• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Биохимия

Статус: Курс обязательный (Химия)
Где читается: Факультет химии
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 62

Программа дисциплины

Аннотация

Биохимия — наука о химическом составе живых клеток или же организмов, а также о лежащих в основе их жизнедеятельности биохимических процессах. Биохимия — требует знаний как из области химии, так и из области биологии. Программа предназначена для студентов направления подготовки 06.03.01 Биология, обучающихся по образовательной программе «Клеточная и молекулярная биотехнология». Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с: Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 04.03.01 Химия. Программа предназначена для студентов 3-его курса, длительность освоения 1, 2 модуль.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель дисциплины – ознакомить студентов со строением и основными свойствами различных биологически важных соединений (углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты), сформировать представления о путях метаболизма различных соединений, их взаимосвязи и механизмах регуляции метаболических процессов, создать представление о молекулярных механизмах, лежащих в основе функционирования различных органов и тканей. В задачи дисциплины входит несколько пунктов. 1. Ознакомить студентов со строением и свойствами основных биологически важных молекул (белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты) 2. Продемонстрировать современные представления о структуре белка и механизмах функционирования ферментов. Дать представление о геномике и протеомике 3. Рассмотреть различные процессы, обеспечивающие получение энергии в клетке, проследить метаболические пути 4. Проанализировать процессы метаболизма различных биологически значимых соединений и взаимосвязь различных путей метаболизма в клетке 5. Ознакомить студентов с молекулярными механизмами регуляции различных биохимических процессов, протекающих в различных органах и тканях. 6. Показать, как химия и биология тесно связаны в составе дисциплины. Продемонстрировать роль биохимии в медицине и разработке лекарственных препаратов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Уметь классифицировать аминокислоты
  • Объясняет молекулярные основы ферментативного катализа. Иллюстрирует особенности ферментов как катализаторов. Формулирует способы ковалентной и нековалентной регуляции ферментов. Иллюстрирует роль ферментов в метаболизме. Называет и сравнивает кофакторы ферментов, объясняет принципы их действия.
  • Объясняет принципы работы дыхательной цепи млекопитающих, называет ее компоненты и формулирует ее роль для аэробного метаболизма. Называет и сравнивает разные способы синтеза АТР в метаболизме.
  • Описывает химические реакции, лежащие в основе метаболизма аминокислот и нуклеотидов в живых системах.
  • Описывает химические реакции, лежащие в основе метаболизма липидов в живых системах.
  • Описывает химические реакции, лежащие в основе метаболизма углеводов в живых системах.
  • Знание механизмов влияния температуры на скорость ферментативной реакции.
  • Освоение методов определения параметров уравнения Михаэлиса-Ментен.
  • Понимание влияния температуры на ингибирование ферментативных реакций.
  • Базовые знания о строении клетки.
  • Знать сложные механизмы, регулирующие клеточный метаболизм
  • может охарактеризовать строение, химические свойства и классификацию аминокислот
  • Будут описывать основные кинетические кривые и стадии ферментативной реакции.
  • метаболизм основных классов веществ и превращение энергии в клетке
  • Отличать различные пути метаболизма амнокислот
  • Имеет представление о строении и важнейших свойствах углеводов, аминокислот и пептидов
  • Описывает строение биологической мембраны, ее функции.
  • Знает основные понятия энзимологии, знаком с кинетикой ферментативных реакций. Умеет применять модели, описывающие протекание ферментативных реакций, активацию и ингибирование.
  • Студенты понимают и могут объяснить способы применение ферментативной кинетики для описания клеточных процессов.
  • Представление и потоках вещества и энергии в клетке
  • Уметь ориентироваться в современной классификации живых организмов
  • Может описать строение моносахаридов и дисахаридов
  • Умеет описывать строение пуриновых и пиримидиновых оснований
  • Уметь определять метод разделения белков
  • Писать и определять структурные формулы и свойства углеводов и нуклеиновых кислот
  • Ориентироваться в способах определения концентрации белка
  • Уметь различать такие структуры, как мицеллы и везикулы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Химический состав клеток, устройство живого мира
  • Вода как среда для биохимических превращений, строение аминокислот, углеводов и липофильных соединений
  • Строение биополимеров
  • Биологические мембраны
  • Механизмы биологического катализа
  • Основные пути синтеза и распада углеводов, обмен липидов, обмен азотистых соединений
  • Регуляция и интеграция метаболизма
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Групповой проект
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Учитывается активность студентов во время семинаров в виде решения задач
  • неблокирующий Тесты после разделов
  • неблокирующий Тесты на занятиях
  • блокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.2 * Групповой проект + 0.2 * Работа на семинарах + 0.1 * Тесты на занятиях + 0.2 * Тесты после разделов + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Основы биохимии Ленинджера. Т. 1: Основы биохимии, строение и катализ, Нельсон, Д., 2019
  • Основы биохимии Ленинджера. Т. 2: Биоэнергетика и метаболизм, Нельсон, Д., 2017
  • Основы биохимии Ленинджера. Т. 3: Пути передачи информации, Нельсон, Д., 2017

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Наглядная биохимия, Кольман, Я., 2019

Авторы

  • Четыркина Маргарита Руслановна
  • Еремейкина Елена Алексеевна