• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2025/2026

Лингвокогнитивные исследования: язык и ментальные процессы

Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 2-4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар представляет собой углубленное изучение взаимосвязи языка и когнитивных процессов, лежащих в основе человеческого мышления и восприятия. В рамках дисциплины рассматриваются теоретические основы когнитивной лингвистики, методология когнитивного анализа языковых явлений, а также современные подходы к изучению того, как язык отражает и структурирует ментальные процессы. Особое внимание уделяется концептам, метафорам, языковым образам и механизмам формирования языковой картины мира на основе анализа медиатекстов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у обучающихся целостное представление о взаимосвязи языка и мышления, а также развитие навыков анализа языковых явлений через призму когнитивных процессов, лежащих в основе восприятия, понимания, порождения и интерпретации речи.
  • Освоить ключевые концепции когнитивной лингвистики, механизмы категоризации, концептуализации, метафорического и образного мышления.
  • Понимать роль языка в формировании и репрезентации ментальных моделей реальности.
  • Применять лингвокогнитивные подходы в решении практических задач в области журналистики, медиакоммуникаций, межкультурного взаимодействия, анализа дискурса и создания медиаконтента.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • анализирует взаимосвязь между языковыми структурами и когнитивными процессами, выявляя закономерности языкового отражения ментальных операций
  • оценивает когнитивные механизмы, лежащие в основе восприятия, категоризации и интерпретации языковых единиц
  • прогнозирует возможные когнитивные стратегии носителей языка при обработке и производстве речи в различных коммуникативных контекстах
  • применяет лингвокогнитивные модели и методы исследования для решения теоретических и прикладных задач в области медиа, лингвистики и межкультурной коммуникации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Когнитивная лингвистика и ее место в современной научной парадигме
  • Ментальные пространства и концептуальная интеграция
  • Язык как способ структурирования и описания реальности
  • Когнитивные подходы в лексической семантике
  • Русская языковая картина мира
  • Концептосфера в процессе межкультурных коммуникаций: основы лингвокогнитивного сравнения языков
  • Итоги курса
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещение и работа на семинарских занятиях
  • блокирующий Защита исследования
    Проверяет умение самостоятельно выбирать тему, оперировать методами научных исследований в соответствии с выбранной концепцией научной работы.
  • неблокирующий Дискуссия
    Предполагает участие студентов в аудиторной дискуссии на заданную тему.
  • неблокирующий Письменный коллоквиум
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 4th module
    0.25 * Дискуссия + 0.25 * Защита исследования + 0.25 * Письменный коллоквиум + 0.25 * Посещение и работа на семинарских занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Спорные проблемы семантики, Алефиренко, Н. Ф., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Введение в языкознание : учебник для акад. бакалавриата, Вендина, Т. И., 2015
  • Предложение и его смысл : логико - семантические проблемы, Арутюнова, Н. Д., 2007

Авторы

  • Москвина Жанна Олеговна
  • Федорова Ксения Александровна
  • Левенец Анастасия Александровна