• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новые проекты школьных стандартов — шаг вперед, но они нуждаются в доработке

Новые проекты школьных стандартов — шаг вперед, но они нуждаются в доработке

© Коллекция Signature/ iStock

На традиционном семинаре Института образования НИУ ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования» обсудили проекты обновленных стандартов начального и основного общего образования, представленных Министерством просвещения РФ.

Дискуссия об этих документах продолжается в профессиональном сообществе в последние недели и до конца месяца будет завершена. Педагоги, которым предстоит работать по обновленным стандартам, оставляют отзывы на краудсорсинговой платформе «Преобразование».

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования второго поколения были приняты в 2009-2012 годах, и с 2014 года президент России дал несколько поручений по их доработке, рассказала профессор Института образования НИУ ВШЭ Елена Чернобай. Речь идет об определении в стандартах базового содержания обязательной части основных образовательных программ, обновлении содержания образования на основе результатов мониторинговых исследований и с учетом современных достижений науки.

Главное новшество представленных на обсуждение проектов стандартов — конкретизация образовательных результатов: подробно описывается, что должен уметь ученик по окончании того или иного класса.

По мнению ректора Московского городского педагогического университета Игоря Реморенко, представители разных предметов школьной программы по-разному подошли к описанию результатов.

В одних случаях эти результаты максимально конкретизированы, как по литературе, где указаны списки обязательных для изучения произведений. В других случаях разработчики ФГОС оставляют учителю свободу выбора — например, по биологии стандарт не обязывает осваивать теорию эволюции на примере ланцетника, эвглены зеленой или инфузории-туфельки. Достичь результатов можно, изучая любых других представителей животного мира — например, гребневика или медузу, и это не просто позитивный сдвиг, а «супер-мега-прорыв», считает ректор. В противном случае возникает перегрузка учеников, как, например, по древней истории.

500 дат из курса древней истории, которые должен заучить пятиклассник, точно никто не запомнит

О рисках перегрузки сказали и другие эксперты. По оценке Олега Федорова, руководителя магистерской программы «Педагогическое образование» НИУ ВШЭ, невозможно достичь заданных образовательных результатов предметной области «Общественные науки» за отведенное количество часов — например, на каждом уроке истории в 6 классе придется изучать около 12 дидактических единиц, «осветить события Столетней войны только в назывном порядке». «Образование работает по затратному принципу, — заявил академик РАН и РАО Алексей Семенов. — Мы считаем количество часов, потраченных учителем, и игнорируем временные затраты учеников».

Эксперт группы компаний «Просвещение» Ольга Логинова привела пример, когда гроссмейстера попросили посмотреть на шахматную доску и затем воспроизвести расположение фигур. Он ответил, что не может этого сделать, но помнит: если белые начинают, то ставят мат в три хода.

Так и школьные стандарты должны формировать функциональную грамотность — чтобы дети умели оценивать ситуацию и делать выводы

Для этого нужно обладать достаточными знаниями, богатым понятийным аппаратом и пройти практику успешных действий.

Новые проекты стандартов помогают в формировании функциональной грамотности, считает Ольга Логинова (именно функциональная грамотность проверяется в международном исследовании качества образования PISA). Но одновременно велик контроль за тем, на каком материале эта грамотность формируется. В результате второстепенные знания оказываются во главе угла.


Исак Фрумин, 
научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ

Представленные стандарты — это шаг вперед. В них сделана попытка определить результаты обучения в деятельной форме, а не организовать «прохождение тем». Однако некоторые результаты сформулированы хорошо, а другие — будто по «разработкам из библиотеки Академии педагогических наук СССР».

Фиксировать достижения школьников нужно не по годам обучения, а по двухлетнему периоду, как это делается в Австралии. «Страшная беда» этого стандарта и вообще российского образования — перегрузка, так что содержание нуждается в оптимизации. «Складывается впечатление, что это стандарт нецифровой эпохи — там нет ни одного умения для деятельности в цифровой среде».

Вам также может быть интересно:

Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей

В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.

НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

На ИВО-2023 обсудили карьерные ожидания, ценности и траектории российских студентов

В НИУ ВШЭ проходит XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023), ее основная тема — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». 25 октября, в первый день конференции, состоялась специальная секция «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании», на которой исследователи из НИУ ВШЭ представили три доклада.

В НИУ ВШЭ начала работу XIV Международная конференция исследователей высшего образования

Тема конференции этого года — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». В течение трех дней исследователи из разных регионов России и зарубежных стран будут обсуждать, какие индивидуальные и институциональные факторы определяют образовательный опыт студентов, как он связан с достижением образовательных результатов и как влияет на успешность на рынке труда. Конференция продлится с 25 по 27 октября, будет представлено более 90 докладов.

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

Новый онлайн-курс ВШЭ обучает педагогов компетентностному подходу в преподавании

Современную школу часто обвиняют в том, что она отстает от жизни, и  требуют развивать в ней экологическую, цифровую и функциональную грамотность, коммуникативную компетентность, навыки кооперации. Но возможен ли в школьном и университетском образовании баланс между знаниями и компетентностями? И главное, как должен действовать педагог, учитель, преподаватель, выстраивая обучение? На все эти вопросы отвечает новый онлайн-курс «Универсальные компетентности и новая грамотность», разработанный экспертами Института образования ВШЭ и представленный онлайн-кампусом НИУ ВШЭ на Национальной платформе «Открытое образование».

Экосистема воспитания: уважение личности и самореализация через действие

Воспитание детей и молодежи — сложная задача, особенно в Москве, динамичном современном мегаполисе. Для ее успешного решения необходимы нешаблонные подходы, уважение педагогов и родителей к личности школьников и студентов. Важна также и готовность взрослых воспитывать личным примером. Эту тему обсудили на Московском урбанистическом форуме, в дискуссии принял участие ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов.

«Возможность стать ведущим должна быть у каждого вуза»

31 мая в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты». Ректоры вузов обсудили перспективы развития Проекта 5-100, возможности законодательного закрепления понятия «ведущий вуз» и предложили создать прозрачную национальную систему экспертизы результатов научных исследований.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.