Магистратура
2025/2026




Советский субъект и советская цивилизация
Статус:
Курс по выбору (Русская литература в кросс-культурной и интермедиальной перспективах)
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Козлов Дмитрий Сергеевич
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках курса будут рассмотрены теоретические основы и практики реализации различных политических и культурных проектов, связанных с радикальным обновлением общества после Революции 1917 года и попытками построения нового советского субъекта. “Советский проект” рассматривается в исторической динамике, и на семинарских занятиях будет уделено внимание, как социальным и культурным экспериментам 1920—1930-х, так и пересмотру их результатов в послевоенные десятилетия и кризису советской цивилизации и советского субъекта 1970—1980-х. Предметом обсуждения на занятиях станут культурные и политические концепции, оформлявшие “советский проект”, и подвергавшие его критике, практики повседневности и режимы публичности в советском обществе, а также дискуссии о “советском человеке / советском субъекте” в историографии и публицистике XX—XXI веков.
Цель освоения дисциплины
- Познакомить студентов с основными подходами к изучению истории советской культуры.
- Дать представление об основных проблемных точках изучения истории СССР
- Познакомить студентов с направлениями внутри лингвистического поворота и антропологического поворота в изучении советской культуры; концепцией "советской субъективности"
- Сформировать навык анализа произведений искусства советского периода с точки зрения современных методологических подходов
Планируемые результаты обучения
- Иметь представление о тоталитаристской и ревизионистской школах в изучениии истории СССР
- Понимать основные направления в дискуссиях о "советском человеке"
- Понимать основные идеи концепции "советской субъективности"
- Понимать разницу между различными проектами преобразований общества и человеческой природы до и после Октября 1917
- Иметь представление о концепции speaking bolshevik Стивена Коткина
- Понимать разницу между теоретическими основами советского проекта женской эмансипации и его реализацией в различные периоды советской истории
- Понимать связь советских политических репрессий с идеями (ре)формирования человека и общества и с задачами форсированной модернизации
- Разбираться в различных периодах формирования памяти о жертвах советских политических репрессий
- Иметь представление о теневых практиках советской экономики и их репрезентации в искусстве
- Понимать концепцию "советского среднего класса" и границы ее применимости
- Понимать основы концепции коллектиивного воспитания Антона Макаренко
- Иметь представления об интеллектуальных дискуссиях в позднесоветском обществе
- Иметь представление о раздичных аспектах истории диссидентского движения
- Разбираться в концепции "вненаходимости" Алексея Юрчака
Содержание учебной дисциплины
- Культурная история СССР: основные подходы и проблемные точки
- “Советский проект” и агентность граждан СССР в 1920–30-х
- Советский проект эмансипации женщины: теории и реальность
- Политические репрессии и память о них в советском и постсоветском обществе
- Парадоксы советского общества потребления
- Личность и коллектив в советском обществе 1950-1980-х
- Возможность свободного поведения в позднесоветском обществе
Элементы контроля
- Аудиторная работаОценка форм устной и дискуссионной работы на занятиях учитывает уместность и содержательность высказываемых замечаний, а также корректность и эффективность их подачи.
- ЭкзаменЭкзамен проходит в виде подготовки экзаменационного эссе. Тема эссе повторяет тему курсовой работы студента.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- 9780333981825 - Attwood, Lynne - Creating the New Soviet Woman : Women's Magazines As Engineers of Female Identity, 1922-53 - 1999 - Palgrave Macmillan - http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=185695 - nlebk - 185695
- Applebaum, A. (2010). Gulag : A History. New York: Anchor. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=720010
- Fitzpatrick, S. (DE-588)132798344, (DE-576)160958431. (1999). Everyday Stalinism : ordinary life in extraordinary times; Soviet Russia in the 1930s / Sheila Fitzpatrick. Oxford [u.a.]: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.075108488
- Ganguly, L. (2007). Alexei Yurchak: Everything Was Forever, Until It Was No More: The Last Soviet Generation. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.951C3C60
- Rittersporn, G. T. (1996). Stephen Kotkin. Magnetic Mountain: Stalinism as Civilization. Berkeley and Los Angeles: University of California Press. 1995. Pp. xxv, 639. $55.00. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.18E2D6D6
- Stalinism : new directions / ed. by Sheila Fitzpatrick. (2000). London [u.a.]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.080753531
- Колесниченко, Т. С. Жизнь и педагогическая деятельность Антона Семеновича Макаренко : монография / Т. С. Колесниченко. — Вологда : ВоГУ, 2017. — 144 с. — ISBN 978-5-87851-724-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/171249 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Порус, В. Н. (2019). Экзистенциальная антропология после Варлама Шаламова. Journal of Philosophical Sciences / Filosofskie Nauki, 62(3), 7–24. https://doi.org/10.30727/0235-1188-2019-62-3-7-24
Рекомендуемая дополнительная литература
- 9781839764196 - Ilya Budraitskis - Dissidents among Dissidents : Ideology, Politics and the Left in Post-Soviet Russia - 2022 - Verso Books - https://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=3134715 - nlebk - 3134715
- Boris Groys. (2014). The Total Art of Stalinism : Avant-Garde, Aesthetic Dictatorship, and Beyond. [N.p.]: Verso. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1694986
- Temkina, A., & Zdravomyslova, E. (2003). Gender Studies in Post-Soviet Society: Western Frames and Cultural Differences. Studies in East European Thought, 55(1), 51–61. https://doi.org/10.1023/A:1021857831011
- Киреева, Т. В. Документально-художественный синтез как дискурсивная стратегия литературной личности: лингвориторический подход (А.И. Солженицын, "Архипелаг ГУЛаг") : монография / Т. В. Киреева, А. А. Ворожбитова. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2022. — 176 с. — ISBN 978-5-9765-5176-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/266333 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Коллонтай, В. М. Моя чрезвычайная бабушка. Воспоминания внука об Александре Михайловне Коллонтай / В. М. Коллонтай. — Москва : Аспект Пресс, 2019. — 192 с. — ISBN 978–5–7567–0989–6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115624 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Ленинград Довлатова. Исторический путеводитель. — 4-е изд., испр. и доп. - 978-5-9775-1857-4 - Лурье, Л. Я., Лурье С. Л. - 2024 - Санкт-Петербург: БХВ-Петербург - https://ibooks.ru/bookshelf/396434 - 396434 - iBOOKS