• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2025/2026

Математика для анализа данных

Когда читается: 1-й курс, 2-4 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 9
Контактные часы: 108

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина формирует математическую основу, необходимую для изучения методов анализа данных, машинного обучения и искусственного интеллекта. Основное внимание уделяется трем разделам: математическому анализу, линейной алгебре и теории вероятностей с элементами математической статистики. Курс сочетает теоретические лекции и практические семинары, направленные на развитие аналитического мышления и уверенного владения математическим инструментарием, применимым в интеллектуальном анализе данных.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у студентов целостное понимание базовых математических принципов, лежащих в основе методов анализа данных и машинного обучения.
  • Развить навыки работы с функциями одной и многих переменных, матрицами и векторными пространствами, а также случайными величинами и распределениями.
  • Научить применять математические методы для решения прикладных задач анализа данных и интерпретации статистических результатов.
  • Подготовить студентов к последующим курсам, связанным с программированием, статистическим моделированием и исследовательским анализом данных.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает основные понятия анализа функций, линейной алгебры и теории вероятностей;
  • понимает взаимосвязь математических разделов и их роль в построении аналитических моделей;
  • умеет применять методы дифференцирования, интегрирования и оптимизации функций для решения задач анализа данных;
  • способен решать системы линейных уравнений, находить собственные значения и векторы, работать с ортогональными базисами и тензорами;
  • владеет основами теории вероятностей, умеет строить простейшие стохастические модели и проводить оценку статистических гипотез;
  • демонстрирует готовность использовать математический аппарат для анализа реальных данных и интерпретации результатов моделирования.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Математический анализ (2 модуль). Основы анализа: последовательности и ряды.
  • Математический анализ (2 модуль). Функции одной переменной.
  • Математический анализ (2 модуль). Дифференцирование функции одной переменной.
  • Математический анализ (2 модуль). Интегрирование.
  • Математический анализ (2 модуль). Ряд Тейлора.
  • Математический анализ (2 модуль). Функции многих переменных.
  • Математический анализ (2 модуль). Оптимизация функций многих переменных.
  • Линейная алгебра (3 модуль).Векторы и векторные пространства.
  • Линейная алгебра (3 модуль). Матрицы и операции над ними. Ранг матрицы.
  • Линейная алгебра (3 модуль). Системы линейных уравнений.
  • Линейная алгебра (3 модуль). Собственные значения и собственные векторы.
  • Линейная алгебра (3 модуль). Норма векторов и матриц.
  • Линейная алгебра (3 модуль). Ортогонализация и ортонормальные базисы.
  • Линейная алгебра (3 модуль). Консультация перед экзаменом
  • Теория вероятностей и математическая статистика (4 модуль). События, вероятность.
  • Теория вероятностей и математическая статистика (4 модуль). Формула Байеса и формула полной вероятности.
  • Теория вероятностей и математическая статистика (4 модуль). Случайные величины. Матожидание и дисперсия.
  • Теория вероятностей и математическая статистика (4 модуль). Дискретные и непрерывные вероятностные распределения.
  • Теория вероятностей и математическая статистика (4 модуль). Случайные вектора, сходимость случайных последовательностей. Законы больших чисел и центральные предельные теоремы.
  • Теория вероятностей и математическая статистика (4 модуль). Мат. статистика, введение: точечные оценки.
  • Теория вероятностей и математическая статистика (4 модуль). Гипотезы, проверка гипотез.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Математический анализ (2 модуль). Домашнее задание 1.
  • неблокирующий Математический анализ (2 модуль). Домашнее задание 2.
  • неблокирующий Математический анализ (2 модуль). Домашнее задание 3.
  • неблокирующий Математический анализ (2 модуль). Экзамен.
  • неблокирующий Линейная алгебра (3 модуль). Домашнее задание 1.
  • неблокирующий Линейная алгебра (3 модуль). Домашнее задание 2.
  • неблокирующий Линейная алгебра (3 модуль). Домашнее задание 3.
  • неблокирующий Линейная алгебра (3 модуль). Экзамен.
  • неблокирующий Теория вероятностей и математическая статистика (4 модуль). Домашнее задание 1.
  • неблокирующий Теория вероятностей и математическая статистика (4 модуль). Домашнее задание 2.
  • неблокирующий Теория вероятностей и математическая статистика (4 модуль). Домашнее задание 3.
  • неблокирующий Теория вероятностей и математическая статистика (4 модуль). Экзамен.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    Итог = Округление(0.7 * ДЗ + 0.3 * Э), где ДЗ — средняя оценка за все домашние задания, Э — оценка за экзамен. ср. ДЗ рассчитывается без округления; итоговая оценка округляется арифметически (0.5 вверх). Для того, чтобы получить оценку «отлично» вам нужно набрать 8 – 10 баллов, «хорошо» 6 – 8 баллов, «удовлетворительно» 4-6 баллов. Требования к соблюдению академических норм: При выполнении всех Элементов контроля обучающиеся обязаны соблюдать академические нормы в соответствии с Правилами внутреннего распорядка обучающихся НИУ ВШЭ (п. 3.5.4) и Положением об организации промежуточной аттестации (ПОПАТКУС, п. 15.2). За нарушения академических норм, включая списывание, плагиат, подлог, фабрикацию данных, использование подсказок и иные нарушения, указанные в ПВРО (п. 3.5.4 и далее), выставляется оценка 0 (ноль) за соответствующий Элемент контроля. Использование генеративных моделей: При выполнении Элементов контроля разрешается использование генеративных моделей (ChatGPT, Claude, Gemini, Copilot и аналогичные инструменты). Использование генеративных моделей должно быть надлежащим образом задекларировано путём указания в работе названия инструмента, версии, цели его применения и тех частей работы, где он использовался. Недекларированное использование генеративных моделей трактуется как плагиат и влечет оценку 0.
  • 2025/2026 3rd module
    Итог = Округление(0.7 * ДЗ + 0.3 * Э), где ДЗ — средняя оценка за все домашние задания, Э — оценка за экзамен. ср. ДЗ рассчитывается без округления; итоговая оценка округляется арифметически (0.5 вверх). Для того, чтобы получить оценку «отлично» вам нужно набрать 8 – 10 баллов, «хорошо» 6 – 8 баллов, «удовлетворительно» 4-6 баллов. Требования к соблюдению академических норм: При выполнении всех Элементов контроля обучающиеся обязаны соблюдать академические нормы в соответствии с Правилами внутреннего распорядка обучающихся НИУ ВШЭ (п. 3.5.4) и Положением об организации промежуточной аттестации (ПОПАТКУС, п. 15.2). За нарушения академических норм, включая списывание, плагиат, подлог, фабрикацию данных, использование подсказок и иные нарушения, указанные в ПВРО (п. 3.5.4 и далее), выставляется оценка 0 (ноль) за соответствующий Элемент контроля. Использование генеративных моделей: При выполнении Элементов контроля разрешается использование генеративных моделей (ChatGPT, Claude, Gemini, Copilot и аналогичные инструменты). Использование генеративных моделей должно быть надлежащим образом задекларировано путём указания в работе названия инструмента, версии, цели его применения и тех частей работы, где он использовался. Недекларированное использование генеративных моделей трактуется как плагиат и влечет оценку 0.
  • 2025/2026 4th module
    Итог = Округление(0.7 * ДЗ + 0.3 * Э), где ДЗ — средняя оценка за все домашние задания, Э — оценка за экзамен. ср. ДЗ рассчитывается без округления; итоговая оценка округляется арифметически (0.5 вверх). Для того, чтобы получить оценку «отлично» вам нужно набрать 8 – 10 баллов, «хорошо» 6 – 8 баллов, «удовлетворительно» 4-6 баллов. Требования к соблюдению академических норм: При выполнении всех Элементов контроля обучающиеся обязаны соблюдать академические нормы в соответствии с Правилами внутреннего распорядка обучающихся НИУ ВШЭ (п. 3.5.4) и Положением об организации промежуточной аттестации (ПОПАТКУС, п. 15.2). За нарушения академических норм, включая списывание, плагиат, подлог, фабрикацию данных, использование подсказок и иные нарушения, указанные в ПВРО (п. 3.5.4 и далее), выставляется оценка 0 (ноль) за соответствующий Элемент контроля. Использование генеративных моделей: При выполнении Элементов контроля разрешается использование генеративных моделей (ChatGPT, Claude, Gemini, Copilot и аналогичные инструменты). Использование генеративных моделей должно быть надлежащим образом задекларировано путём указания в работе названия инструмента, версии, цели его применения и тех частей работы, где он использовался. Недекларированное использование генеративных моделей трактуется как плагиат и влечет оценку 0.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Вся высшая математика : учебник, т.1, Краснов, М. Л., 2012
  • Ивановская, В. Ю. Математика для экономистов. Линейная алгебра и аналитическая геометрия в примерах и задачах : учебное пособие / В. Ю. Ивановская. — Вологда : ВГМХА им. Н.В. Верещагина, 2022. — 110 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/313988 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Кельберт, М. Я. Вероятность и статистика в примерах и задачах : учебное пособие : в 3 томах / М. Я. Кельберт, Ю. М. Сухов. — 3-е изд., доп. — Москва : МЦНМО, 2018 — Том 1 : Основные понятия теории вероятностей и математической статистики — 2018. — 519 с. — ISBN 978-5-4439-2211-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/267563 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Коралов, Л. Б. Теория вероятностей и случайные процессы / Л. Б. Коралов, Я. Г. Синай , под редакцией Б. М. Гуревича , перевод с английского Э. В. Переходцевой. — Москва : МЦНМО, 2014. — 408 с. — ISBN 978-5-4439-2073-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/71821 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Лагутин М.Б. - Наглядная математическая статистика - 978-5-93208-651-3 - Лаборатория знаний - 2023 - https://znanium.ru/catalog/product/2032511 - 2032511 - ZNANIUM
  • Линейная алгебра : учебное пособие для спо, Лубягина, Е. Н., 2021
  • Линейная алгебра и аналитическая геометрия : учебник для вузов, Ильин, В. А., 2015
  • Теория вероятностей и математическая статистика: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения - 978-5-4461-9416-2 - Семенов В. А. - 2021 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/378766 - 378766 - iBOOKS
  • Чжун, К. Л. Элементарный курс теории вероятностей. Стохастические процессы и финансовая математика : учебник / К. Л. Чжун, Ф. Аит-Сахлиа , перевод с английского М. Б. Лагутина , художник С. Инфантэ. — 4-е изд. — Москва : Лаборатория знаний, 2021. — 458 с. — ISBN 978-5-93208-572-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/176459 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Кибзун, А. И. Теория вероятностей и математическая статистика. Базовый курс с примерами и задачами : справочник / А. И. Кибзун, Е. Р. Горяинова, А. В. Наумов. — 3-е изд. — Москва : ФИЗМАТЛИТ, 2007. — 232 с. — ISBN 978-5-9221-0836-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/59479 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Ахмедова Гюнай Интигам кызы