• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2025/2026

Массмедиа и стратегии управления прошлым

Статус: Курс по выбору (Журналистика)
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 3-й курс, 1 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Спецкурс «Массмедиа и стратегии управления прошлым» предназначен для формирования у студентов устойчивых навыков в работе с крупными темами (история, общество, память) для создания журналистского продукта. Программа предусматривает: изучение понятийного аппарата, связанного с формированием национальной идентичности и основными направлениями нациестроительства, изучение процесса мифотворчества, формирование навыков оценки профессиональных действий массмедиа в различных странах мира в условиях кризиса идентичности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Понимать основы исторической политики и её роли в защите национальных интересов.
  • Владеть базовыми знаниями об управлении прошлым как области гуманитарного знания и практики, политического проектирования.
  • Владеть основами системного анализа, позволяющими умело использовать источники информации разного уровня, правильно выбирать наиболее достоверные и оперативные каналы доставки медиаматериалов в профессиональной работе.
  • Ориентироваться в современных тенденциях политики памяти и исторической политики, коммеморационных практик как включенных в цели и принципы гуманитарной политики РФ для выполнения профессиональных журналистских задач.
  • Получить комплексные знания о процессе построения систем национальной самоидентификации в разных странах, культурных кодах, потреблении смыслов (как цивилизационных констант).
  • Изучить понятийный аппарат новой научно-прикладной гуманитарной дисциплины, связанный с терминами «ментальный ландшафт», «ментальное пространство», «система смыслов» для понимания сути основных направлений нациестроительства;
  • Разбираться в процессе конструирования национальной идентичности и формирования национального самосознания в условиях геополитики третьей волны;
  • Получить представление о многообразии теоретических и практических подходов к изучению медийного и ментального ландшафтов для понимания глубины актуальных проблем современного общества, степени участия средств массовой информации и коммуникации в процессе управления прошлым.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • – определяет основные направления работы массмедиа по обеспечению государственных задач сохранения исторического наследия, национальной идентичности, культурной безопасности.
  • выявляет лакуны в медийном контенте, нацеленном на формирование общественного мнения по отношению к прошлому, причины их появления в историческом и социальном контекстах для проведения сравнительного анализа российской и зарубежной практики;
  • Анализирует с научных позиций явления, факты и события в политической и социо-культурной сферах, их освещение в массмедиа разных стран, владеть навыками работы с источниками теоретического знания по своей специализации, собирать, обрабатывать и анализировать информацию социально-политического характера;
  • Анализирует современную клиопедическую практику для создания журналистских текстов и медиаконтента в условиях трансформации системы международных отношений, политической и экономической нестабильности, гуманитарных проблем.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Управление прошлым и история
  • Историческая политика государства как инструмент управления прошлым
  • Прошлое как технология нациестроительства
  • Ментальный ландшафт и коллективная память
  • Тропосы в ментальном пространстве
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Зачет
    *В зависимости от количества полученных в течение всего курса баллов, студенту может быть выставлен “зачет” без устной сдачи. Максимальное количество баллов, которые студент может получить в течение курса - 30. В зависимости от количества баллов выставляется финальная оценка: 10-14 баллов за курс = 5 (удовлетворительно) 14-17 баллов за курс = 6 (хорошо) 18-22 балла за курс = 7 (хорошо) 23-26 баллов за курс = 8 (отлично) 27-30 баллов за курс = 9 (отлично) В случае, если студент не согласен со своей оценкой, он может принять участие в зачете, чтобы повысить свой финальный балл.
  • неблокирующий Доклад
  • неблокирующий Участие в дискуссии
  • неблокирующий Посещаемость
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 1st module
    0.275 * Доклад + 0.2 * Зачет + 0.25 * Посещаемость + 0.275 * Участие в дискуссии
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Соколова, М. В.  Теория и методология истории. Историческая память : учебник для вузов / М. В. Соколова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 113 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10089-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562177 (дата обращения: 04.07.2025).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Мельникова Екатерина. (n.d.). Алейда Ассман. Длинная тень прошлого: мемориальная культура и историческая политика. Пер. С нем. Бориса Хлебникова. М. : Новое литературное обозрение, 2014. 323 с. ISBN 978-5-4448-0146-8. Алейда Ассман. Новое недовольство мемориальной культурой. Пер. С нем. Бориса Хлебникова. М. : Новое литературное обозрение, 2016. 223 с. ISBN 978-5-4448-0516-9. Алейда Ассман. Распалась связь времен? Взлет и падение темпорального режима Модерна. Пер. С нем. Б. Хлебникова; пер. Английских цитат Д. Тимофеева. М. : Новое литературное обозрение, 2017. 272 с. ISBN 978-5-4448-0648-7. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2faleyda-assman-dlinnaya-ten-proshlogo-memorialnaya-kultura-i-istoricheskaya-politika-per-s-nem-borisa-hlebnikova-m-novoe-literaturnoe

Авторы

  • Уваров Федор Максимович
  • Панасенко Юлия Владимировна