• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар "История философии: тексты и интерпретации"

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Кто читает:
Школа философии
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели


Соколов Павел Валерьевич


Хессбрюгген-Вальтер Штефан

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку. Дисциплина изучается на втором курсе бакалавриата в течение 4 модулей. Она связана тематически с курсами по истории философии Древнего мира и Нового времени, которые изучаются на 1 и 2 курсе бакалавриата. Программа предназначена для студентов-бакалавров по направлению 47.04.01 «Философия» НИУ ВШЭ и соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) высшего профессионального образования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование представлений о теоретических основаниях и концептуальном аппарате наук о социально-историческом мире (историографии, политики, риторики, «статистики», антропологии) в эпоху раннего Нового времени (XV – нач. XVIII вв.);
  • Ознакомление с предпосылками и историческими условиями генезиса «моральных наук» («наук о духе») в XVI-XVII столетиях;
  • Изучение основных аналитических категорий, используемых для описания языка и методологического инструментария гуманитарных наук раннего Нового времени (контингентность, концептизм, Barockpolitik, моральная достоверность, государственный интерес и т. д.);
  • Уяснение смысла и реконструкция генеалогии базовых историографических категорий, используемых для обозначения рассматриваемого культурно-исторического периода: Ренессанс, Барокко, «раннее Просвещение»;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает ключевые темы диалога Платона "Государство"
  • Способен сопоставить понятие тирания у Платона и Ксенофонта.
  • Знает ключевые темы диалога Ксенофонта "Гиерон"
  • Знает особенности диалога Платона "Политик", его форму и драматургию
  • Знает ключевые идеи диалога "Политик" и роль метафор в политической философии Платона.
  • Разбирается в действующие лицах, форме и драматургии диалога "Закона".
  • Способен сопоставить понятие добродетель в «Государстве» и в «Законах».
  • Понимать роль учебников в истории философии ранного нового времени.
  • Понимать роль университетов и школ в истории философии ранного нового времени.
  • Способность перевести и прокомментировать латынски учебный текст
  • Выделяет в тексте главный тезис и аргументы в поддержку представленной позиции
  • Отличает философскую позицию ньютонианства, представленную Кларком, от философской позиции Лейбница в вопросах онтологии пространства и времени, свободы воли, значения чудес, связи Бога с физическим миром.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. 1. Генезис гуманистической диалектики (критика схоластической метафизики)
    Диалектика как универсальный метод наук о человеке. Реабилитация топического аргумента и пересмотр границ аристотелевской аподейктики у Марио Низолио и Петра Рамуса; «перекапывание диалектики» и критика аристотелевского учения о категориях у Лоренцо Валлы; апория «науки о единичном» и статус исторического знания в XV-XVII вв.
  • Раздел 1. 2. Консептизм как научный метод и эстетическая программа
    Теоретические основания барочной эстетики (Б. Грасиан, М. Перегрини, Э. Тезауро) и ее роль в истории ранненововременных учений о социальности; риторика как методология в науках о природе (Дж. Вико, авторы «теорий Земли», картезианская физика); синтез литературной теории, библейской экзегезы и физической теории у Т. Бернета и его оппонентов; барочные критики картезианства как универсального научного метода и «несокрушимого основания достоверности».
  • Раздел 1. 3. Топика в структуре ренессансной и барочной науки
    Диалектика в «Риторике» и «Топике» Аристотеля: предикабилии, места аргументов, энтимема, эпихерема, сорит. Идея «морального силлогизма» у Х. Карамуэля-и-Лобковица. Общее место как инстанция опосредования между социальным опытом и рациональной наукой: топика у рамистов и Дж. Вико. Общие места — универсалии социального опыта, позволяющие построить «идеальную историю наций».
  • Раздел 1. 4. Гражданская наука между naturalistic fallacy и моральной логикой
    Понятие naturalistic fallacy: дедукция обязательства из факта у Г. Мура и ought-sentences у Д. Юма. Теория обязательств у Т. Гоббса. Ренессансная антропология (О. Кассманн, Хенрик Регий) и проблема физиологических оснований социальности (Р. Камберленд, У. Гарвей, Т. Браун, Й. и П. Де ла Куры). Теория «моральной силлогистики» и «моральная онтология» у Хуана Карамуэля в контексте пробабилизма.
  • Раздел 1.5 .Риторика, медицина и политика в XVII в.
    Физика аффектов и терапия политического тела; дискуссии о начале произвольных человеческих действий (conatus) в физике, медицине и политической философии; семиотика как общая почва науки о природе наций и медицины; контингентность как общая почва медицины, риторики и политики; понятие prudentia medica.
  • «Государство» Платона.
  • «Гиерон» Ксенофонта.
  • «Политик» Платона.
  • «Законы» Платона.
  • Неканонические тексты в истории философии раннего Нового времени - Введение
    Канон философии Нового времени. История его формирования.
  • Университетская культура первой половины 17 века.
    Изучение философии в школах и университетах.
  • «Физика» Иоганна Штира–пример университетского учебника 17 века.
    Перевод и комментирование учебника
  • Раздел 4. Дискуссионные темы переписки Г.-В. Лейбница и С. Кларка (1715-1716)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Модуль 2. Работа на семинарах и эссе
  • неблокирующий Модуль 2. Устный опрос по пройденному материалу
  • неблокирующий Модуль 1. Работа в аудитории
  • неблокирующий Модуль 1. Письменная контрольная
  • неблокирующий Модуль 4. Накопленная оценка за 4 модуль
  • неблокирующий Модуль 3. Перевод и комментирование отрывок из текста в аудитории
    Задача курса состоит в изучении и переводе тех же учебников, которые читали студенты примерно 300 лет назад. Метод изучения тоже сходен: нужно выбрать отрывок из текста, классифицировать его под тематическим заголовком («общее место» или «предмет обсуждения»), использовать его для написания собственного текста. Оценка зависит от количества отрывков, с которыми успел поработать студент во время модуля. Результат нормируется по лучшим студентам в группе.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Итоговая оценка рассчитывается на основании 4 оценок каждый модуль. Принципы выставления оценок за каждый раздел курса определяются преподавателями, ответственными за данный раздел. Итоговая оценка за научно-исследовательский семинар рассчитывается по следующей формуле: Оитог = (О1 + О2 + О3 +О4) / 4
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Безус С. Н., Денисенко Л. Г. - ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 175с. - ISBN: 978-5-534-08954-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/latinskiy-yazyk-441906
  • Платон - Законы - Русайнс - 2015 - 323с. - ISBN: 978-5-4365-0436-0 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/917396

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Античная философия, Асмус, В. Ф., 2003
  • Гриненко Г. В. - ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 145с. - ISBN: 978-5-534-10156-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-drevnego-mira-antichnaya-filosofiya-429449