О токаре Васе, Бараке Обаме и семантических технологиях
7 октября ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов принял участие в круглом столе на тему «Партнерство науки и бизнеса: путь к модернизации», состоявшемся в РИА Новости. В ходе дискуссии были подведены итоги конкурса по инновационным проектам, которые призваны наладить кооперацию вузов и промышленных предприятий России.
Видеозапись круглого стола «Партнерство науки и бизнеса: путь к модернизации»
О том, что вузам и предприятиям следует объединить усилия для создания и продвижения научных разработок, говорится уже давно. Однако, по словам директора Департамента стратегического развития Минобрнауки РФ Игоря Реморенко, реальные проекты такого сотрудничества появились у министерства только сейчас. Они входят в комплексную программу антикризисных мер правительства, цель которой — дать ответ на вызовы постиндустриальной экономики.
Для первого проекта месяц назад уже были отобраны вузы, развивающие собственную инновационную инфраструктуру, — в течение следующих трех лет на это будет выделяться финансирование в размере 8 млрд. рублей. Второй проект, по кооперации инновационных предприятий и вузов, еще более весомый — на его нужды за три года будет потрачено уже 18 млрд. рублей. 4 октября из 500 инновационных проектов участников конкурса были определены 57 победителей. В их число, как и в первом случае, вошли ГУ-ВШЭ и Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», ректор которого Дмитрий Ливанов также участвовал в работе круглого стола.
Как отметил Ярослав Кузьминов, экономический провал России в 1990-х годах был обусловлен потерей связи между образованием и фундаментальной наукой. Сейчас необходимо восстановить эту связь в той форме, в какой она существует во всем мире: фундаментальная наука — прикладная наука — опытное производство — коммерциализация результатов. Для этого государство будет субсидировать коммерческие фирмы, готовые перенести часть своих разработок на платформу университетов с привлекательным для них научно-аналитическим потенциалом. Пока трудно сказать, в какой степени можно рассчитывать на конечный экономический успех каждого из этих проектов, но если хотя бы треть оправдает ожидания, это уже хороший результат.
Ректор ГУ-ВШЭ также подчеркнул, что далеко не все из компаний-участников имеют большой оборот. Примерно треть можно отнести к средним предприятиям, и это очень важно, ведь еще одна болезнь российской экономики — «подавленное» состояние среднего бизнеса и малые возможности расширения его деятельности. Таким образом, конкурс — это еще и попытка создания инновационных перспектив для таких предприятий.
Глупее собаки
«Ребенок, который видел вывеску "Аптека", может найти точно такую же аптеку в другом районе своего города, но понять, что там продается и зачем нужно это здание, он не в состоянии», — так начал свое выступление первый заместитель гендиректора ЗАО «Авиакомп Сервисез» Олег Ена. Оказывается, с компьютерами дело обстоит так же — сегодня Интернет производит огромное количество информации, но машина не может ее «прочитать». Максимум, на что способен искусственный интеллект, — понимать последовательность одинаковых букв и находить эти последовательности в разных текстах.
«На самом деле, у массовых информационных технологий уровень интеллекта собаки и даже ниже», — заметил Ярослав Кузьминов. «Именно поэтому, — продолжил Олег Ена, — программно-аппаратные комплексы для анализа информации становятся все более востребованными». Их разработка и станет совместным проектом ГУ-ВШЭ и ЗАО «Авиакомп Сервисез», единственной компании, которая представляет Россию на конференции «Семантические технологии» (она ежегодно проводится в США с участием тысяч представителей крупных инновационных технологических компаний).
Руководители компаний сейчас остро нуждаются в средствах эффективного анализа информации, они должны понимать состояние своего предприятия, соизмерять его с деятельностью конкурентов и общим развитием отрасли. Причем эта оценка должна быть связана не только с сугубо экономическими показателями, но и с различного рода факторами внешней информационной среды: это и социальные аспекты, и законодательные, и особенности регионов, поведение конкурентов и прочее. А для этого нужен компьютер, который смог бы читать тексты с использованием современных методических разработок и экономической теории.
На Западе в последние годы подобные исследования принимают масштабный характер. Microsoft приобретает компанию Powerset, которая изначально занималась семантикой, Google и HP создают специальные семантические подразделения, в рамках международной программы объемы финансирования составляют около 90 миллионов евро за один конкурс. В России таких бизнес-приложений пока нет — стандарты и методические правила, по которым работает отрасль, еще не успели сформироваться. Кроме того, на Западе исследовательские программы и проекты финансируются значительно лучше.
В рамках проекта с ГУ-ВШЭ планируется создать программно-аппаратные комплексы, которые будут использовать недорогое серверное оборудование. Предприятия смогут подключать его к Интернету и в круглосуточном режиме мониторить десятки миллионов информационных источников, так можно будет обеспечить получение качественных индикаторов, необходимых для принятия решений по улучшению своей деятельности.
Найти персону
Но все-таки в чем тут инновация? Тем более, если на Западе занимаются тем же? Да, сейчас семантические технологии являются трендом, и многие компании пытаются заявить о себе в этом сегменте. Но, как объяснил Олег Ена, можно использовать разные подходы. В «Авиакомп Сервисез» есть штат профессиональных лингвистов. При разработке программных средств необходимо сначала определить модель предметной области — какие объекты нужно будет выделить и какие между ними отношения. После того, как определяется набор объектных отношений, на каждый тип объекта и каждый тип отношения лингвисты разрабатывают примерно 500 правил — как они будут представлены в русском языке.
Например, в фразе «Вася — токарь» содержится очень много информации. Программные средства позволяют определить, что речь идет об объекте типа «персона», его зовут Вася, он где-то работает, занимает позицию токаря. В дальнейшем, обрабатывая большое количество документов и правильно выполняя эту формализацию, можно получить базы знаний, которые содержат связанную информацию по интересующему нас профилю деятельности.
Часто компании-разработчики вместо этого создают огромные словари и просто «вбивают» туда данные обо всех известных персонах. Если в тексте встречается конструкция «Барак Обама», считается, что удалось найти персону, используя семантические технологии. Но это не работает в случае новых информационных поводов, когда появляется какая-то новая персона, организация или событие. А технология с использованием лингвистических правил срабатывает всегда. К примеру, когда во всех газетных заголовках вдруг возникает имя Литвиненко, о котором до этого никто не знал — программа сообщает, что эта персона является главным информационным поводом дня.
На самом деле, как добавил Ярослав Кузьминов, нельзя просто «пересадить» чужие технологии на российскую почву. Компании на Западе работают с другой средой. Это абсолютно другие реалии, другие институты, другие логические последствия тех или иных словесных конструкций. Поэтому программное обеспечение, которое будет предлагаться через 3-4 года на Западе, не будет востребовано в России.
Сделано маркетологами
По мнению Ярослава Кузьминова, недостаток министерского проекта по поддержке кооперации инновационных предприятий и вузов заключается в том, что социальные технологии (экономические, HR, маркетинговые, рекламные, правовые, психологические) оказались практически исключенными из сферы господдержки. Только три проекта в конкурсе выиграли нетехнологические вузы: два — ГУ-ВШЭ и один — Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова.
Между тем, именно социальные технологии дают большую часть добавленной стоимости в экономике. Если взять iPhone стоимостью 300 долларов, 20–25 из них — это цена «железа», 75–80 — патенты и инженерные работы, оставшаяся часть «создана» маркетологами и финансовыми специалистами. И поскольку эта тенденция расширяется, строить программу модернизации России, оставляя социальные технологии в стороне, будет неразумно. Подводя итог, ректор ГУ-ВШЭ предложил Минобрнауки: на следующем этапе конкурса обратить особое внимание на социально-экономические инновационные проекты.
Экономисты работают со статистикой, но часто статистическая информация недостоверна даже более, чем социологический опрос, в котором ложные ответы корректируются ответами других респондентов в выборке. Кроме того, сейчас проведение соцопросов или фокус-групп становится неоправданно дорогим для организации. В течение ближайших 15 лет большая часть информации будет черпаться из Интернета: начиная с твиттер-сообщений и заканчивая блогами, внутренними документами и прочим. «Как руководитель большой организации я могу сказать, что анализ внутренних документов и переписки сотрудников дает гораздо больше, чем организованный сбор данных с подразделений», — добавил Ярослав Кузьминов.
Часто считается, что инвестиционные решения принимаются на основе только лишь знаний из учебников по финансовому анализу. Однако в 90% случаев базовые финансовые показатели являются лишь бэкграундом, некоторыми ограничивающими условиями. А непосредственно подталкивают руководителей к принятию того или иного решения сигналы, связанные с получением информации о том или ином шаге конкурентов, о настроениях группы потребителей…
С компанией «Авиакомп Сервисез» Высшая школа экономики планирует создать сеть такого рода маркеров. Это помогло бы обновить и экономическую теорию, и социологию, и науку менеджмента в отношении реальных механизмов принятия решений. Реализовывать проект будут две группы. В первую войдут ученые-экономисты, социологи, юристы, менеджеры, психологи, которые будут создавать эту самую сеть. В каждом секторе будет опытный лидер, исследователь, который ведет полевые проекты с предприятиями, и команда студентов или аспирантов, которые будут проводить опросы и углубленные интервью на предприятиях. По примерным оценкам, на одного человека с опытом должно быть три таких студента. И вторая группа — собственно программисты, которые учатся на факультете бизнес-информатики ГУ-ВШЭ.
И это в полной мере соответствует задаче проекта по кооперации инновационных предприятий и вузов, о которой сказал Игорь Реморенко, — чтобы больше молодых людей выбирали фундаментальные, практикоориентированные исследования. Таких ребят не найдешь в НИИ — они учатся в вузах.
Мария Салтыкова, специально для Новостной службы портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
ИСИЭЗ НИУ ВШЭ представил первые результаты проекта «Будущее науки»
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ впервые определил направления развития сектора исследований и разработок и его возможной трансформации под влиянием мегатрендов. Промежуточные результаты масштабного проекта «Будущее науки» были представлены в день открытия Международного научного симпозиума «Форсайт и научно-техническая и инновационная политика», проводимого в составе XIV Ясинской (Апрельской) конференции НИУ ВШЭ 13 и 14 апреля 2023 г.
Комплекс РИД ученых МИЭМ НИУ ВШЭ получил бронзовую медаль на международном салоне «Архимед»
В конце марта в конгрессно-выставочном центре «Космос» прошел 26-й Московский международный салон изобретений и инновационных технологий «Архимед-2023». Участниками салона стали представители 221 организации из 27 государств и 35 регионов России. Были продемонстрированы около 600 инновационных проектов и изобретений, в том числе два экспоната МИЭМ Вышки.
В Нижнем Новгороде определен победитель международного Конкурса инноваций в образовании КИвО
10 команд-финалистов в формате питч-сессии представили экспертам свои проекты в финале Конкурса инноваций в образовании (КИвО). Защита проектов и церемония награждения состоялись в Нижнем Новгороде на полях Global Impact Conference — международной платформы, объединяющей экспертов в области устойчивого развития.
Набор на курс «Коммерциализация и внедрение наукоемких разработок» продлится до 3 октября
Кафедра менеджмента инноваций НИУ ВШЭ набирает слушателей на программу повышения квалификации «Коммерциализация и внедрение наукоемких разработок». Она предназначена для широкого круга руководителей и специалистов, занимающихся инновационной деятельностью или желающих запустить свой инновационный проект. Чему научат слушателей и может ли полученное образование повлиять на бизнес-результаты, рассказал ее автор и руководитель, старший преподаватель кафедры менеджмента инноваций НИУ ВШЭ Андрей Цымбал.
В Вышке научат создавать инновационные проекты в образовании, медиа и социальной сфере
В сентябре в НИУ ВШЭ стартует новая очно-заочная программа профессиональной переподготовки «Управление инновациями в образовании, медиа и социальной сфере». Она рассчитана на руководителей и специалистов компаний коммерческого и некоммерческого секторов экономики, образования, социальной сферы, инновационных и социальных предпринимателей. Как построена программа и чему научат ее слушателей, рассказал ее руководитель, заместитель заведующего кафедрой менеджмента инноваций НИУ ВШЭ Евгений Савеленок.
Опубликован Глобальный инновационный индекс — 2021
Россия улучшила свои позиции в Глобальном инновационном индексе (ГИИ) 2021 года, поднявшись на 45-е место из 132. Отрыв от стран-лидеров рейтинга сократился преимущественно за счет роста результативности всех направлений научной, инновационной и креативной деятельности. В подготовке исследования уже несколько лет участвует ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. В этом году институт стал одним из девяти участников Сети академических партнеров ГИИ.
Специалисты Вышки изучили открытость российских инноваций
В дни проведения международного форума «Открытые инновации» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ проанализировал «открытость» инноваций в стране, опираясь на данные опроса 545 предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности.
В столице появится инновационный суперкластер
26 ноября Президент Российской Федерации подписал Указ № 672 «О создании на территории г. Москвы инновационного кластера», дав старт реализации инициативы мэра Сергея Собянина, активно поддерживаемой на этапе подготовки Высшей школой экономики. Специалисты НИУ ВШЭ изучили передовой опыт инновационных мегаполисов мира, совместно с московским правительством провели серию экспертных обсуждений принципов формирования инновационного суперкластера, а также разработали проект концепции, закладывающей базовые принципы взаимодействия потенциальных участников кластера, который в перспективе может охватить всю передовую экономику города.
Профессор Школы бизнес-информатики ВШЭ представил инновационные разработки на форуме в Сколково
В рамках седьмого Московского международного форума «Открытые инновации», состоявшегося 15–17 октября в Сколково, прошла выставка, на которой результаты своих научно-исследовательских работ демонстрировали представители научных институтов, малых предприятий и ведущих вузов, в том числе НИУ ВШЭ.
«Мы хотим, чтобы студенты проходили через реальную проектную деятельность»
Современные университеты становятся не только научно-образовательными, но и предпринимательскими центрами. О том, как развивается инновационная инфраструктура Вышки, о привлечении студентов к технологическим бизнес-проектам и о магистерской программе «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании» рассказывает вице-президент ВШЭ, заведующий кафедрой менеджмента инноваций Игорь Агамирзян.