является не только систематизация и структурирование знаний студентов применительно к сфере отношений, связанных с деятельностью в сфере рекламы, но и формирование новых практических компетенций у студентов с учетом сложившихся на практике подходов к толкованию тех или норм права в сфере рекламы как в России, так и за рубежом.
Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы бакалавриата определяется комплексным характером рассматриваемых отношений. Учебная дисциплина опирается как на базовые отрасли юридической науки (теория права, конституционное право, административное право, гражданское право), так и на специализированные (информационное право, право интеллектуальной собственности, предпринимательское право, и др.). Успешное освоение учебной дисциплины позволит обучающимся как успешно применить полученные знания и компетенции на практике, так и продолжить проработку правовых проблем в исследуемой сфере на уровне магистратуры и аспирантуры.
Целями учебной дисциплины являются:
1. Формирование представления о правовых основах регулирования рекламы и рекламной деятельности в России и за рубежом, основных принципах и тенденциях развития правового регулирования цифрового маркетинга.
2. Ознакомление с отдельными элементами правоотношений в сфере цифрового маркетинга, в частности, отношениями рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и потребителей рекламы.
3. Формирование и закрепление практических навыков и умений будущих юристов по рекламе, направленных на проверку соответствия рекламной информации, а также способов ее распространения требованиям законодательства Российской Федерации.
Планируемые результаты обучения:
– Формирование представлений о правовых основах регулирования рекламы и рекламной деятельности в России и за рубежом, основных принципах и тенденциях развития правового регулирования цифрового маркетинга.
– Формирование представлений о применении тех или иных норм законодательства о рекламе к отношениям в сфере цифрового маркетинга и юридической ответственности в сфере рекламы.
– Формирование и закрепление практических навыков и умений будущих юристов по рекламе, направленных на проверку соответствия рекламной информации, а также способов ее распространения требованиям законодательства Российской Федерации.
Базовая презентация курса:
4. «Феномен трансгуманизма: человек как медиа средство»
Разработчики: член Кафедры ЮНЕСКО НИУ ВШЭ, д.ю.н., профессор Будник Руслан Александрович
Аннотация
Научно-технический прогресс открыл возможности для совершенствования человека через абсорбцию компьютерных, био- и генно- инженерных технологий, преодоления естественных ограничений в реализации его интеллектуального и физического потенциала, переноса сознания на более долговечный небиологический носитель, а также для создания конвергентных – киберфизических, технобиологических форм разумной жизни. Развитие в данном направлении, его философское, правовое, медийное и другие научные измерения составляет собой явление трансгуманизма. Автором научной концепции и современной трактовки термина трансгуманизм является известный учёный и первый генеральный директор ЮНЕСКО Джулиан Хаксли. Наибольшей ценностью трансгуманизма Хаксли считал то, что он связывает между собой науку и искусство.
Явление трансгуманизма как инновация прорывного характера оказывает влияние на правовые основы общества, порождает дискуссии в кругах социологов и юристов, способствует выработке законодательных новелл, направленных на упорядочение и регулирование отношений, складывающихся в данной области.
Ключевыми вопросами исследования трансгуманизма является место человека в новом мире, и то, как он и как на него влияют тектонические сдвиги в устройстве общества, происходящие под натиском критических новаций, вторгающихся в ментальную и физическую сущность человека.
В рамках данного курса мы изучим феномен трангуманизма с научно-профессиональных позиций философа, специалиста по медиа коммуникациям и юриста.
Целями учебной дисциплины являются:
Планируемые результаты обучения:
– знание концептуальных положений философии трансгуманизма, целей международного движения трансгуманистов и результатов практической реализации трансгуманистических подходов;
– умение анализировать соображения пропонентов и оппонентов трансгуманистических концепций и технологий; способность прогнозировать влияние трансгуманизма на развитие информационных отношений, медиа средств и законодательства в современном обществе;
– умения принимать решения с учётом перспектив и возможностей, обусловленных практическим воплощений идей, подходов и технологий трансгуманизма.
Базовая презентация курса:
* Илья Шаблинский включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.