• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Роль ведущих университетов в решении задач, поставленных в майском указе Президента, будет расти

9 октября в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты», в которую входит 21 вуз – участник Проекта 5-100. По итогам собрания Правительству России представят перечень мер, которые будут способствовать выполнению положений майского указа Президента России. Кроме того, были сформулированы предложения по созданию новой модели аккредитации в высшей школе.

Чего ждут от ведущих университетов?

Задача «пробиться» в мировые рейтинги была поставлена президентом перед вузами еще в 2012 году, и сейчас эта цель в значительной степени достигнута. Но если раньше фокус внимания был сосредоточен на том, чтобы стать видимыми в мире, то сейчас перед ведущими университетами стоят и другие задачи, отметил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. Поскольку государство вложило в эту группу вузов значительные инвестиции, и они работают лучше, чем средний российский вуз, теперь они должны способствовать подъему отечественной высшей школы в целом, повышать качество школьного образования, развивать науку и инновации.

Заместитель председателя Правительства России Татьяна Голикова подчеркнула, что на ближайшее десятилетие задача дальнейшего роста международной конкурентоспособности российского образования сохраняется. Нужно расширить наше присутствие в мировых рейтингах, в том числе по тем направлениям, по которым пока не удалось добиться успеха. Для этого будут созданы центры компетенций в таких областях, как сельское хозяйство, транспорт, строительство, биотехнологии, клиническая медицина, урбанистика и архитектура, дизайн и коммуникации. При оценке эффективности работы ученых целесообразно учитывать не только общие базы данных публикаций (Web of Science и Scopus), но и отраслевые базы, а также отраслевые рейтинги, которым мы пока не придавали значения, – сельскохозяйственные, медицинские и другие.

«С помощью ведущих университетов, их кадров, науки, которая там развивается, мы должны внести существенный вклад в кадровое обеспечение нашей экономики», — добавила Татьяна Голикова. С 1 января 2019 года начнется реализация национальных проектов, и сейчас продолжается обсуждение их содержания и объемов финансирования. От представителей Ассоциации «Глобальные университеты» правительство ждет предложений для национальных проектов «Образование» и «Наука».

Что предлагают ректоры?

Участники общего собрания ассоциации предложили, в частности, разработать программу формирования национальных исследовательских сетей, в основе которой – сотрудничество вузов, имеющих сильные научные школы, с региональными вузами, имеющих задел в том же предметном направлении. Эта программа позволит России войти к 2024 году в топ-5 стран-лидеров по научным исследованиям, как это предусмотрено в майском указе Президента России, считает Ярослав Кузьминов.

В рамках сотрудничества ведущих университетов с региональными также предлагается открывать сетевые образовательные программы. Речь не идет о том, чтобы студенты в регионах переходили на онлайн-курсы, записанные профессорами ведущих университетов. Как подчеркнул Ярослав Кузьминов, вопрос формы в данном случае вторичен: главное – чтобы у вузов развивались сетевые отношения и чтобы головной университет брал на себя ответственность за качество преподавания основных дисциплин.

С 2020 года предлагается выделять гранты вузам и научным институтам, привлекающим на работу ведущих российских и зарубежных ученых с высокими научными результатами, включить ведущие отраслевые университеты в состав исполнителей государственных программ развития отраслей в части прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок. Ярослав Кузьминов считает необходимым создавать специальные учебно-научные центры интернатного типа на базе глобальных университетов по модели СУНЦ МГУ, а ректор Дальневосточного федерального университета Никита Анисимов – лицеи при вузах в крупных городах по модели НИУ ВШЭ и МИФИ.

Что будет с аккредитацией?

Участники общего собрания также обсудили перспективы перехода на новую модель аккредитации в высшей школе.

По мнению Татьяны Голиковой, бинарный подход к оценке качества, когда вуз или получает аккредитацию, или не получает, нужно пересмотреть. Ведь очень много претензий предъявляется к качеству экспертов, которые оценивают соответствие вузов установленным требованиям. В том, что среди экспертов оказываются не лучшие представители вузов, есть и вина ректоров, считает заместитель председателя правительства.

Как заявил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов, в общем образовании единая система оценки качества уже создана, и можно точно сказать, в какой школе учат хорошо, а в какой плохо. В высшем образовании удалось избавиться от некачественных вузов и образовательных программ, но инструменты, позволяющие судить о качестве образования в том или ином вузе, еще предстоит создать. «Мы заинтересованы в совместной работе с Ассоциацией «Глобальные университеты», министерством науки и высшего образования России, региональными вузами, чтобы выстроить новую систему аккредитации и обеспечить качественное образование каждому студенту в каждом вузе», — подчеркнул Сергей Кравцов.

Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков предложил начать эксперимент по новой модели аккредитации с вузов, которые уже доказали свою состоятельность, а затем перейти к ее масштабированию.

«Считаю, что в условиях глобальной цифровизации от архаичных инструментов контроля нужно постепенно уходить, — сказал он. — Любой университет является генератором большого количества цифровых данных, на их основе нам нужно настраивать систему перманентного мониторинга качества реализации образовательных программ. Государство закупает на рынке определенные услуги и нам нужна система постоянной оценки их качества. Для начала возможен эксперимент в ограниченном кругу организаций, которые доказали свою состоятельность, а в дальнейшем можно говорить о масштабировании».

Предлагается трехуровневая модель аккредитации.

Первый уровень – базовая аккредитация, которая выдается и отзывается вместе с лицензией для бакалаврских программ, реализуемых через сетевое взаимодействие с другими вузами. Второй уровень – продвинутая аккредитация, в том числе для магистерских программ, выдаваемая после независимой оценки результатов студентов. Третий уровень, дающий право на аспирантуру, – аккредитация ведущего вуза. Она присваивается по результатам независимого аудита и международной экспертизы; для ее подтверждения вузу необходимо иметь научные школы и присутствовать в глобальных рейтингах.

«Новый механизм позволит сформировать критерии оценки высшего образования, в равной степени понятные абитуриентам, студентам и работодателям, — считает Ярослав Кузьминов. — Кроме того, он создаст стимулы вузам для повышения качества образовательных программ».

 

Вам также может быть интересно:

Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей

В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.

«Ассоциация сфокусируется на повышении международной конкурентоспособности российского высшего образования»

В Белом зале Дома Дурасова НИУ ВШЭ состоялось заседание Ассоциации «Глобальные университеты». Участники встречи приветствовали новых членов объединения, подвели итоги работы за год и наметили цели на следующий. В мероприятии принял участие министр науки и высшего образования Валерий Фальков.

НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

На ИВО-2023 обсудили карьерные ожидания, ценности и траектории российских студентов

В НИУ ВШЭ проходит XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023), ее основная тема — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». 25 октября, в первый день конференции, состоялась специальная секция «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании», на которой исследователи из НИУ ВШЭ представили три доклада.

В НИУ ВШЭ начала работу XIV Международная конференция исследователей высшего образования

Тема конференции этого года — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». В течение трех дней исследователи из разных регионов России и зарубежных стран будут обсуждать, какие индивидуальные и институциональные факторы определяют образовательный опыт студентов, как он связан с достижением образовательных результатов и как влияет на успешность на рынке труда. Конференция продлится с 25 по 27 октября, будет представлено более 90 докладов.

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

Новый онлайн-курс ВШЭ обучает педагогов компетентностному подходу в преподавании

Современную школу часто обвиняют в том, что она отстает от жизни, и  требуют развивать в ней экологическую, цифровую и функциональную грамотность, коммуникативную компетентность, навыки кооперации. Но возможен ли в школьном и университетском образовании баланс между знаниями и компетентностями? И главное, как должен действовать педагог, учитель, преподаватель, выстраивая обучение? На все эти вопросы отвечает новый онлайн-курс «Универсальные компетентности и новая грамотность», разработанный экспертами Института образования ВШЭ и представленный онлайн-кампусом НИУ ВШЭ на Национальной платформе «Открытое образование».

Экосистема воспитания: уважение личности и самореализация через действие

Воспитание детей и молодежи — сложная задача, особенно в Москве, динамичном современном мегаполисе. Для ее успешного решения необходимы нешаблонные подходы, уважение педагогов и родителей к личности школьников и студентов. Важна также и готовность взрослых воспитывать личным примером. Эту тему обсудили на Московском урбанистическом форуме, в дискуссии принял участие ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов.

«Люди слушают экономистов больше, чем физиков или филологов»

22 октября в Высшей школе экономики состоялось заседание Научного совета по экономическим наукам Российского профессорского собрания, в котором приняли участие представители московских и региональных вузов.