• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Разработка интеллектуальных агентов компьютерных игр

Статус: Курс по выбору (Программная инженерия)
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина фокусируется на искусственном интеллекте (ИИ) в компьютерных играх. Однако полученные знания могут быть использованы и в других сферах, например, при создании приложений виртуальной и дополненной реальности, геймифицированных пространств и симуляций. В рамках дисциплины студенты познакомятся с основами ИИ в играх, познакомятся с понятием интеллектуального агента, подробней ознакомятся со сферой их применения и на практики попробуют основные подходы к их разработке. Мы на примерах подробно рассмотрим особенности реализаций ИИ в компьютерных играх начиная с низкого уровня, т.е. примитивных движений и заканчивая высоким, т.е. вариантами интеллектуального поведения NPC, построения и отображения отображения виртуальных миров. Мы поговорим о математических моделях, их описаниях, приложениях для разных жанров игр, миров и проч. Для реализации используется движок Unreal Engine 5, Blueprints и С++.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучить основные подходы и пайплайны для разработки интеллектуальных агентов и использования моделей и сред обучения для их создания
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные виды ИИ в компьютерных играх.
  • Понимает основные понятия, связанные с перемещениями в компьютерных играх.
  • Умеет реализовывать некоторые алгоритмы поиска пути и навигации в компьютерных играх.
  • Понимает особенности реализации поиска путей и навигации при разных уровнях иммерсии и особенностях игровых миров.
  • Знает основные варианты реализации поведенческих моделей ИИ в компьютерных играх.
  • Понимает особенности алгоритмов генерации структур и контента в компьютерных играх.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Искусственный интеллект в компьютерных играх
  • Перемещения в компьютерных играх
  • Поиск пути и навигация в компьютерных играх
  • Поведенческий искусственный интеллект в играх и системы принятия решений
  • Генерации в компьютерных играх
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий СР_1
    Самостоятельная работа - короткий срезовый контроль по пройденному материалу (алгоритмы, математические модели, особенности их представления в реализациях игр).
  • неблокирующий ДЗ_3_1
    Домашнее задание с реализацией управления ИИ агента средствами движка Unreal Engine
  • неблокирующий ДЗ_4_1
    Создание собственного пространства и интеллектуального агента.
  • неблокирующий П_1
    Активность на семинарах - решение практикумов и посещение.
  • неблокирующий П_2
    Активность на семинарах (посещение и практикумы)
  • блокирующий Э
    Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 4th module
    Накопленная оценка: Н = 0,1 * CР + 0,25 * ДЗ_3_1 + 0,2 * П_1 + 0,25 * ДЗ_4_1 + 0,2*П_2 Итоговая оценка: И = 0,6*Н + 0,4 * Э (Н фигурирует до округления)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Porro, S., & Cocchiarella, L. (2019). Use of a Game Engine Artificial Intelligence to Represent People Flows in Architectural Spaces via Geometry and Graphics ; Upotreba game enginea umjetne inteligencije u svrhu predstavljanja protoka ljudi u arhitektonskim prostorima pomoću geometrije i grafike.
  • Аналитическая геометрия : учебник для математических специальностей университетов, Комбаров, А. П., 2023
  • Гданский Н.И. - Основы теории и алгоритмы на графах - 978-5-16-020256-3 - НИЦ ИНФРА-М - 2025 - https://znanium.ru/catalog/product/2166200 - 2166200 - ZNANIUM
  • Ездаков А.Л. - Экспертные системы САПР - 978-5-8199-0886-0 - Издательский Дом ФОРУМ - 2023 - https://znanium.ru/catalog/product/2126637 - 2126637 - ZNANIUM
  • Искусственный интеллект. Введение в многоагентные системы : учебник для вузов, Бессмертный, И. А., 2024
  • Продвинутые алгоритмы и структуры данных, Ла Рокка, М., 2024
  • Теория графов, Карпов, Д. В., 2022

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Christopher A. Paul. (2012). Wordplay and the Discourse of Video Games : Analyzing Words, Design, and Play. Routledge.
  • Алгоритмы на практике : решение реальных задач, Зингаро, Д., 2023
  • Алгоритмы на С++ : анализ структуры данных, сортировка, поиск, алгоритмы на графах, Седжвик, Р., 2014
  • Алымова Е.В., Деундяк В.М., Пеленицын А.М. - Конечные автоматы и формальные языки - 978-5-9275-2397-9 - Южный федеральный университет - 2018 - https://znanium.ru/catalog/product/1020503 - 1020503 - ZNANIUM
  • Вся высшая математика. Т.1: Аналитическая геометрия, векторная алгебра, линейная алгебра, дифференциальное исчисление : учебник, , 2014
  • Искусственный интеллект. Кн.1: Системы общения и экспертные системы, , 1990
  • Конечные автоматы: эквивалентность и поведение, Иванов, Н. Н., 1984
  • Общий искусственный интеллект, Тогелиус, Ю., 2025
  • Универсальный искусственный интеллект и экспертные системы, Ручкин, В. Н., 2009
  • Экспертные системы : принципы разработки и программирование, Джарратано, Д., 2007

Авторы

  • Максименкова Ольга Вениаминовна
  • Веселко Никита Игоревич
  • Буцкая Евгения Александровна