• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Совместная программа по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ»

Великие русские книги

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Кто читает:
Отдел сопровождения учебного процесса в Совместном бакалавриате ВШЭ-РЭШ
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватель


Юзефович Галина Леонидовна

Программа дисциплины

Аннотация

История русской литературы XIX-ХХ веков кажется областью беспроблемной и отлично изученной. Школьная программа и многочисленные учебники предлагают неизменный набор главных произведений, описывают канву преемственности и уверенно указывают на сквозные мотивы. Однако все канонические списки однажды кто-то создавал – влиятельные критики, историки литературы, чиновники от образования. Бесспорные, как кажется сегодня, шедевры не всегда вызывали восторженную реакцию современников. А создатели великих текстов жили вовсе не строго друг за другом, как можно подумать, а творили практически одновременно, реагировали на происходящее вокруг и находились в сложном диалоге друг с другом. Для разбора на курсе «Великие русские книги» будут предложены, на первый взгляд, не самые очевидные вещи. У автора каждой из них в большинстве случаев есть гораздо более известные тексты – те самые, которые изучаются в школе и составляют канон русской литературы. Тем не менее, все предложенные произведения в свое время стали не только литературной удачей для своих создателей, но и заметным событием для современников. В этих текстах они читали об острейших проблемах своего времени, вместе с героями переживали типичные для эпохи коллизии и искали ответы на волнующие их вопросы – о месте романтика в прагматичном мире, об эффективности теории малых дел, о возможности повернуть ход истории, о праве жить частной жизнью и не интересоваться политикой, о публичной лжи и о том, как риторика государства определяет сознание и бытие его граждан. Задача курса – показать, как воспринимали те или иные произведения современники, а также воссоздать сопутствовавший им широкий культурный, общественный и исторический контекст.