Бакалавриат
2025/2026





Научно-исследовательский семинар "Методология научных исследований"
Статус:
Курс обязательный (Логистика и управление цепями поставок,
Цифровые платформы и логистика)
Кто читает:
Департамент менеджмента
Где читается:
Санкт-Петербургская школа экономики и менеджмента
Когда читается:
4-й курс, 2, 3 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Тараскина Елена Владимировна
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина направлена на формирование у студентов системного понимания логики и методологии научного исследования в области менеджмента. В рамках семинара рассматриваются ключевые этапы исследовательского процесса: формулирование проблемы, построение теоретической модели, выбор методологии, сбор и анализ данных, интерпретация и представление результатов. Особое внимание уделяется практическому освоению современных количественных и качественных методов, работе с академическими источниками и разработке исследовательского дизайна. Курс сочетает теоретические обсуждения, анализ реальных исследований, индивидуальные и групповые задания, направленные на развитие исследовательских компетенций. Итогом работы становится подготовка и защита индивидуального исследовательского проекта, соответствующего академическим стандартам. Полученные знания и навыки закладывают основу для выполнения выпускной квалификационной работы и дальнейшей исследовательской деятельности в сфере менеджмента.
Цель освоения дисциплины
- Цель дисциплины — формирование у студентов системного понимания логики и методологии научного исследования в менеджменте, а также развитие практических навыков проектирования, проведения и представления исследовательских работ с соблюдением академических стандартов.
Планируемые результаты обучения
- Понимает принципы научного познания и может различать теоретические и эмпирические уровни исследования.
- Умеет формулировать исследовательскую проблему, цель, задачи.
- Способен определить объект и предмет исследования в области менеджмента.
- Осознаёт требования к научной валидности и надёжности, умеет учитывать ограничения исследования.
- Владeет навыками поиска и критического анализа академических источников
- Умеет систематизировать литературу по тематическим, хронологическим и теоретическим признакам
- Способен выявлять «исследовательские разрывы» и формулировать теоретические основания для своего исследования
- Может разрабатывать концептуальную модель и логически обосновывать гипотезы
- Знает различия между качественными, количественными и смешанными подходами, умеет аргументировать выбор дизайна
- Умеет проектировать исследование с учётом целей, гипотез и контекста управленческой практики
- Понимает источники ошибок, угрозы валидности и способы их минимизации
- Способен разрабатывать схему выборки, обосновывать её тип и объём
- Владeет навыками разработки анкет, интервью и наблюдательных протоколов
- Умеет организовывать процесс сбора данных: планирование, контроль качества
- Способен применять различные методы сбора данных (опрос, интервью, фокус-группа, наблюдение, анализ документов) в зависимости от задач исследования
- Понимает принципы обеспечения репрезентативности и достоверности данных
- Знает основные методы количественного анализа
- Умеет обрабатывать качественные данные: кодировать, категоризировать, выделять темы и паттерны
- Способен интерпретировать результаты анализа и соотносить их с гипотезами исследования
- Умеет интерпретировать результаты анализа с учётом теоретической модели и контекста
- Способен критически оценивать ограничения исследования и корректно формулировать выводы
- Владeет навыками разработки практических рекомендаций для управленческой практики
- Может синтезировать количественные и качественные результаты в целостные выводы
- Умеет структурировать и оформлять научную статью, отчёт или презентацию по академическим стандартам
- Владeет нормами академического письма и этики научных публикаций
- Способен подготовить и защитить результаты собственного исследования в устной и письменной формах
Содержание учебной дисциплины
- Введение в научное исследование
- Обзор литературы и теоретическая база
- Дизайн исследования и выбор методологии
- Методы сбора данных
- Методы анализа данных
- Интерпретация результатов, ограничений и обоснование выводов
- Презентация, публикация и защита научной работы
Элементы контроля
- Активность на семинарахПисьменные задания на семинаре и короткие устные ответы. Задания, входящие в "Активность на семинаре", оцениваются только при условии присутствия студента на семинаре.
- Презентация идеи исследования
- Предварительный вариант исследовательской работыПредполагает написание полного текста исследовательской работы в соответствии с методическими рекомендациями. В работе могут быть представлены предварительные результаты.
- ЭкзаменТест, состоящий из вопросов с вариантами ответа и вопросов, предполагающих короткий ответ (1-2 предложения) в Smart LMS.
- Презентация обзора литературы и теории
- Презентация методологии исследования
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 3rd module0.12 * Активность на семинарах + 0.13 * Активность на семинарах + 0.25 * Предварительный вариант исследовательской работы + 0.1 * Презентация идеи исследования + 0.1 * Презентация методологии исследования + 0.1 * Презентация обзора литературы и теории + 0.2 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Горелов, Н. А. Методология научных исследований : учебник и практикум для вузов / Н. А. Горелов, О. Н. Кораблева, Д. В. Круглов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 390 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16519-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536410 (дата обращения: 04.07.2025).
Рекомендуемая дополнительная литература
- HU, C.-P., & CHANG, Y.-Y. (2017). John W. Creswell, Research Design: Qualitative, Quantitative, and Mixed Methods Approaches. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BCEBF1CE
- Saunders, M. N. K., Thornhill, A., & Lewis, P. (2019). Research Methods for Business Students (Vol. Eighth edition). Harlow, United Kingdom: Pearson Education Limited. Retrieved from https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=5774742
- Боуш Г.Д., Разумов В.И. - Методология научных исследований (в курсовых и выпускных квалификационных работах) - 978-5-16-014583-9 - НИЦ ИНФРА-М - 2025 - https://znanium.ru/catalog/product/2139004 - 2139004 - ZNANIUM