Бакалавриат
2025/2026





Методика преподавания русского языка для иностранцев
Статус:
Курс по выбору (Фундаментальная и прикладная лингвистика)
Где читается:
Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород)
Когда читается:
4-й курс, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Бинштейн Маргарита Михайловна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Целями освоения дисциплины «Методика преподавания русского языка для иностранцев» являются овладение студентами различными методами и подходами к обучению русскому языку как иностранному, приобретение теоретических знаний и практических навыков и умений обучения продуктивным и рецептивным видам речевой деятельности, лексической, грамматической и фонетической сторонам речи, принципам организации учебного процесса и подходам к оценке его качества.
Цель освоения дисциплины
- Научиться проводить диагностику знаний и умений обучающихся, а также корректировать учебный процесс на основе полученных результатов.
- Развить способность к организации интерактивного и коммуникативного обучения, стимулирующего активное использование русского языка в различных ситуациях.
- Знать основные принципы методики преподавания РКИ. Освоить основные теоретические и практические основы методики преподавания русского языка как иностранного, включая современные подходы и технологии обучения.
- Уметь пользоваться Стандартами и Лексическими минимумами при отборе и разработке учебного материала
- Уметь использовать разные методы и технологии обучения РКИ
- Сформировать готовность к самостоятельной работе преподавателя русского языка как иностранного в различных образовательных учреждениях и культурных средах.
Планируемые результаты обучения
- Воспроизводят описание не менее 3 техник обучения.
- Для конкретного грамматического явления русского языка создают план урока (фрагмента урока), используя не менее 1 техники, обсуждавшейся на занятии.
- Наблюдая урок иностранного языка, относят его к коммуникативному / некоммуникативному. Приводят не менее 2 доказательств своей точки зрения.
- Понимание теоретических основ методики преподавания лексики РКИ и современных подходов к обучению лексической компетенции.
- Освоение методов и приемов работы с трудными лексическими единицами, а также способов их эффективного усвоения.
- Критический анализ существующих методик и формирование собственных подходов к обучению лексике РКИ.
- Умение разрабатывать учебные материалы и задания, направленные на преодоление трудностей в изучении лексики.
- Создавать планы уроков и учебные материалы, ориентированные на развитие всех языковых компетенций (говорение, слушание, чтение, письмо).
- Применять коммуникативные и интерактивные методы для активизации речевой деятельности учащихся.
- Проводить диагностику и оценку языковых навыков с использованием современных критериев и инструментов контроля.
- Организовывать учебный процесс с учетом культурных особенностей и мотивации учащихся.
Содержание учебной дисциплины
- Теоретические и практические основы методологии преподавания иностранных языков
- Обучение говорению и произношению.
- методика преподавания лексики РКИ
- Коммуникативный подход к преподаванию иностранного языка
- Обучение грамматике.
- Обучение навыкам аудирования.
- Обучение письменным навыкам.
- Планирование урока. Подведение итогов курса.
Элементы контроля
- Активность на лекциях и семинарахСтуденты участвуют в активных формах работы, таких как обсуждения, выполнение практических заданий, работа в группах, анализ учебных ситуаций и выполнение мини-проектов, направленных на закрепление теоретического материала и развитие практических навыков. Студенты получают 10 и 9 баллов при 100-90% посещаемости
- Выполнение домашних заданийВ течение модуля студент выполняет домашние задания, которые направлены на закрепление и углубление теоретических знаний, приобретённых на занятиях.
- Разработка двух уроковСоздание материалов для проведения двух занятий для иностранных студентов, изучающих русский язык, а также теста полиморфного теста промежуточного контроля
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.2 * Активность на лекциях и семинарах + 0.4 * Выполнение домашних заданий + 0.4 * Разработка двух уроков
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Демидова, Е. Б. Русский как иностранный: методика работы над стилистическими средствами художественного текста : учебное пособие / Е. Б. Демидова, Ю. Б. Мартыненко. — Москва : МПГУ, 2020. — 92 с. — ISBN 978-5-4263-0945-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/174934 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Повторяем падежи и предлоги : корректировочный курс для изучающих русский язык как второй, Ермаченкова, В. С., 2018
- Русский как иностранный: лингводидактический аспект описания : учебно-методическое пособие / составитель Н. А. Козельская. — Воронеж : ВГУ, 2016. — 55 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/165398 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Русский язык как иностранный (A1–A2), Корнева, Г. В., 2021
- Русский язык как иностранный. Практический интенсивный курс (+CD) : Учебник и практикум для прикладного бакалавриата, Ласкарева, Е. Р., 2016
- Сицына-Кудрявцева, А. Н. Микроэлектроника: русский как иностранный : учебно-методическое пособие / А. Н. Сицына-Кудрявцева. — Москва : НИЯУ МИФИ, 2014. — 136 с. — ISBN 978-5-7262-1952-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/103220 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Kaplan R. B. (ed.) The Oxford handbook of applied linguistics. – Oxford University Press, 2010.