• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Взгляд в будущее: использование айтрекинга для улучшения образования

Екатерина Пестрикова , студентка магистерской программы «Педагогическое образование» НИУ ВШЭ, рассказала об использовании современных технологий в исследовании трудностей понимания научных работ

Взгляд в будущее: использование айтрекинга для улучшения образования

Студентка магистерской программы «Педагогическое образование», Екатерина Пестрикова, поделилась особенностями и тонкостями исследований на стыке технических и гуманитарных областей в сфере образования. В рамках своей диссертационной работы Екатерина вместе с командой ученых проводит эксперименты с использованием айтрекинга.

Айтрекинг — это новая технология, позволяющая отслеживать и регистрировать движения глаз человека. Простыми словами, это способ «видеть», куда и как смотрит человек. Айтрекинг дает исследователям ценную информацию, которая помогает понять мысли людей, объяснить их намерения и поведение.

Научная работа Екатерины Пестриковой посвящена изучению трудностей, с которыми сталкиваются студенты, читающие специализированные тексты на русском языке. Актуальность исследования объясняется тем, что академическое чтение оказывает прямое влияние на успеваемость учащихся, их вовлеченность в процесс получения новых знаний и качество исследовательских работ. Одна из основных трудностей, с которой сталкиваются студенты во время чтения научных работ — когнитивная, то есть непонимание специализированных терминов и концепций.

«Нам стало интересно, является ли чтение научных текстов сложной задачей с точки зрения физиологии, — говорит Екатерина. — Эмпирических данных по этой теме нет, но мы нашли способ ответить на исследовательский вопрос с применением видеоокулографа или айтрекера». 

В эксперименте научной группы приняло участие более 40 человек, обучающихся на первом курсе бакалавриата. Выборка объясняется тем, что именно первокурсники испытывают наибольшие сложности в работе с новым для них стилем текста. 

Екатерина Пестрикова также поделилась процессом проведения исследования. Сначала все участники заполняют информированное согласие, а далее проходят короткий тест на IQ — это необходимо, чтобы убедиться, что человек способен воспринимать научные тексты. Во время эксперимента головы участников фиксируются на специальной подставке. Затем испытуемые читают тексты разных стилей, отвечая на короткие вопросы по содержанию. В этот момент айтрекер записывает все движения глаз участников.

«Мы смотрим, сколько времени понадобилось на чтение текста, останавливался ли человек на каких-то словах дольше и перечитывал ли фрагменты текста. Наша гипотеза состоит в том, что подобных моментов при изучении научных работ больше по сравнению с чтением публицистических материалов», — говорит Екатерина.