• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

5 особенностей магистерской программы «Управление в высшем образовании»

14 апреля в Институте образования НИУ ВШЭ были вручены дипломы выпускникам магистерской программы «Управление в высшем образовании». Это уже второй выпуск магистров, среди которых — проректоры, деканы, руководители управлений, программ и проектов вузов. Недавно эта программа получила международное признание и была включена в Глобальный каталог исследовательских центров, академических программ и журналов в сфере высшего образования. Расскажем, чем еще она примечательна.

Первая в России

Искусству управления университетом в нашей стране никогда не учили. Считалось, что если у преподавателя вуза есть «руководящая жилка», со временем он поднимется по служебной лестнице, станет деканом, проректором, ректором, а учить этому специально — зря тратить время. Да и как учить, если университеты как объект исследования никто не рассматривал всерьез? И могут ли преподаватели и студенты быть работниками одной и той же системы, в отдельных случаях — одного и того же вуза?

Программа «Управление в высшем образовании», разработанная в Вышке в 2011 году, развенчала эти стереотипы, показав, что университетскому управлению нужно учить точно так же, как управлению в бизнесе или на государственной службе. В Институт образования ВШЭ пришли учиться сотрудники университетов, средний возраст которых — 36 лет, 70% из них — кандидаты и доктора наук, многие из них за время учебы продвинулись по служебной лестнице, двое стали ректорами. Среди слушателей есть и сотрудники ВШЭ.

Работающие студенты

«Управление в высшем образовании» — программа очно-заочная, рассчитанная на работающих людей из любых регионов, ее география обширна — от Архангельска до Якутска. За 2,5 года нужно 7 раз приехать в Москву на интенсивные очные модули.

Поскольку слушатели программы — люди занятые, и на учебу времени не всегда хватает, используются различные методики, повышающие эффективность обучения взрослых. Например, слушатели должны прорабатывать 7-10 ключевых научных статей за 2-3 недели, соотнося их содержание с актуальными проблемами университетского управления. Чтобы облегчить эту задачу (занятый на работе человек не успевает столько прочесть), их делят на группы, и каждая группа должна изучить и кратко описать идеи и проблемы одной-двух статей. После чего группы обмениваются информацией.

Наука и практика

В программе предусмотрено, с одной стороны, изучение фундаментальных основ науки об образовании, с другой стороны — знакомство с практикой вузов. В рамках курса «Лучшие стратегии и модели управления вузами» организуются исследовательские туры в крупные университетские центры (Санкт-Петербург, Нижний Новгород) с посещением ведущих вузов. Слушатели проводят исследования, завершающиеся магистерской диссертацией, разрабатывают стратегии своих университетов, планируют образовательные проекты, связанные с развитием своих вузов и собственной карьеры.

Нередко идеи, сгенерированные в программе, студенты тут же применяют в практике собственных вузов. Например, маркетолог из Тольяттинского государственного университета после лекций Игоря Чирикова об исследованиях студенчества организовал такие же исследования в своем вузе — так легче понять, кто приходит в университет учиться, чего абитуриенты ждут от образования, как принимают решения о поступлении. Особенности дизайна самой магистерской программы были использованы сразу несколькими студентами для разработки и реализации новых образовательных программ и перепроектирования образовательного процесса в своих вузах.

Новые технологии

Все дисциплины программы «Управление в высшем образовании» поддерживаются LMS Высшей школы экономики — в ней размещаются задания, графики, ресурсы, ссылки. Слушатели совместно работают в сети с помощью инструментов Google и Skype, карты рисуют в MindMeister, общаются в соцсетях.

Еще используются компьютерные симуляторы, один из которых — «Вуз в конкурентном окружении». Цель этой игры — помочь слушателям рассмотреть максимальный спектр управленческих решений, принимаемых в современном вузе, в условиях, похожих на реальные. Игра продолжается 8 часов, несколько команд в одной и той же игровой ситуации (сеттинге) играют в режиме реального времени, а конечные и промежуточные результаты игры обсуждают друг с другом и с экспертами. Пример сеттинга — в регионе с заданными параметрами есть несколько вузов разного типа, они разрабатывают свои стратегии развития, внешние факторы моделируются симулятором, и команда, играющая за тот или иной вуз, должна вывести его в лидеры.

Активные выпускники

Сверхзадача программы — генерация идей и действий. Ее выпускники должны изменять свои вузы, управляя ими не интуитивно, а с учетом тенденций развития образования и происходящих в обществе изменений. Это позволит российской высшей школе сделать рывок вперед.

На церемонии вручения дипломов было принято решение о создании ассоциации выпускников программы и управляющего совета ассоциации — сообщества профессионалов, которых объединяют не только 2,5 года учебы, но и взгляды на развитие университетов. Институт образования предлагает выпускникам участвовать в других проектах — и учебных (повышение квалификации, аспирантура), и научных — ближайшее из них, ежегодная конференция исследователей высшего образования, пройдет в этом году в октябре. Кроме того, есть возможность включиться в исследования ВШЭ по изучению университетов, преподавателей, студентов.

Как сказал руководитель программы, заместитель директора Института развития образования ВШЭ Кирилл Зиньковский, обращаясь к выпускникам, «через пять лет вы будете составлять костяк системы управления российскими университетами».

Вам также может быть интересно:

«Я пришел на программу простым доцентом, а сейчас я декан факультета»

Для чего взрослые люди, уже имеющие хорошую работу, идут учиться в магистратуру? Выпускники программы Института образования ВШЭ «Управление в высшем образовании» рассказывают, как учеба помогла их карьерному и профессиональному росту.

«Университет мечты» становится явью

Заместитель директора Института развития образования ВШЭ Кирилл Зиньковский и научный сотрудник Института образования ВШЭ Олег Подольский рассказывают о магистерской программе «Управление в высшем образовании».

Инновационная инфраструктура вуза: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Д.С. Медовникова. М.: МАКС Пресс, 2011

В пособии подробно рассмотрены основные вопросы, относящиеся к практике создания и управления инновационной инфраструктурой вуза.

Новые практики высшей школы

С 10 по 24 июля в Москве проходила Летняя школа «Менеджмент в высшем образовании», организованная Институтом развития образования (ИРО) ВШЭ и Университетом прикладного менеджмента (UAM) из немецкого Эрдинга при поддержке Германской службы академических обменов и Министерства образования Германии. О школе рассказывают ее соруководители — президент UAM Кристиан Вернер и заместитель директора ИРО Кирилл Зиньковский.