Программа Форума

20 и 21 октября, очное и онлайн участие (параллельные программы)

21 октября, очные площадки

21 октября, онлайн-площадки

20 октября, пятница

Очное участие: Москва, Покровский бульвар, 11 (Корпусы Z и R).

09:30 – 10:00

РЕГИСТРАЦИЯ УЧАСТНИКОВ

Холл 1 этажа Центра культур

Покровский бульвар, 11, стр. 6 (Корпус Z), Вход 4 со стороны ул. Воронцово поле. 

10:00 – 11:00

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТОВ НИУ ВШЭ И ПАРНЕРОВ ФОРУМА ДЛЯ ШКОЛ

Холл 2 этажа, холл 3 этажа Центра культур

Покровский бульвар, 11, стр. 6 (Корпус Z), Вход 4 со стороны ул. Воронцово поле. 

11:00 – 12:15

ПЛЕНАРНАЯ ДИСКУССИЯ «РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА ШКОЛЫ И УНИВЕРСИТЕТА»

Z201, Большой зал Центра Культур

Покровский бульвар, 11, стр. 6 (Корпус Z), Вход 4 со стороны ул. Воронцово поле. 

12:15 – 12:45

КОФЕ-ПАУЗА

Холл 3 этажа Центра Культур

Покровский бульвар, 11, стр. 6 (Корпус Z), Вход 4 со стороны ул. Воронцово поле. 

Конференция для школьников «Наука с 1000 лиц»

Секция форума посвящена рассмотрению позитивного опыта и проблем формирования научной среды в школьном образовании на примере конференции «Наука с тысячью лиц», которая уже третий год проводится в Лицее НИУ ВШЭ. Миссией конференции является создание среды энтузиастов науки без конкуренции, оценки и коммерции, в которой может обсуждаться научное знание и выстраиваться диалог образования и науки. 

Шутова Татьяна Николаевна, преподаватель Лицея НИУ ВШЭ

Конференция для школьников «Наука с 1000 лиц»

Секция форума посвящена рассмотрению позитивного опыта и проблем формирования научной среды в школьном образовании на примере конференции «Наука с тысячью лиц», которая уже третий год проводится в Лицее НИУ ВШЭ. Миссией конференции является создание среды энтузиастов науки без конкуренции, оценки и коммерции, в которой может обсуждаться научное знание и выстраиваться диалог образования и науки. 

Шутова Татьяна Николаевна, преподаватель Лицея НИУ ВШЭ

Инструменты развития критического мышления в старшей школе: опыт Лицея НИУ ВШЭ

На секции будут продемонстрированы основные походы к формированию критического мышления и иных универсальных компетенций, которые наработаны в Лицее НИУ ВШЭ. Акцент будет сделан на форматах построения уроков, особенностях проектирования программы, разработке диагностических инструментов.

Гиринский Александр Андреевич, методист, заведующий кафедрой ТОК Лицея НИУ ВШЭ

Инструменты развития критического мышления в старшей школе: опыт Лицея НИУ ВШЭ

На секции будут продемонстрированы основные походы к формированию критического мышления и иных универсальных компетенций, которые наработаны в Лицее НИУ ВШЭ. Акцент будет сделан на форматах построения уроков, особенностях проектирования программы, разработке диагностических инструментов.

Гиринский Александр Андреевич, методист, заведующий кафедрой ТОК Лицея НИУ ВШЭ

Социально полезная деятельность (СПД) в Лицее НИУ ВШЭ

Социально полезная деятельность в Лицее имеет десятилетнюю историю становления и носит авторский характер. Перед командой педагогов стояла задача систематизации видов данной деятельности - от детской инициативы или заказа взрослого до постоянно действующего проекта, определенных шагов лицеиста на пути к достижению цели, в которой заложена социальная проблематика. Это потребовало разработки критериев оценивания. Не менее важной задачей стал вопрос включения СПД в рейтинг лицеиста. Роль СПД в формировании личности лицеиста, приобретение важных навыков для последующей жизни, умение рефлексировать над проделанным, признавать, что не любая деятельность является полезной для общества, а также проблемы, с которыми столкнулись педагоги - вот те немногие аспекты для обмена опытом, который мы хотели бы предложить для обсуждения в профессиональном сообществе.

Оганесян Марина Рафаеловна, заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ

Нигаматуллина Анна Юрьевна, педагог-организатор Лицея НИУ ВШЭ

Социально полезная деятельность (СПД) в Лицее НИУ ВШЭ

Социально полезная деятельность в Лицее имеет десятилетнюю историю становления и носит авторский характер. Перед командой педагогов стояла задача систематизации видов данной деятельности - от детской инициативы или заказа взрослого до постоянно действующего проекта, определенных шагов лицеиста на пути к достижению цели, в которой заложена социальная проблематика. Это потребовало разработки критериев оценивания. Не менее важной задачей стал вопрос включения СПД в рейтинг лицеиста. Роль СПД в формировании личности лицеиста, приобретение важных навыков для последующей жизни, умение рефлексировать над проделанным, признавать, что не любая деятельность является полезной для общества, а также проблемы, с которыми столкнулись педагоги - вот те немногие аспекты для обмена опытом, который мы хотели бы предложить для обсуждения в профессиональном сообществе.

Оганесян Марина Рафаеловна, заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ

Нигаматуллина Анна Юрьевна, педагог-организатор Лицея НИУ ВШЭ

Использование онлайн-курсов Лицея НИУ ВШЭ для реализации школами учебных программ

Погорим о возможности встраивания онлайн-курсов в учебный план и план внеурочной деятельности, о технологии смешанного обучения. Представим каталог онлайн-курсов Лицея НИУ ВШЭ, познакомим с опытом работы организаций-партнеров с нашими онлайн-курсами.

Сетежева Валентина Валериевна, заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ

Использование онлайн-курсов Лицея НИУ ВШЭ для реализации школами учебных программ

Погорим о возможности встраивания онлайн-курсов в учебный план и план внеурочной деятельности, о технологии смешанного обучения. Представим каталог онлайн-курсов Лицея НИУ ВШЭ, познакомим с опытом работы организаций-партнеров с нашими онлайн-курсами.

Сетежева Валентина Валериевна, заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ

Цифровая трансформация и электронная платформа Лицея НИУ ВШЭ

Электронная образовательная платформа Лицея «23:59» ежегодно последовательно развивается, оцифровывая всё больше образовательных и административных процессов: с одной стороны, делая платформу всё более полезной и удобной для лицеистов, родителей, педагогов, с другой стороны, накапливая всё больше данных об учащихся для последующей образовательной и управленческой аналитики. На этой секции обсудим 5-летний опыт Лицея по созданию образовательной платформы, примеры образовательных эффектов от её использования, необходимые условия для развития школы в этом направлении.

Байбурин Рустам Фаильевич., заместитель директора Лицея по развитию

Цифровая трансформация и электронная платформа Лицея НИУ ВШЭ

Электронная образовательная платформа Лицея «23:59» ежегодно последовательно развивается, оцифровывая всё больше образовательных и административных процессов: с одной стороны, делая платформу всё более полезной и удобной для лицеистов, родителей, педагогов, с другой стороны, накапливая всё больше данных об учащихся для последующей образовательной и управленческой аналитики. На этой секции обсудим 5-летний опыт Лицея по созданию образовательной платформы, примеры образовательных эффектов от её использования, необходимые условия для развития школы в этом направлении.

Байбурин Рустам Фаильевич, заместитель директора Лицея по развитию

14:45 – 16:15

МАСТЕР-КЛАССЫ ОТ ЭКСПЕРТОВ НИУ ВШЭ И ПАРТНЕРОВ ФОРУМА

Покровский бульвар, 11, стр. 1 (Корпус R), Вход 3, со стороны Дурасовского переулка. 

Тренды современного медиаобразования

Встреча будет посвящена разговору о вызовах цифрового мира и медиаобразовании. Обозначим возможности использования цифровых инструментов в учебном процессе, а также обсудим важность формирования цифровой культуры педагога, развития навыков медиаграмотности и безопасного поведения в сети у школьников. 

Куманева Ирина Петровна, канд. ист. наук, доцент Института медиа.

Преференции при поступлении для мотивированных школьников: знания и старания всегда ведут к успеху

На мастер-классе факультета довузовсокй подготовки мы разберем какие преференции доступны для школ и родителей/учащихся партнерских школ, вовлеченных в довузовское пространство НИУ ВШЭ.

Абрамова Екатерина Сергеевна, заместитель декана Факультета довузовской подготовки

Школьное китаеведение в современном образовательном ландшафте

В докладе будут рассмотрены некоторые особенности развития обучения школьников китайскому языку и культуре Китая в начале XXI столетия, а также вызовы, с которыми сталкивается «школьное китаеведение» как относительно новое направление. В контексте трансформации образовательного ландшафта и принципов дизайна современного учебного курса будут затронуты вопросы учебно-методического обеспечения дисциплин, связанных с китайским языком и страноведением Китая, интеграции в образовательный процесс проектно-исследовательских технологий и использования ресурсов внеурочной деятельности для развития у обучающихся необходимых навыков и умений в соответствии с актуальными нормативными и методическими требованиями. 

Сизова Александра Александровна, кандидат исторических наук, доцент, заместитель руководителя Школы востоковедения, руководитель Научно-образовательной секции исследований Китая Школы востоковедения Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ,  ведущий автор издательства "Просвещение" по китайскому языку, руководитель авторского коллектива линии УМК «Время учить китайский!» (5-11 классы), руководитель Объединения китайского языка Ассоциации учителей иностранных языков г. Москвы

Как исследования университетов могут стать опорой для реальных практик школ?

Секция посвященна вопросам исследований в образовании и использовании результатов исследований в практике работы школ. 

У вас будет возможность подключиться к обсуждению, сформулировать дополнительные вопросы экспертам, высказать собственные суждения. 

Мероприятие пройдет дискуссионном формате «Аквариум», который позволяет провести небольшие групповые обсуждения в условиях многочисленной аудитории

Среди наших экспертов: 

С.Г. Косарецкий, директор цента общего и дополнительного образования им. А.А Пинского Института образования НИУ ВШЭ

О. С. Шалина, педагог-психолог школы "Покровский квартал" г. Москва, доцент кафедры педагогики и медицинской психологии Сеченовского университета

М. А. Зенкин, заместитель директора Морского федерального ресурсного центра дополнительного образования детей ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, г. Санкт-Петербург

А. Б. Милкус, заведущий ПУЛ медиакоммуникаций в образовании

Исследовательская деятельность в школе: как сделать ее полезной для учащихся разного уровня

Много раз я слышал от учителей: «Большинство учеников не в состоянии делать эти ваши исследования!».

Но, может быть, и не нужно вести всех старшеклассников одним и тем же путем? Мастер-класс посвящен схеме трех треков, которые можно реализовать не только в селективных школах. Думаю, большинство учеников смогут пойти по одному из этих трех путей, получить важный опыт и немалую пользу от процесса и результата исследования.

Эти треки не делят учеников на «отличников» и «остальных», каждый из них посвящен тем умениям и навыкам, которые не всегда удается развить в обычных условиях.

Файер Владимир Владимирович,  заместитель декана Факультета гуманитарных наук по работе с абитуриентами и выпускниками

Проект «Учитель-партнер факультета» и новый учебник по обществознанию для 10-11 классов НИУ ВШЭ

Итоги полуторагодичного существования проекта, возможности, открываемые перед учителями и их учениками, факультетах, о новых правилах и факультетах, которые присоединяются к проекту в 2023-24 уч г.

Будет презенторован вышедший в свет летом 2023 года учебник по обществознанию для 10-11 классов, подготовленный коллективом преподавателей НИУ ВШЭ (руководитель К.В. Сорвин).

Сорвин Кирилл Валентинович, заместитель проректора, доцент кафедры общей социологии

Как искусственный интеллект поможет улучшить качество преподавания?

Вы узнаете о концепциях аналитического и генеративного ИИ и их потенциальном вкладе в решение педагогических задач.

Ведущие представят инструмент «Ассистент учителя», способный автоматически переводить аудиозапись урока в текст, анализировать и предоставлять детальные отчеты и метрики, такие как распределение времени на уроке, эмоциональная тональность речи, использование разных приемов общения и другие параметры. Завершится мероприятие практическим занятием, в ходе которого участники смогут опробовать инструмент и обсудить его практическое применение.

Приглашаем присоединиться к этому мастер-классу, чтобы погрузиться в мир искусственного интеллекта в образовании и освоить его применение в повседневной педагогической практике.

Надежда Бысик, исследователь академической лаборатории ООО «СберОбразование»

Павел Сергоманов, исследователь академической лаборатории ООО «СберОбразование»

Дизайн в формировании образовательной среды современной школы

На мастер-классе вы познакомитесь с актуальными подходами к проектированию на примерах реальных проектных кейсов  брендинга образовательных институций и проектирования интерьерных пространств

Логутова Наталья Леонидовна, заместитель руководителя Школы дизайна

Аристова Ульяна Викторовна, профессор Школы дизайна, академический руководитель образовательных программ «Современные технологии преподавания дизайна и искусства», «Дизайн»

Креативные индустрии и школьное образование: возможности взаимодействия

Мы рассмотрим разнообразные форматы взаимодействия современной школы и креативных институций, возможностей внедрения проектного образования и инновационных  систем проектирования образовательных программ и моделей обучения, с использованием инструментов цифровой среды.

Ривчун Татьяна Евгеньевна, заместитель декана Факультета креативных индустрий

Аристова Ульяна Викторовна, профессор Школы дизайна, академический руководитель образовательных программ «Современные технологии преподавания дизайна и искусства», «Дизайн»

Как участвовать в олимпиадах с максимальной пользой для школьника?

Олимпиады Вышки – это не только соревнования. Интеллектуальные состязания становятся масштабными образовательными проектами, а также площадкой для профориентации. О том, на что обращать внимание школьников, и как участвовать в олимпиадах с максимальной пользой расскажут эксперты Управления развития интеллектуальных состязаний и Лабораторий разных факультетов Вышки.

Гулина Дарья, начальник отдела внешних коммуникаций Управления развития интеллектуальных состязаний 

Игровые технологии в преподавании финансовой грамотности

Эксперты продемонстрируют, как использовать готовые игры, разработанные благотворительным фондом «Вклад в будущее», а также научат проектировать собственные для проведения занятий и внеурочных мероприятий по финансовой грамотности.

Леушина Дарья Сергеевна, заместитель начальника отдела организации обучения педагогов Центра «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» НИУ ВШЭ

Хуруджи Анна Павловна, начальник отдела планирования и отчетности Центра «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» НИУ ВШЭ

Осипова Нина Анатольевна, руководитель программы «Финансовая грамотность» благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее»

16:30 – 17:30

СЕКЦИЯ «ПОДГОТОВКА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОЕКТОВ ДЛЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНКУРСОВ: ОПЫТ ЭКОШКОЛЫ НИУ ВШЭ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРЕМИИ «ЭКОЛОГИЯ – ДЕЛО КАЖДОГО»»

A209 Покровский бульвар, 11, стр. 10 (Корпус А), Вход 3, со стороны Дурасовского переулка. 

Ключевые области проектов: предпринимательство, экономика и медиа, развитие государства и общества, биология и экология

16:30 – 18:15

ВРУЧЕНИЕ СЕРТИФИКАТОВ УЧАСТНИКАМ ФОРУМА

R208, холл Покровский бульвар, 11, стр. 1 (Корпус R), Вход 3, со стороны Дурасовского переулка.    

21 октября, суббота

Очное участие: площадки партнерских школ

Для участия в работе площадок необходимо пройти регистрацию по ссылкам под названиями площадок. 

10:00 – 15:00

АНО «ШКОЛА «ПРЕЗИДЕНТ»

Развитие читательской компетенции: система, педагогические приемы, методическое сопровождение учителей

Адрес: Ильинский подъезд, 2 стр. 1, Жуковка, Московская область. Организован трансфер от Метро «Крылатское», время отбытия 09:15 21 октября. 

10:00 – 12:00

ГБОУ Г. МОСКВЫ «ШКОЛА № 1409»

Перспективы развития предпринимательских классов

Адрес: ул. Авиаконструктора Микояна, д. 2 (метро «Динамо», «ЦСКА»)

10:00 – 13:00

ГБОУ Г. МОСКВЫ «ШКОЛА № 1409»

Опыт Москвы по работе предпрофессиональных медиаклассов

Адрес: ул. Авиаконструктора Микояна, д. 2 (метро «Динамо», «ЦСКА»)

ГБОУ г. Москвы «Школа № 1409»: Опыт Москвы по работе предпрофессиональных медиаклассов

В программе:

  • Дискуссия для педагогов «Обучение медиаграмотности в школе. Современные вызовы»

  • Семинар «Связь литературы и медиасферы на основе учебных пособий гуманитарного цикла»

  • Лекция «Развитие научного подхода в процессе реализации проекта «Медиакласс в московской школе» на уровне проектной деятельности старшеклассников с использованием Президентской библиотеки»

Адрес: ул. Авиаконструктора Микояна, д. 2 (метро «Динамо», «ЦСКА»)


 

20 октября, пятница

Онлайн участие 

11:00 – 12:15

ПЛЕНАРНАЯ ДИСКУССИЯ «РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА ШКОЛЫ И УНИВЕРСИТЕТА»

Эксперты в области общего образования обсудят новые задачи школы и университета, дальнейшее развитие цифровизации и образ современного школьного управленца.

Смотреть

13:00 – 14:30

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА ЛИЦЕЯ НИУ ВШЭ 

21 октября, суббота

Онлайн участие 

10:00 – 12:00

Делимся опытом Москвы и перспективами развития предпрофессиональных предпринимательских и медиаклассов

ГБОУ г. Москвы «Школа № 1409»

Смотреть

10:00 – 13:00

Обучение медиаграмотности в школе. Современные вызовы

ГБОУ г. Москвы «Школа № 1409»

Смотреть

10:00 - 11:30

Проект, исследование и использование искусственного интеллекта

Институт экологии НИУ ВШЭ, Технологическая платформа «Технологии экологического развития», Ассоциация стипендиатов Фонда им. В.И. Вернадского, студенты и аспиранты российских вузов, проет «Эколаб»

Смотреть