2025/2026





Управление музеем: существующие практики и тренды будущего
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент менеджмента
Где читается:
Факультет социально-экономических и компьютерных наук
Когда читается:
1, 2 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Сизова Ирина Алексеевна
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
Актуальность дисциплины заключается в том, что музей является объектом исследований представителей междисциплинарных направлений, и знание специфики существования и деятельности такого объекта как музей для них становится крайне важным. В курсе буду освещены вопросы управления такими направлениями музейной деятельности, как учетно-хранительская, экспозиционно-выставочная, культурно-образовательная. Также отдельно будут освещены вопросы управления финансовыми потоками в музее, безопасностью музея и персоналом. В итоге, студенты будут иметь представление об управлении музеем и его основными направлениями деятельности.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины являются, во-первых, знакомство с музеем как социальным институтом и особенностями его существования и управления в современных условиях и, во-вторых, формирование представлений об управлении музейными коммуникациями – от экспозиции до цифровых музейных продуктов. Задачи курса: - изучить историю появления, основные этапы развития музеев в России и за рубежом; - сформировать систему представлений о музее как социокультурном институте, особенностях его функционирования и управления на основе законодательной базы их деятельности в современных условиях; - познакомиться с основными тенденциями управления музеями; - определить будущие технологии управления музеем как учреждением: от цифровой трансформации к персонализации. - проанализировать современные управленческие технологии с точки зрения возможности их внедрения в управление музеем: блокчейн, цифровые двойники и проч.
Планируемые результаты обучения
- понимает особенности музейного маркетинга; владеет инструментами маркетингового исследования в музее; умеет формировать музейный продукт и продвигать его.
- - знает особенности музейных АИС, причины их внедрения
- Знает, какие предпосылки у цифровой трансформации. Понимает, как происходит цифровая трансформация бизнеса.
- Понимание термина «цифровизация»
- знает особенности управления экспозиционными и выставочными проектами
- Формирует концепцию взаимоотношений музея и посетителя, музея и партнеров, музея как субъекта влияния
- уметь адаптировать запросы аудитории под музейный продукт
- умеет определять возможности использования основных технологий, применяемых в экспозиционно-выставочной работе музея (от плазменных панелей до AR/VR, 3D и голограмм).
- - знание основных и современных функций музея
- - понимание основных кадровых позиций в музее
- - понимание особенностей работы с музейным эндаументом
- - умение организовать работу по формированию грантовых и краудфандинговых проектов
- - знание основных статей доходов и расходов музея
- - знание специфика музейных продуктов
- - умение адаптировать запросы аудитории под музейный продукт
- - владение инструментами маркетингового исследования в музее
- - понимание разновидностей выставочных проектов в музеях
- - знание основных принципов и особенностей управления экспозиционными и выставочными проектами
- - определение возможности использования основных цифровых технологий, применяемых в экспозиционно-выставочной работе музея (от плазменных панелей до AR/VR, 3D и голограмм).
- - формирование концепции взаимоотношений музея и стейкхолдеров (посетителя, партнеров, органов власти, конкурентов)
- - понимание предпосылок цифровой трансформации
- - грамотное использование термина «цифровизация»
- - знание и понимание модели посетительского опыта по Фальку и Диркингу, а также модель конструирования впечатлений посетителей
- - интерпретирование теории соучастия (партиципации) и ее проявления в социокультурных коммуникациях относительно работы с посетителем в музее
- - анализ посетительского опыта в разрезе использования мультимедийных технологий в пространстве музейной экспозиции
Содержание учебной дисциплины
- Основные функции музея в современном мире
- Планирование и развитие в музейной сфере. Кадровый менеджмент
- Финансовый менеджмент в музейной отрасли
- Управление музейными коллекциями: традиции и перспективы
- Управление экспозиционно-выставочной деятельностью
- Культурно-образовательная деятельность музея: вопросы управления
- Музейный продукт: особенности создания. Музейный маркетинг
- Управление музеем в современных условиях: цифровизация и постцифровизация? Музейная безопасность
Элементы контроля
- мини-тест на лекцияхТест нацелен на проверку и закрепление полученных на лекциях знаний
- работа на семинарахПреподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: участие в дискуссиях, результаты устных опросов, презентации, правильность решения задач и кейсов как индивидуально, так и в рамках командной работы
- экзамен
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.1 * мини-тест на лекциях + 0.1 * мини-тест на лекциях + 0.15 * работа на семинарах + 0.15 * работа на семинарах + 0.5 * экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Кимеева, Т. И. Комплектование, учет и хранение музейных фондов : учебное пособие / Т. И. Кимеева. — Кемерово : КемГИК, 2022. — 140 с. — ISBN 978-5-8154-0637-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/310475 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Маркетинг в сфере культуры : Учебное пособие, Тульчинский, Г. Л., 2009
- Мартиросян, Р. М., Инновационные модели привлечения внебюджетных средств: фандрейзинг, краудфандинг, эндаумент : учебное пособие / Р. М. Мартиросян. — Москва : Русайнс, 2024. — 99 с. — ISBN 978-5-466-04990-9. — URL: https://book.ru/book/953019 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.
- Маслак, Е. Н. Музейный менеджмент : учебное пособие / Е. Н. Маслак ; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2020. - 104 с. - ISBN 978-5-9275-3547-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1308379
- Музееведение, Тельчаров, А. Д., 2011
- Мультимедийные технологии в выставочной деятельности : учебно-методическое пособие / составитель Л. А. Гриневич. — Барнаул : АлтГИК, 2021. — 147 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/217595 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Партиципаторный музей, Саймон, Н., 2017
- Практика современной экспозиции. 2006, Литвинов, В. В., 2005
- Хализова, Ю. А. Экспозиционный дизайн : учебно-методическое пособие / Ю. А. Хализова. — Тольятти : ТГУ, 2022. — 232 с. — ISBN 978-5-8259-1064-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/264125 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- 9781789531237 - Fatouretchi, Max - The Art of CRM : Proven strategies for modern customer relationship management - 2019 - Packt Publishing - http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=2143915 - nlebk - 2143915
- Аликперов, И. М. Фандрайзинг в креативных индустриях : учебное пособие / И. М. Аликперов. — Екатеринбург : ЕАСИ, 2021. — 170 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/240293 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Валькова, Т.Р.. Музейные коллекции традиционного русского костюма: формирование и проблемы хранения : Научное издание / Т.Р. Валькова, О.Н. Климова — Москва : Институт Наследия Лихачева, 2019. — 186 с. — ISBN 978-5-86443-283-9. — URL: https://book.ru/book/945307 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.
- Кибанов, А. Я. "Управление персоналом" и "управление человеческими ресурсами": сущность, сходства и различия понятий / А. Я. Кибанов. - Текст : электронный // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2013. - №8. - С. 68-78. - URL: https://znanium.com/catalog/product/452853
- Курумчина, А. Э. Социокультурные коммуникации. Проекты социальных трансформаций и всемирные выставки : учебное пособие для вузов / А. Э. Курумчина. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 119 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10770-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517273 (дата обращения: 04.07.2025).
- Музей как третье место : материалы международной конференции в рамках проекта "Музей 15/24" : сборник методических материалов, , 2020
- Основы теории и практики фандрайзинговой деятельности : учебное пособие / составитель Е. В. Матвеева. — Улан-Удэ : ВСГИК, 2020. — 56 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/215393 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- РОМАНОВ, Е. В., ДРОЗДОВА, Т. В., & РОМАНОВА, Е. В. (2018). SWOT-анализ: от стратегии организации к стратегии личностного роста. Perspectives of Science & Education, 36(6), 246–253. https://doi.org/10.32744/pse.2018.6.27
- Системный бренд-менеджмент : учебник, Грошев И.В., Краснослободцев А.А., 2012
- Финансовые измерения корпоративнных стратегий. Стейкхолдерский подход : монография, Ивашковская, И. В., 2023
- Шекова, Е. Л. Фандрайзинг в сфере культуры : монография / Е. Л. Шекова. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2022. — 228 с. — ISBN 978-5-8114-5245-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/218096 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Щербина, А. В. Музейное проектирование : учебно-методическое пособие / А. В. Щербина. — Тольятти : ТГУ, 2011. — 68 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/139927 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.