• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Научно-исследовательский семинар "Исследования фанатских практик и культур соучастия"

Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 1-3 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Ним Евгения Генриевна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 46

Программа дисциплины

Аннотация

НИС посвящен исследованиям фан-культуры и знакомит с основными подходами и направлениями fan studies. В рамках НИСа студенты будут выполнять задания в широком диапазоне тем, фокусируясь на изучении фэндомов и фанатов фильмов, сериалов, анимации, комиксов, видеоигр, музыкальных групп, массовой литературы, селебрити и брендов. Также будут затронуты смежные темы, такие как фэндом и политика, фэндом и религия, фэндом и маркетинг, фэндом и медиатехнологии. Во всех случаях задания учитывают фанатский и исследовательский интерес студентов. На семинарах планируется: (1) читать и обсуждать научную литературу, посвященную этим исследовательским направлениям; (2) разрабатывать дизайн фан-исследований и представлять их промежуточные результаты; (3) анализировать отдельные фан-сообщества, фан-платформы и фанатские практики. НИС прежде всего полезен студентам, чьи КР ориентированы на исследования популярной культуры, медиафэндомов и различных форм культуры соучастия, а также представителям различных фэндомов (как «акафанам»). Каждый модуль семинара предусматривает выполнение оцениваемых элементов контроля, индивидуальных или групповых.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • 1. Сформировать у студентов представление об исследованиях фан-культуры.
  • 2. Развить навыки исследования фанатских практик и сообществ.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Формулирует ключевые понятия и концепции в области фан-исследований
  • Использует эмпирические методы для изучения фанатских практик и сообществ
  • Анализирует фэндомы в контексте развития медиатехнологий
  • Объясняет связь фэндомов, поп-культуры и медиаиндустрии
  • Осуществляет критическую рефлексию существующих подходов в фан-исследованиях
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Исследования фан-культуры: ключевые понятия и подходы
  • Тема 2. Структура, виды и этика фан-сообществ
  • Тема 3. Фанатские практики, платформы и медиатехнологии
  • Тема 4. Медиафэндомы и общество
  • Тема 5. Методология и этика фан-исследований
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание 1.
    Выполняется в командах, во внеаудиторное время. Студенты выбирают одно из заданий по темам первого или второго семинара и готовят презентацию. Детализация задания и критериев оценивания происходит во время учебного процесса (не менее чем за 5 дней до даты семинара). Задание оценивается по 10-балльной шкале.
  • неблокирующий Домашнее задание 2.
    Выполняется в командах, во внеаудиторное время. Студенты выбирают одно из заданий по темам третьего или четвертого семинара и готовят презентацию. Детализация задания и критериев оценивания происходит во время учебного процесса (не менее чем за 5 дней до даты семинара). Задание оценивается по 10-балльной шкале.
  • неблокирующий Домашнее задание 3.
    Студенты разрабатывают дизайн своего исследовательского проекта. Это может быть либо академическая курсовая работа, либо учебное исследование, специально проводимое в рамках семинара по фан-исследованиям.
  • неблокирующий Домашнее задание 4.
    Студенты выполняют этнографическое мини-исследование: проводят глубинные интервью с фанатами или анализирует контент фанатских онлайн-сообществ.
  • неблокирующий Исследовательский проект
    Студенты представляют концепцию и предварительные результаты эмпирического исследования по проблематике фан-культуры.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 3rd module
    0.1 * Домашнее задание 1. + 0.2 * Домашнее задание 2. + 0.2 * Домашнее задание 3. + 0.2 * Домашнее задание 4. + 0.3 * Исследовательский проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • A companion to media fandom and fan studies, , 2018
  • Kim, S.-Y. (2018). K-pop Live : Fans, Idols, and Multimedia Performance. Stanford University Press.
  • Linden, H., & Linden, S. (2017). Fans and Fan Cultures: Tourism, Consumerism and Social Media. United Kingdom, Europe: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.20227185
  • Popular music fandom : identities, roles and practices, , 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Mizuko Ito, Daisuke Okabe, & Izumi Tsuji. (2012). Fandom Unbound : Otaku Culture in a Connected World. Yale University Press.

Авторы

  • Ним Евгения Генриевна
  • Романенко Ксения Романовна