“Якоря по-походному. К шлюзованию готовы”. Каким был летний поход Яхт-клуба НИУ ВШЭ рассказывает Вадим Воложенин
Студент второго курса Совместной программы по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ Вадим Воложенин рассказывает о своем опыте участия в августовском походе Яхт-клуба НИУ ВШЭ на 47-е Первенство Дубны по парусному спорту.
О чём мечтает вчерашний школьник, поступая на Совместную программу по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ? Уверен, что он заинтригован интересными курсами, известными преподавателями и, конечно же, дружным университетским сообществом. Не сомневаюсь, что отдельное место в сердце многих занимают программы обмена: Италия, Китай, Мексика, Испания — кто бы ни хотел провести в зарубежном университете семестр или, быть может, весь учебный год? Но, помимо этого, Совбак предоставляет ещё одну линию самореализации. Только представьте: глубокая ночь, ветер настойчиво дует вам в спину, а вы, разглядывая звёздное небо и сигналы встречных судов, идёте на яхте в компании столь же отчаянных яхтсменов — этой картиной мне запомнился августовский поход Яхт-клуба ВШЭ на 47-е Первенство Дубны по парусному спорту.
Истоки Яхт-клуба ВШЭ лежат в 1975 году, когда первый ректор МИЭМ Евгений Арменский основал в институте яхтенную школу, постепенно выросшую в студенческий клуб. Это объединение после слияния МИЭМ и ВШЭ стало яхт-клубом всей Вышки. Визитной карточкой клуба являются регулярные походы. Самый известный и частый в прошлом маршрут — переход Москва–Санкт-Петербург, но в 2005 году клубом был организован поход аж до Хельсинок! Одно из последних путешествий было в 2022 году. Тогда клуб направился в Тверскую область, а после там же принял участие в “Народной регате”. Как раз в подобном, но более коротком переходе мне посчастливилось принять участие с 7 по 11 августа.
Наш экипаж состоял из пяти человек. Мы отправились из летней вотчины клуба — водно-спортивной базы «Галс» — на яхте Артист вечером 7 августа. По пути встретили прекрасный багряный закат, а дальше вошли в канал имени Москвы и встречали проходящие мимо грозные сухогрузы, которые в условиях слабого лунного света приходилось определять по бортовым огням. Уже поздней ночью мы подошли к шлюзу №6 и встали около него на якорь. Здесь мы удивили более опытных моряков тем, что, ведомые духом пешего туризма, поставили палатку на палубе клубного катера. Эта идея позволила идеально разместить всех на двух судах и спокойно лечь спать. Следующий день запомнился ранним подъёмом и бесконечным переходом по шлюзам и каналу до Дубны. Сам шлюз ощущается как большой водяной лифт, но гораздо более долгий и весьма опасный. Чтобы этого не происходило, во время наполнения камеры как минимум два человека одерживают лодку от разворота. В процессе перехода мы общались, готовили и набирались хорошей морской практики. Каждый член нашего экипажа успел под присмотром более опытных коллег попробовать себя в качестве рулевого, а для меня провели небольшой семинар по морским узлам. Кулинарию отмечу отдельно, её в нашей команде организовала Арина Ахметова. С её помощью мы самостоятельно обеспечили себя трёхразовым горячим питанием. Готовили мы на настоящей походной газовой плитке и в туристических котелках — канах. Из еды больше всего запомнились утренние бутерброды с салом, «подаренные» экипажем катера Адмирал и вкуснейший обеденный плов, которого мы приготовили настолько много, что прям в камере шлюза делились им со стоящими вместе с нами командами. В походе обращаешь на такие мелкие радости гораздо больше внимания, чем в обычной жизни и особенно ценишь то, в какой компании и с каким духом всё происходит. Только вечером мы дошли до Дубны, пришвартовались к пристани на острове Липня и наконец-то смогли нормально выспаться в комфортных условиях местной базы отдыха.
Следующие два дня, субботу и воскресенье, мы жили на острове и участвовали в гонках. Последние для нашего экипажа начались с осознания того, что мы забыли спинакер (но зато взяли сапборд и два раскладных стула!). Спинакер — это специальный парус, который используют при попутном ветре для развития максимальной скорости. Забыть его — стать бегуном, который на линии старта понимает, что забыл переобуть домашние тапочки на новомодные спортивные кроссовки. Но мы не отчаялись. Наш экипаж был нацелен не на борьбу за первое место, а на наработку практики. Поэтому в процессе гонок мы сосредоточились на максимально правильной настройке имеющихся парусов (благо наш капитан, Митя Демидовский, взял с собой всю свою морскую библиотеку), применяли теорию на практике и сменяли друг друга на разных ролях, в том числе, на позиции рулевого. Когда же дело дошло до установки злополучного спинакера, то мы, используя всемогущую силу воображения, достали из трюма специальный металлический рангоут для его установки (aka спинакер-гик) и обсудили, как бы мы с её помощью ставили «мысленный» парус. Но жизнь на туристической базе запомнилась не только регатой. Так, вечером субботы мы всеми экипажами собрались вместе, чтобы пообщаться, поделиться ощущениями от похода и подумать, как развивать это направление и весь клуб в будущем. Из дружеских бесед меня особенно вдохновил рассказ Игоря Митрофанова, члена экипажа яхты “Акробат”, о его путешествиях по Атлантике и Канарским островам. На следующий день мы вновь приняли участие в гонках, сделали памятные фотографии на награждении и отправились обратно.
Так как вечером воскресенья часть участников похода была вынуждена уехать в Москву на пригородном поезде, мы перераспределились по яхтам так, чтобы у всех на борту было достаточно людей для обратного перехода. В процессе нам не повезло отправить на дно нашу речную рацию, но даже в такой ситуации наши коллеги по яхт-клубу (яхта Акробат) не оставили нас в беде и помогли нам пройти шлюзы, связываясь с диспетчерами и швартуясь с нами “пыжом” (бок о бок) во время шлюзования. Благодаря полученной практике обратное путешествие прошло спокойно за исключением момента, когда идущий вместе с нами сквозь шлюзы пассажирский теплоход по радиосвязи назвал нашу большую и дружную компанию «пиратской оравой». Если на старте мне, как новичку, повести яхту удавалось только в спокойные моменты, то на обратном пути мы с капитаном по очереди сменяли друг друга и даже пробовали настроить систему автопилота, чтобы иметь возможность ненадолго отпустить руль для ремонта или приготовления еды.
До Галса мы добрались уже вечером понедельника и вернулись немного другими людьми. В такие моменты понимаешь, что яхтинг — это не только про спорт, который требует от тебя знаний в разных областях и готовности противостоять природе, но и про людей. Про людей, которые своей сплочённостью вносят душу в каждый выход, делают его уникальным. Сердечное, большое и искреннее спасибо всем тем, кто был с нами в эти дни, — экипажам яхт Артист, Акробат, Арбалет, “514” и катера Адмирал. Отдельное спасибо Мите Демидовскому — за ответственное и душевное руководство нашим экипажем и помощь в подготовке этой статьи, Арине Ахметовой — за профессиональную кулинарию, Анне Назаровой — за прекрасные фотографии и внесение правок, Виктории Солунской — за вычитывание текста, Никите Аржанцеву — за настойчивость в подготовке матросов, Умару Нурматову — за экспертизу в узлах, переданную в том числе мне, администрации туристической базы острова Липня — за любезный приём всех участников регаты и Ольге Ананьевой, капитану яхты “Артист”, — за редакторскую работу и то, что она всегда была с нами на связи. И, конечно, особая благодарность всему яхт-клубу НИУ ВШЭ за то, что он на протяжении десятилетий делает такие походы возможными.
Если вас заинтересовал этот материал, то можете ознакомиться с общей статьей яхт-клуба о походе, который написан членами остальных экипажей. Желающие попробовать себя в парусном спорте — подписывайтесь на телеграм-канал Яхт-клуба ВШЭ. Уже в сентябре-октябре клуб будет проводить набор в спортивную секцию кафедры физвоспитания по парусному спорту, участники которого смогут вступить в клуб и подготовиться к работе в следующем сезоне.

