2025/2026





Медиапсихологические исследования
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-4 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Джура Алексей Павлович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
56
Программа дисциплины
Аннотация
Медиапсихология предполагает изучение аффективных, когнитивных, бихевиоральных и иных психологических феноменов, возникающих в социуме и у индивида, погружённого в пространство медиакультуры. Она охватывает широкий круг вопросов и проблем: как личность меняется во взаимодействии с медиа? Как меняется коммуникация между людьми при наличии посредника в виде медиа? С какими вызовами в области психического здоровья мы сталкиваемся и будем вынуждены столкнуться, учитывая возрастающую степень влияния медиа на индивидуальную и социальную жизнь? Как медиа задействуют психологические механизмы для влияния на аудиторию?
Научно-исследовательский семинар направлен на ознакомление с современными научными представлениями о психологических проблемах медиакоммуникаций, инструментами их диагностики и описания. Семинар позволит студентам выполнить научные работы по широкому кругу тем: от психологических эффектов медиавоздействия, включая формирование установок, настроений и стереотипов, до медиазависимости и медиабезопасности, психологии медиапотребления и даже трансформации роли традиционных психотерапевтических (и шире – помогающих) практик в контексте медиакультуры.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать представление о проблемном поле медиапсихологии, её предметной области, принципах и направлениях исследований, а также о состоянии современной научной дискуссии вокруг предмета медиапсихологии
- Освоить основные методы и методики исследования психологических эффектов массмедиа
- Получить практический опыт проведения научных изысканий в области медиапсихологии
Планируемые результаты обучения
- обсуждает проблемы медиапсихологических исследований
- доказывает валидность выбранных методов и методик для решения исследовательской задачи, поставленной в рамках выполнения исследования
- переосмысляет теоретический базис медиапсихологии с учётом материала, полученного в результате собственных изысканий
- выдвигает гипотезы о новых тенденциях развития медиа в контексте психологических обстоятельств, феноменов и последствий взаимодействия личности и медиа
- проектирует инновационные инструменты изучения медиапсихологических феноменов и проблем
Содержание учебной дисциплины
- Предметное поле медиапсихологии
- Методы медиапсихологии
- Психологическое исследование медиакультуры: проблемы и перспективы
- Психология медиапроизводства и медиамаркетинга
- Психология медиамаркетинга и медиапотребления
- Психология медиакоммуникативного взаимодействия в отношении молодёжной аудитории
Элементы контроля
- АктивностьЭлемент контроля предполагает учёт вклада студента (в виде вербальной активности, интеллектуальной деятельности) в проведение занятий. Оценивается только на семинарах, не распространяется на лекционные занятия. Видеоинструкция по ЭК: https://vkvideo.ru/video7336281_456239060?list=ln-fGxsISMDzDDYEuxu59
- Фрагмент исследованияИндивидуальное выступление по результатам выполнения домашнего либо аудиторного задания, связанного с разработкой фрагмента медиапсихологического исследования.
- ИсследованиеПодготовка проекта исследования – центральная практическая и образовательная задача, которую решает Семинар. Задание в рамках ЭК проводится индивидуально, самостоятельно с доступом к регулярной обратной связи от преподавателя по каждому из структурных элементов исследования. Студенты проходят весь цикл исследования от поиска темы в рамках проблемной области медиапсихологии к формулированию элементов методологического аппарата до дизайна конкретной методики. Исследование носит научно-прикладной характер (метод применяется к конкретному фактическому материалу). Образ результата к данному ЭК – презентация проекта медиапсихологического исследования с детальным описанием всех элементов методологического аппарата, обзором релевантной тематической и методологической литературы, дизайном конкретной совокупности методов для проверки сформулированных исследовательских гипотез. Под презентацией понимается визуальная презентация в формате pptx/pdf/key/etc. и защита результатов работы, представленные на последнем семинаре курса.
- Критическое чтениеЭлемент контроля повышенной сложности. Проводится в письменной форме. Письменная рефлексия по прочитанному тексту в программе Perusall.com. Образ результата к данному ЭК – полное, добросовестное, глубокое и рефлексивное прочтение предложенного в рамках курса текста с фиксацией собственных суждений и умозаключений по нему с привлечением материалов курса и дополнительных сведений в формате комментариев. Видеоинструкция к ЭК: https://vkvideo.ru/video7336281_456239059?list=ln-aWKz9wyFisZRRleUCn
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 4th module0.2 * Активность + 0.35 * Исследование + 0.2 * Критическое чтение + 0.25 * Фрагмент исследования
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Psychology of the media, Giles, D., 2010
- Основы воздействия СМИ, Брайант, Д., 2004
- Человек как субъект и объект медиапсихологии, Вартанова, Е. Л., 2011
Рекомендуемая дополнительная литература
- Психология телевизионной коммуникации : учеб. пособие для вузов, Матвеева, Л. В., 2004
- Харланова Ю.В. - Медиапсихология - 978-5-16-019720-3 - НИЦ ИНФРА-М - 2025 - https://znanium.ru/catalog/product/2134353 - 2134353 - ZNANIUM