• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Управление цепями поставок и бизнес-аналитика»

Логистическая поддержка интернет-торговли

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины «Логистическая поддержка интернет-торговли» устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет «Высшая Школа Экономики», по направлению подготовки бакалавров 38.03.02 «Менеджмент», профиль «Логистика и управление цепями поставок» (утвержден Ученым советом Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», протокол от 26.12.2014 г. № 10); направлением подготовки 38.03.02 «Менеджмент», образовательной программы «Логистика и управление цепями поставок»; рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент», образовательной программы «Логистика и управление цепями поставок». Основными формами изучения данной дисциплины являются лекции, семинарские и практические занятия, самостоятельная работа студентов. Лекции составляют методическую основу преподавания дисциплины. Проблемная постановка лекционной тематики позволяет применять на лекционных занятиях элементы дискуссии и экспресс-анализа. Семинарские занятия предназначены для преломления теоретических знаний, полученных в результате изучения лекционного материала и специальной литературы, на примерах конкретных практических ситуаций из опыта работы отечественных и зарубежных организаций, а также для приобретения и закрепления навыков работы в сфере логистики интернет-торговли. Семинарские занятия могут вестись с использованием активных методов обучения (дискуссии, разбор практических ситуаций в мини-группах).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью дисциплины является формирование у студентов представления об особенностях логистической поддержки розничной интернет-торговли, знаний о типичных проблемах логистики онлайн-ритейла, возможных причинах их возникновения и способах предотвращения или разрешения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает классификацию маркетплейсов и особенности логистической поддержки их деятельности.
  • Знает понятие электронной коммерции, типы участников и основные тенденции на российском рынке розничной интернет-торговли. Понимает классификацию интернет-магазинов.
  • Знаком с видами складов интернет-магазинов. Способен сформулировать требования к технологическому и подъёмно-транспортному оборудованию складов интернет-магазинов. Знаком с основными способами и особенностями доставки заказов покупателей на "последней миле". Способен разработать меры по снижению объёма возврата заказанных покупателями товаров, а также сформулировать рекомендации по повышению эффективности обработки возвратных потоков.
  • Понимает особенности выполнения логистических функций в розничной интернет-торговле. Может сформулировать ключевые проблемы логистики онлайн-ритейла и охарактеризовать основные причины их возникновения.
  • Понимает различия между омниканальными, мультиканальными и кроссканальными розничными сетями. Способен сформулировать требования к логистической поддержке деятельности омниканальных компаний.
  • Разбирается в типах логистических услуг, предоставляемых интернет-магазинам. Знает классификацию логистических посредников, обслуживающих онлайн-ритейл.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 6. Маркетплейсы на рынке розничной интернет-торговли
  • Тема 5. Операционные аспекты логистики интернет-торговли: складирование и грузопереработка, доставка на «последней миле», работа с возвратными потоками
  • Тема 4. Рынок логистических услуг для интернет-торговли
  • Тема 3. Особенности логистической поддержки омниканальных розничных сетей
  • Тема 2. Специфика и проблемы логистической поддержки розничной интернет-торговли
  • Тема 1. Российский рынок розничной интернет-торговли
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Домашние задания (письменные отчёты, индивидуальные и групповые презентации)
  • блокирующий Экзамен
    Форма экзамена: Экзамен проводится в письменной асинхронной форме (тест) онлайн. Продолжительность экзамена - 60 мин. На экзамене используются письменные смешанные задания. Платформа проведения: Экзамен проводится на платформе StartExam, онлайн платформе для проведения тестовых заданий различного уровня сложности. Ссылка на прохождение экзаменационного задания будет доступна студенту в РУЗ. К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://eduhseru-my.sharepoint.com/:b:/g/personal/vsukhomlinov_hse_ru/EUhZkYaRxQRLh9bSkXKptkUBjy7gGBj39W_pwqgqqNo_aA?e=fn0t9N Для участия в экзамене студент обязан: Проверить скорость работы сети Интернет (для наилучшего результата рекомендуется подключение компьютера к сети через кабель); Отключить в диспетчере задач компьютера иные приложения, кроме браузера, в котором будет выполняться вход на платформу StartExam. В случае, если одно из необходимых условий участия в экзамене невозможно выполнить, необходимо за 7 дней до даты проведения экзамена проинформировать об этом преподавателя или сотрудника учебного офиса для принятия решения об участии студента в экзаменах. Во время экзамена студентам запрещено: Пользоваться конспектами, учебниками, прочими учебными материалами, а также черновиками; Покидать место выполнения экзаменационного задания Отводить взгляд от экрана компьютера, рабочего стола; Пользоваться умными гаджетами (смартфон, планшет и др.); Привлекать посторонних лиц для помощи в проведении экзамена, разговаривать с посторонними во время выполнения заданий; Вслух громко зачитывать задания. Нарушения связи: Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam не более 1 минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam более 1 минуты. Долговременное нарушение связи во время экзамена является основанием для принятия решения о прекращении экзамена и выставление оценки “неудовлетворительно” (0 по десятибалльной шкале. В случае долговременного нарушения связи с платформой StartExam во время выполнения экзаменационного задания, студент должен уведомить об этом преподавателя, зафиксировать факт потери связи с платформой (скриншот, ответ от провайдера сети Интернет) и обратиться в учебный офис с объяснительной запиской о случившемся для принятия решения о пересдаче экзамена.
  • неблокирующий Активность на занятиях
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Домашние задания (письменные отчёты, индивидуальные и групповые презентации)
  • блокирующий Экзамен
    Форма экзамена: Экзамен проводится в письменной форме (тест).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.5 * Экзамен + 0.3 * Домашние задания (письменные отчёты, индивидуальные и групповые презентации)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Fernie, J., & Sparks, L. (2019). Logistics and Retail Management : Emerging Issues and New Challenges in the Retail Supply Chain (Vol. Fifth edition). London: Kogan Page. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1922108
  • Kusuda, Y. (2019). Buy-Online-and-Pick-up-in-Store in Omnichannel Retailing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsarx&AN=edsarx.1909.00822
  • Mason, T., & Knights, M. (2019). Omnichannel Retail : How to Build Winning Stores in a Digital World. London: Kogan Page. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2092093
  • Rushton, A. (2017). The Handbook of Logistics and Distribution Management : Understanding the Supply Chain (Vol. 6th revised edition). [Place of publication not identified]: Kogan Page. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1446716
  • Дорофеев А.Н. - Электронный бизнес - КноРус - 2019 - ISBN: 978-5-406-07172-4 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/932306
  • Дыбская В. В., Сергеев В. И. - ЛОГИСТИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 341с. - ISBN: 978-5-9916-7032-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/logistika-v-2-ch-chast-2-434214
  • Дыбская В. В., Сергеев В. И. ; Под общ. ред. Сергеева В.И. - ЛОГИСТИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 317с. - ISBN: 978-5-534-03586-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/logistika-v-2-ch-chast-1-445029
  • Логистика складирования : учебник / В.В. Дыбская. — М. : Инфра-М, 2019. — 559 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). - www.dx.doi.org/10.12737/636. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1027997
  • Логистика складирования +CD-R. : учебник для вузов, Дыбская, В. В., 2012
  • Микитани Х. - одного из крупнейших интернет-магазинов в мире - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2014 - 288с. - ISBN: 978-5-91657-926-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62336
  • Организация работы интернет-магазина / Прохорова М.В., Коданина А.Л., - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:Дашков и К, 2018. - 336 с.: ISBN 978-5-394-02405-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/989625
  • Проектирование системы распределения в логистике : монография / В.В. Дыбская. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 235 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/24760. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1024005
  • Проектирование системы распределения в логистике : монография, Дыбская, В. В., 2017
  • Сковиков А.Г. - Цифровая экономика. Электронный бизнес и электронная коммерция: учебное пособие - Издательство "Лань" - 2019 - 260с. - ISBN: 978-5-8114-3703-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/119637

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Antonio Ghezzi, Riccardo Mangiaracina, & Alessandro Perego. (2012). Shaping the E-Commerce Logistics Strategy: a Decision Framework. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FFF44C2B
  • Asdecker, B., Karl, D., & Sucky, E. (2017). Examining Drivers of Consumer Returns in E-Tailing with Real Shop Data. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F669D56B
  • Aurelia Jackson. (2014). Amazon® : How Jeff Bezos Built the World’s Largest Online Store. [N.p.]: Mason Crest. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1947586
  • Berg, N., & Knights, M. (2019). Amazon : How the World’s Most Relentless Retailer Will Continue to Revolutionize Commerce (Vol. 1 Edition). New York: Kogan Page. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1989359
  • Blokzijl, R. (Roelof). (2017). Characteristics of Next-generation E-commerce Urban Warehouses. Saxion University of Applied Sciences. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edshbo&AN=edshbo.saxionhogeschool.44B05615.6444.46F1.A891E304E270CCBA
  • Chvaralakshmi, & N.Srivani. (2018). Role of Logistics in E-Commerce. https://doi.org/10.5281/zenodo.1154521
  • Civelek, M. E. (2019). eCommerce Textbook. Europe, Europe. https://doi.org/10.5281/zenodo.2553794
  • CLAUDIA ISAC. (2014). E-Fulfillment - a New Challenge for Electronic Business. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BDFF28ED
  • Dariusz Weiland. (2016). Omnichannel as a new challenge for logistics. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DCF12789
  • DEAGON, B. (2018, June). Alibaba Goes Back To Brick-And-Mortar For “New Retail” Strategy. Investors Business Daily, p. 1. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bwh&AN=130008209
  • Drone technology for last-mile delivery in Russia: a tool to develop local markets ; Использование дронов на последнем этапе доставки: инструмент для развития местных рынков. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D9FDB250
  • Dupljanin, D., Mirkovic, M., Dumnic, S., Culibrk, D., Milisavljevic, S., & Sarac, D. (2019). Urban Crowdsourced Last Mile Delivery: Mode of Transport Effects on Fleet Performance. International Journal of Simulation Modelling (IJSIMM), 18(3), 441–452. https://doi.org/10.2507/IJSIMM18(3)481
  • Elstrom, P., Chen, L., & Glamann, P. (2019). Reinventing Alibaba. Bloomberg Businessweek, (4629), 17–19. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=138562000
  • Gianfranco Walsh, & Michael Möhring. (2017). Effectiveness of product return-prevention instruments: Empirical evidence. Electronic Markets, (4), 341. https://doi.org/10.1007/s12525-017-0259-0
  • Hjort, K. (2013). On Aligning Returns Management with the E-commerce Strategy to Increase Effectiveness. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsndl&AN=edsndl.oai.union.ndltd.org.UPSALLA1.oai.DiVA.org.hb-3648
  • Hubert Wojciechowski, & Lukasz Hadas. (2018). Possibilities Of Implementing Omnichannel Concept In Distribution – Opportunities And Threats. Business Logistics in Modern Management, 337. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.osi.bulimm.v18y2018p337.353
  • José L. Vilar-Zanón, Eduardo Vilar, & Antonio Heras. (2017). Online product returns risk assessment and management. TOP: An Official Journal of the Spanish Society of Statistics and Operations Research, (3), 445. https://doi.org/10.1007/s11750-016-0432-1
  • Karolefski, J. (2016). Omnichannel Retailing: A Work in Progress. Progressive Grocer, 95(1), 91. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=112141089
  • Kawa, A. (2017). Fulfillment Service in E-Commerce Logistics. LogForum, 13(4), 429–438. https://doi.org/10.17270/J.LOG.2017.4.4
  • Kawa, A., & Wałęsiak, M. (2019). Marketplace as a Key Actor in E-Commerce Value Networks. LogForum, 15(4), 521–529. https://doi.org/10.17270/J.LOG.2019.351
  • Last mile delivery by drones: an estimation of viable market potential and access to citizens across European cities. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CD193577
  • Li Nan. (2017). New Retail: Clicks Plus Bricks. Beijing Review, 60(4), 34–35. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=121018040
  • Liu, S., & Avery, M. (2009). Alibaba : The Inside Story Behind Jack Ma and the Creation of the World’s Biggest Online Marketplace. Pymble, NSW: HarperCollins. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=267910
  • Michael Brusch, & Eva Stüber. (2013). Trends in logistics in the german e-commerce and the particular relevance of managing product returns. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9B077302
  • Michał Adamczak, Roman Domański, & Piotr Cyplik. (2018). Coexistence Of Traditional Sales Channel And E-Commerce From The Point Of View Of Logistics Costs - Calculation Model. Business Logistics in Modern Management, 317. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.osi.bulimm.v18y2018p317.335
  • MING ZENG. (2018). Alibaba and the Future of Business. Harvard Business Review, 96(5), 88–96. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=131356796
  • Neil Dunse, & Colin Jones. (2019). The Revolution in Warehousing: Changing Nature of Demand for and Supply of Logistics Real Estate. ERES. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.arz.wpaper.eres2019.336
  • Niels Agatz, Moritz Fleischmann, & Jo Van Nunen. (2006). E-Fulfillment and Multi-Channel Distribution – A Review. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.55505CE
  • Schrotenboer, A. H., Wruck, S., Vis, I. F. A., & Roodbergen, K. J. (2019). Integration of returns and decomposition of customer orders in e-commerce warehouses. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsarx&AN=edsarx.1909.01794
  • Seung Yoon Ko, Sung Won Cho, & Chulung Lee. (2018). Pricing and Collaboration in Last Mile Delivery Services. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5BE62908
  • Smart Retailing:Technologies and Strategies. (2019). United Kingdom, Europe: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CF59758B
  • Sonneberg, M.-O., Leyerer, M., Kleinschmidt, A., Knigge, F., & Breitner, M. H. (2019). Autonomous Unmanned Ground Vehicles for Urban Logistics: Optimization of Last Mile Delivery Operations. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.126A2718
  • SORKUN, M. F. (2019). Factors That Impact the Logistics Service Performance in Online Marketplaces. Journal of Yasar University, 14(54), 152–167. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=139069116
  • Stojanov, M., Zhelyazkova, D., & Gramatikova, E. (2018). Development of Courier Services in the Context of the Omnichannel Strategy. International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences & Arts SGEM, 5, 261–268. https://doi.org/10.5593/sgemsocial2018/1.5
  • Sutherland, A. (2016). Amazon : The Business Behind the “Everything” Store (Vol. First American edition). [N.p.]: Lerner Publications ™. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1162928
  • The influence of e-commerce on the design of warehouses : a literature review. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3F7ECCAF
  • Tompkins, J. (2015). Omnichannel logistics make happy customers. Industrial Engineer: IE, 47(10), 24. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=110379627
  • Yufeng Zhuang, Ningxi Zhang, Song Wang, & Yanzhu Hu. (2019). Optimal Logistics Control of an Omnichannel Supply Chain. Sustainability, (21), 6014. https://doi.org/10.3390/su11216014
  • Żuchowski, W. (2016). The Impact of E-Commerce on Warehouse Operations. LogForum, 12(1), 95–101. https://doi.org/10.17270/J.LOG.2016.1.9
  • АГАФОНОВА АННА НИКОЛАЕВНА. (2014). Особенности Моделей Аутсорсинга Бизнес-Процессов В Электронной Коммерции. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5501D8AF
  • Корпоративная логистика : 300 ответов на вопросы профессионалов, Сергеев, В. И., 2008